Маленькие истории. «Страница истории Горного Алтая»

Дата:

К газетам отношение у нас часто небрежное. Нужны они, чтобы прочитать о событиях дня, потом про этот листок бумаги забывают. Пригодится он ещё не раз: что-нибудь завернуть, протереть, подстелить куда-нибудь. Но проходят годы, и газета становится ценной именно тем, что в ней сохраняется дух времени. Многое забывается, а пожелтевшая, разорванная в некоторых местах газета напомнит о прошедшем. Листать старые газеты очень интересно. Встречаются знакомые лица: молодые, весёлые, задорные. И хочется вздохнуть: ах, какими мы были!

А молодое постсоветское поколение, познакомившись с заголовками статей, узнает, как жила страна, что волновало людей, о чём думали и писали.

Мы открываем новую рубрику «Маленькие истории», где будем публиковать интересные статьи и письма из старых номеров «Звезды Алтая». Интересно, какие события освещались в августе 56-го, а о чём писали в феврале 1969-го… Почитаем вместе?

Так, в номере за 15 октября 1950 года напечатана статья под названием «Страница истории Горного Алтая (О раскопках больших курганов)».

Страница истории Горного Алтая 
(О раскопках больших курганов)

Горно-Алтайская — экспедиция Института истории материальной культуры Академии наук СССР четвертый год производит раскопки больших курганов с каменной наброской, освещающих одну из блестящих страниц истории Горного Алтая.

Время сооружения исследуемых курганов — середина первого тысячелетия до нашей эры, следовательно около 2500 лет тому назад. Несмотря на то, что все до сих пор вскрытые курганы еще в древности были ограблены, благодаря наличию вечной мерзлоты, образовавшейся под каменной их наброской, в них хорошо сохранились не только различные изделия из меха, кожи, дерева, всевозможные ткани, но и бальзамированные тела захороненных людей, трупы лошадей. По сохранности захороненного и научной их ценности с горно-алтайскими курганами могут соперничать только знаменитые египетские пирамиды.

Нашими раскопками установлено, что население, оставившее после себя курганы с каменной наброской на их поверхности, по своему физическому типу близко к типу современного коренного населения Горного Алтая и восточного Казахстана и может рассматриваться как отдаленные предки алтайцев и казахов.

Культура этого населения была общая с культурой прочих скифосакских племен, культурой господствовавшей в течение шести столетий (с восьмого по второй век до нашей эры) на огромных пространствах степей и предгорий от Карпат на западе, до Памира, Тяньшаня, Тарбогатая и Алтая — на востоке.

Население Горного Алтая в те времена вело оседлый, по преимуществу, образ жизни, занимаясь главным образом, скотоводством, отчасти охотой. В большом количестве разводились лошади, крупный и мелкий рогатый скот. Особо следует отметить наличие (помимо малорослых лошадей и слабо жирнохвостых овец) замечательных высокопородных коней, не уступающих прославленным древним баскам — коням Парфии и Бактрии, а также весьма тонкорунных овец, по качеству шерсти не уступающих самым тонкорунным современным породам овец. Разводились также козы, коровы и яки. Из зверей добывались лоси, северный и благородный олень
горные козлы и бараны, кабаны; из пушных зверей — соболь, горностай, белка, степные кошки, барсы и по-видимому леопарды, которые водились в предгорьях Алтая.

Основным средством передвижения служил верховой конь. Во всех без исключения могилах того времени, независимо от того, имеем ли мы дело с захоронением мужчин или женщин, богатых или бедных, везде вместе с людьми захоронены и кони, причем в богатых захоронениях встречаются по 14 — 16 лошадей не только с узлами, но и обязательно с седлами. Тем не менее население пользовалось волокушами, примитивными телегами и достаточно совершенными повозками с дышловой упряжкой четверика коней.

На очень высоком уровне стояла техника обработки дерева, рога, шерсти, кожи и металлов. В те времена на Алтае были уже известны токарный и ткацкий станки; всевозможные шерстяные ткани отличались тонкой выделкой.

При скотоводстве, как основном производстве, при наличии частной собственности на скот, в руках отдельных лиц, родовых старейшин и племенных вождей сосредотачивались значительные богатства, и общественный строй того времени можно характеризовать как время распада родового строя и господства военной демократии. В раскапываемых экспедицией больших курганах мы имеем захоронение родовых старейшин и племенных вождей.

На чрезвычайно высоком уровне стояло искусство, прославленный  скифосибирский звериный стиль. В этом художественном стиле выполнены почти вое бытовые предметы вплоть до воевозмолятых украшений конской упряжи, богатых орнаментов, которыми разукрашены одежды. Принадлежность алтайцев в рассматриваемое время к скифской культуре подчеркивается не только общностью хозяйственного быта, Одежды, искусства, но до мельчайших подробностей общностью обычаев таких, как обряд погребения, скальпирования убитых врагов, бальзамирования тел знатных лиц — племенных вождей.

Помимо исключительного значения, какое раскопки Горно-Алтайской археологической экспедиции имеют для восстановления истории культуры народов СССР, их мировое значение заключается в том, что они устанавливают международные связи в эти  отдаленные времена населения Горного Алтая с передовыми культурами Передней Азии и Дальнего Востока. В раскопках курганов нами впервые найдены древнейшие переднеазиатские (персидские и мидийские) шерстяные ткани и бархатные ковры, шелковые китайские ткани, и бронзовые зеркала эпохи Чжоу.

В настоящее время экспедиция производит раскопки двух курганов в среднем течении реки Каракол, близ селения Кулада, на урочище Таш-Алар. Вскрыт малый курган, мерзлота в котором не простиралась до дна  могильной ямы и поэтому сохранность захоронения оказалась очень плохой. Там в колоде обычного типа был захоронен юноша лет 18 с отрубленной (вероятно в бою) головой и с ним 10 коней. От конской упряжи сохранились только украшения из листового золота; из прочих вещей — лоскуты очень тонкой работы шелковой ткани, красный и черным лаки, украшавшие головной убор, мелкие золотые украшения одежды. Особенно интересна находка ромбических со втулкой роговых наконечников стрел, сближающих культуру Алтая с культурой того же времени Саян, в частности Минусинских степей.

Совершенно особый интерес представляет сильно поврежденная грабителями крышка колоды с наружной поверхности сплошь покрытая резными изображениями тигров, лосей, горных баранов, кабанов. Стиль этих изображений весьма близок изображениям в эрмитажных знаменитых скифосибирских золотых бляхах и весьма возможно, что данный курган окажется древнее раскопанных в Улагане Пазырыкских курганов, относящихся к 5 — 4 векам до нашей эры.

Профессор С. РУДЕНКО, начальник Горно-Алтайской археологической экспедиции института истории материальной культуры Академии Наук СССР.

На фото обложки слева направо: С.И. Руденко, Н.М. Руденко, Н.Н. Новоуспенский, В.М. Сунцова. 1950 г. Источник: https://www.vtourisme.com

Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале «Звезды Алтая».

Все самые последние новости в нашем телеграм канале

Отправь другу

spot_imgspot_img

Популярное

Другие статьи

Прокуратура выявила факт незаконной рубли леса в Чемальском районе

Природоохранная прокуратура выявила факт незаконной рубки лесных насаждений на...

«Иль сны приходят. В них я с вами вместе…»

Время летит неумолимо. Изменить чью-то судьбу мы не можем,...