Несколько лет художник Вячеслав Сергеевич Торбоков создавал три холста. Он работал, делал паузы, снова возвращался к полотнам. Хотелось, чтобы пейзажи получились в духе старых мастеров. Результаты этого терпеливого процесса зритель сегодня может увидеть в Новосибирском музее Н.К. Рериха, где вместе со своими коллегами живописец участвует в проекте «Сердце гор».

На открытие выставки Вячеслав Сергеевич не поехал. Занят, да и самочувствие не благоволило к путешествию. Более того, он не сразу согласился выставить свои работы. Но Владимир Ельников и Евгений Бучнев, непосредственно участвующие в проекте, уговорили. Да еще организаторская инициатива Натальи Воробьевой, друга художников, побудила. «Сердце гор» – выставка четырех авторов, включая холсты почившего в этом году Родиона Зиновьева. Пейзажное раздолье очень порадовало любителей живописи, среди которых настоящие ее ценители и те, кто пришел конкретно на имена. Событие – хороший повод поговорить с Вячеславом Сергеевичем, который, кажется, достаточно замкнут в своей аскатской жизни. Но эта жизнь — в трудах: он преподает, рисует и занимается интересными проектами…

— В экспозиции «Сердце гор» представлены три мои работы, которые еще никогда не выставлялись, – рассказывает мастер. – В них – моя любовь к горным речушкам, которые всегда очень привлекательны и как тема для живописи. Я работал над этими холстами довольно долго, хотелось очень детально и душевно подойти к процессу. Вспомните работы великого Шишкина! Такая невероятная прописанность элементов пейзажа! Сейчас часто предпочитают обобщение в этом жанре. А мне хотелось создать что-то в манере старых мастеров, чтобы зритель смотрел на картины и видел, как камни просвечивают сквозь прозрачную воду, ощущал ее прохладу, чувствовал россыпь брызг. Так появились «Лесной ручей», «Горное ущелье» и «Водопад Корбу».

Особенно понимаю теперь, как важно обращать внимание на образность в пейзаже — чтобы было передано состояние и зритель мог чувствовать какой-то рассказ в живописном мотиве. Если хотите, литературно-музыкальный — с эмоциями грусти или радости. А если за всем этим будет стоять какая-то личная история, то это будет считано. Художник должен петь душой! Я избегаю создания просто красивых видов. Кроме того, понимаю, что не могу творить в одной манере. Все так же хочется искать. Не удивлюсь, если в будущем начну пробовать абстрактную живопись.

К вышеназванным пейзажам организаторы также добавили несколько моих небольших работ из частных новосибирских коллекций. Выставка «Сердце гор» получилась очень теплой. На ней представлено много работ нашего покойного друга Родиона Зиновьева, к творчеству которого я испытывал интерес всегда. Он был очень хорошим живописцем. Природа наделила его убедительными качествами колориста, цветовика. Я склонен восхищаться какими-то превосходствами в работе других мастеров. В частности, например, зеленый цвет для меня – проблема, а Родион был всегда с ним на дружеской ноге. Вспоминаю его удивительную способность увлекаться процессом. Он буквально отключался от внешнего мира, когда работал. Мы были на совместных этюдах много раз, и я наблюдал это. Как резчик он работал с большим интересом. У меня осталось несколько авторских скульптурок, которые он подарил мне. Родион был наделен удивительно добрым характером, а его жизнерадостность и оптимизм покоряли. В любой компании он открывался и быстро становился своим для всех. Я всегда ценил нашу дружбу с ним. И искренне считаю, что он свою жизнь прожил не зря…

Также Вячеслав Сергеевич рассказал, что в текущее время занимается оформлением книги Лазаря Кокышева — это одна из его повестей, которую планируют переиздать на следующий год. А еще поделился идеей сюжета, над которым работает как живописец. Речь идет о небольшой картине, посвященной Г.И. Чорос-Гуркину. Она называется «Возвращение Мастера». Аллегорическая тема. Художник представил, что Григория Ивановича не расстреляли, а отпустили, сказалась заслуга его талантов. И он поздней осенью возвращается к себе в усадьбу… Согласитесь, что в этой идее есть интрига. И очень хотелось бы увидеть результат, поскольку картину художник планирует отправить по окончании работы в Санкт-Петербург доктору философских наук А.В. Малинову, выразившему желание приобрести полотно.

В беседе я спросила о судьбе его особенной картины «Отдых у дороги», на которой изображена мама художника, сидящая после покоса на траве. Этот душевный холст на зональной выставке был оценен Почетной грамотой. К сожалению, наш музей, по словам Вячеслава Сергеевича, не проявил к ней совершенно никакого интереса. Полотном заинтересовались люди со стороны, и это совпало с моментом, когда мастеру не хватало средств, чтобы вставить окно в своем доме. Картина ушла к сибирскому коллекционеру фактически по цене окна, бытовая задача была разрешена. Наверное, это тот случай, когда художник с миром отправляет в добрые руки плод своего искусства, внутренне благословляя его на новую жизнь, без пылкого конфликта возвышенного и земного внутри сердца. Тем более что как-то Вячеслав Торбоков рассудительно, в своей манере, сказал про веру, что его лучшая картина – впереди. А значит, поиски будут продолжаться…

Екатерина Баженова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *