«Судьбы моей простое полотно…»

Дата:

Сегодня это торговый центр, а несколько десятилетий назад здесь день и ночь стучали станки, к которым спешили со всего города сноровистые текстильщицы. Горно-Алтайская ткацкая фабрика была хорошо известна в СССР и за его пределами своими красивыми, отличного качества гобеленовыми коврами, покрывалами, скатертями, тканями и имела богатую историю.

Все начиналось в 1928-м, когда улалинские мастера швейного дела объединились в одну артель. 1 ноября 1929 года она была официально зарегистрирована и получила название «Ойротка». Эта дата и считается днем рождения ткацкой фабрики. В начале 40-х годов к «Ойротке» присоединилась промартель имени Крупской, которая тоже занималась швейным производством, тогда же было решено организовать и ткацкий цех.

В 1948 году «Ойротку» переименовали в «Текстильщик», а 1 июля 1956-го «Текстильщик» реорганизовали в Горно-Алтайскую ткацкую фабрику. Только вдумайтесь: за одну минуту предприятие вырабатывало 26 погонных метров ткани! В цехах были установлены 201 ткацкий станок и 44 единицы приготовительного оборудования, а продукция поставлялась в 29 торговых баз от Алтая до Дальнего Востока!

20 лет назад ткацкая фабрика прекратила свое существование, сменились вывески и род деятельности: с производства – на торговлю и сдачу площадей в аренду.

Однако в Горно-Алтайске остались люди, хранящие добрую память о родном предприятии. В их числе и Валентина Васильевна Волокитина. Гостеприимная, скромная, доброжелательная, она много улыбается и с удовольствием рассказывает об успехах внучек, а вот здоровьем, конечно, не похвалиться – столько пережито…

Твой цех - твоя передовая

Старшая из сестер Кручинкиных Валентина родилась 20 мая 1947 года в с. Сугул Чойского района. Так уж вышло, что отец не жил с ними. Мама Анастасия Ивановна работала в колхозе, чуть свет – она уже на ногах, в поле.

Через несколько лет семья решила перебраться в Горно-Алтайск.

Окончив восемь классов, в 1964 году Валя по совету своей тети ткачихи впервые перешагнула порог ткацкой фабрики. 17-летнюю девушку приняли мотальщицей в приготовительный цех. Работала добросовестно, быстро освоила специальность, а уже через три месяца вышла в передовики производства.

– На первую зарплату в 66 рублей я купила красивый вельветовый костюм с красными полосками, отрез шелка и платье маме. Все деньги потратила, но какое это было счастье! – вспоминает моя собеседница.

Через год Валентину перевели в уточно-перемоточный цех – по ее словам, самый грязный и тяжелый.

– Так как на фабрике преобладал ручной труд, не было вентиляции, шерсть и пыль забивались в глаза, нос, уши… После смены не было видно лица. Мылись холодной водой (горячей не было), – рассказывает Валентина Васильевна. – Трудились в две-три смены, стоя у станков на холодном бетонном полу. Выходной был один – воскресенье. На возраст тогда не глядели: взялся за гуж – не говори, что не дюж. В смену мне необходимо было намотать на шпули около ста килограммов нитей, менять бобины, следить за качеством вырабатываемой продукции, за работой механизмов машины, при необходимости – ликвидировать обрывы нитей. Тяжело было.

– И что, ни разу не думали о том, чтобы сменить место работы? – спрашиваю.

– Возможность была, но я не хотела: от дома недалеко, зарплата хорошая, коллектив дружный, сплоченный. Праздники вместе отмечали, накрывали в цехах столы, устраивали «Голубой огонек», – ностальгирует Валентина Васильевна.

Так до самой пенсии и проработала она на фабрике. Ее портрет висел на Доске почета, ей вручали грамоты за достигнутые высокие показатели на производстве. Помимо премий и наград передовиков поощряли бесплатными путевками на курорты, в том числе и за рубеж.

– Проработала год, и мне предложили путевку в Венгрию. Правда, добираться до места нужно было самостоятельно и за свой счет. Мама трудилась поваром, в семье денег не хватало. Тогда она предложила сдать быка на мясо, но я ее отговорила, – вспоминает моя собеседница. – Впоследствии я все же побывала в Грузии, Болгарии, Москве, Чите, Монголии.

В 1972 году Валентина Васильевна перешла работать в отдел труда и заработной платы и надолго осталась там после окончания заочного отделения Горно-Алтайского кооперативного техникума. А ее дело в цехе продолжила сестра Екатерина, которая пришла на фабрику сразу после школы.
По семейной традиции, через два года на фабрике стала работать и младшая Галина.

Фабрика их связала

Когда Николай Волокитин пришел на ткацкую фабрику, ему не было и 15 лет. Начинал простым смазчиком, работал слесарем, помощником мастера, в свободное время занимался лыжным спортом.

Он сразу заприметил новенькую: красивую, стройную, с большими выразительными глазами. Молодые люди приглянулись другу, стали встречаться. Вскоре Николая с предприятия забрали в армию, служить пришлось три года в Польше. А Валя писала письма и ждала.

В 1968-м Волокитины сыграли свадьбу, а вскоре появились дети. Сначала жили вместе с родителями, затем в общежитии в комнате площадью 9 кв. метров. Нелегко, конечно, было совмещать работу с воспитанием детей, домашним хозяйством. Но Валентина везде успевала. Не отказывалась наша героиня от любой работы: на субботник – так со всеми вместе, на благоустройство котельной и дополнительного корпуса фабрики – опять Волокитина. Никогда не сторонилась общественных нагрузок: была секретарем партбюро фабрики, цеховым партсекретарем, председателем народного контроля, и в профсоюзе ее задействовали.

Николай Егорович тоже не отставал – внедрил в производство немало рационализаторских предложений. Так, например, он усовершенствовал вставку для куфтомотальной машины. В результате производительность выросла аж в два раза! Вал эксцентрика на уточной машине УЛ-300 в целях профилактики необходимо было разбирать каждые два-три месяца. На это уходило не меньше часа. Николай Егорович изготовил приспособление, которое позволило выполнять эту работу за пять минут. Около 20 его рацпредложений принесли предприятию 10 тысяч рублей экономии. В 28 лет Николай удостоился признания на государственном уровне – его наградили орденом «Знак Почета».

В то время рабочие и молодые специалисты могли рассчитывать на бесплатное жилье – и получали. Благодаря инициативе руководителей на предприятии была ликвидирована очередь на жилье. В 1975 году рядом с фабрикой появился современный пяти-этажный дом для ее работников. Сегодня в нем проживают 12 ветеранов предприятия, в том числе чета Волокитиных. Несколько лет назад на фасаде дома была установлена памятная доска: «В этом доме с 1976 по 2018 год жил почетный гражданин г. Горно-Алтайска директор ткацкой фабрики А.Н. Иваницкий».

В этом году Валентина Васильевна и Николай Егорович отмечают изумрудную свадьбу, их крепкий союз отмечен медалью «За любовь и верность». А общий трудовой стаж семьи Кручинкиных – Волокитиных на ткацкой фабрике составляет 120 лет! Валентина Васильевна проработала здесь 38 лет, Екатерина и Галина – 24 и 22 года соответственно. Николай Егорович отдал предприятию 36 лет, а если еще прибавить годы работы его мамы Лукерьи Тимофеевны, брата Геннадия и племянника Валерия, получится, что стаж династии почти в два раза больше истории самого предприятия!

Прошлое и настоящее

В начале 80-х годов началась реконструкция фабрики, были построены ткацкий и приготовительный цеха, мощная котельная. Все это позволило увеличить производительность труда. В 1985-м фабрика произвела 4789 тысяч кв. метров ткани (для сравнения: в 1948-м промартель «Текстильщик» выработала лишь 60 тысяч кв. м).

В 1992 году предприятие стало акционерным обществом открытого типа «Ткацкая фабрика». Во время перестройки, пытаясь уйти от банкротства и сохранить хотя бы часть производственных мощностей, руководство приняло решение заняться пошивочной деятельностью. В 1996-м был открыт цех по переработке шерсти. В ОТК, где Валентина работала мастером цеха, шили одеяла, матрасы, постельное белье, верхонки, подушки. Окончательно фабрику ликвидировали в 2003-м. Но производство остановили на год раньше. В один день все сотрудники были уволены по сокращению штата. И город в одночасье «осиротел».

По словам Валентины Волокитиной, до последнего никто не верил, что некогда крупнейшее градо-образующее предприятие, дающее работу сотням людей, может угаснуть.

-Вам обидно? – спросила я.

– Конечно, не то слово, – говорит Валентина Васильевна, а глаза ее темнеют то ли от слез, то ли от воспоминаний. – Столько было вложено труда в эту фабрику, столько сил, энергии, здесь прошли лучшие годы жизни. Уже через несколько дней после нашего сокращения территория фабрики представляла собой жуткое зрелище. Повсюду валялись документы, фотографии, мебель. Ходила как по кладбищу, плакала… Впопыхах демонтировали и увозили станки на металлолом, на месте цехов росли как грибы после дождя торговые точки. Многие рабочие просили оставить для нас хотя бы уголочек!.. Не позволили. До сих пор, когда прохожу мимо, сердце сжимается.

Интервью закончилось, а мы продолжали разговаривать и обсуждать разные темы, рассматривали старые черно-белые фотографии, вырезки из газет. Попрощавшись, отправляюсь на «Ткацкий». Долго топчусь у центрального входа. Внутри шум, многоголосье. Между рядами снуют туда-сюда с озабоченным видом покупатели, присматриваются, торгуются. Вливаюсь в толпу, пытаясь представить, где располагались цеха, станки, какие люди здесь трудились, о чем мечтали.

Увы, для большинства горожан теперь это просто название остановки и еще один безликий торговый центр. А ветераны фабрики все еще считают себя семьей, поддерживают связи, в День пожилого человека организуют чаепития. И даже спустя 20 лет поминают добрым словом ткацкую фабрику, ставшую для многих судьбой…

Татьяна РУССКИХ
Фото из архива семьи Волокитиных

Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале «Звезды Алтая».

Все самые последние новости в нашем телеграм канале

Отправь другу

spot_imgspot_img

Популярное

Другие статьи

Под счастливым числом

Сегодня, 29 марта, в Перинатальном центре Республики Алтай по...

В Республике Алтай завершается контрактация объектов дорожного нацпроекта

В Республике Алтай завершается определение подрядных организаций для ремонта...

Близкие ветерана, прошедшего через войну и фашистскую оккупацию, передали для нужд СВО его автомобиль

29 марта на передовую отправился УАЗ, который принадлежал Аркадию...

В Чемальском районе застолье в кафе закончилось для посетителя ножевыми ранениями

В дежурную часть Отделения МВД России по Чемальскому району...