В сентябре мы рассказывали о замечательном путешествии по Телецкому озеру, организованном редакцией «Звезды Алтая» для журналистов региональных СМИ, – пресс-туре на «Пионере Алтая». Сегодня хочется вспомнить историю легендарного теплохода и познакомить читателей с человеком, который, следуя мечте, не только восстановил и вновь вывел его (теплоход) на воду, но и делает все возможное для развития своей малой родины.

Итак, теплоход класса ОМ (озерный московский) «Пионер Алтая» был заложен на Московском судостроительном заводе в 1964 году (суда такого класса выпускали также в Германии, Чехословакии и Польше). От судов класса «река» он отличается повышенным запасом прочности. Его иллюминаторы подняты над уровнем воды на 1,9 метра, в то время как на речных располагаются на высоте не более метра, есть привальники для отбивки волны, внутри корпуса – водонепроницаемые перегородки и полностью герметичные отсеки. На воду теплоход сошел в 1965 году. В 1968-м прибыл на Телецкое озеро: своим ходом прошел из Московского пароходства Северным морским путем через систему каналов и морей Северного Ледовитого океана в Обскую губу, поднялся по высокой воде по Оби и Бии. В летний сезон «Пионер» совершал однодневные экскурсии вокруг Телецкого озера, каждый раз перевозя на борту более двухсот пассажиров (вместимость по паспорту – 240 человек). После 21-летнего простоя в ходе прошедших в октябре 2013-го испытаний совершил рейс по всей акватории Телецкого озера, побывав у Яйлинской террасы, хребта Корбу, кордонов южного плеса и мыса Кырсай, гор Туалок и Алтын-Туу.

Экспертная комиссия дала заключение, что все судовые системы соответствуют базовому проекту и проекту восстановления. На судне установлены навигационные системы GPS, GLONASS, АИС, основная и эксплуатационная радиостанции КВ и УКВ, навигационная радиолокационная станция, оно оснащено всеми необходимыми средствами безопасности. На все заново установленные оборудование и изделия имеются сертификаты Российского речного регистра и акты соответствия требованиям технического регламента по безопасности объектов внутреннего водного транспорта.

В октябре «Пионер Алтая» завершает уже девятую навигацию в своей новой истории. Возможной она, эта новая история, стала благодаря вере и настойчивости когда-то деревенского мальчишки, а ныне предпринимателя Ивана Южакова. В детстве он жил на берегу, неподалеку от причала, где швартовался «Пионер». Местная ребятня, и Ваня в том числе, ждала прибытия теплохода с рейса, встречала его, забиралась на палубу и прыгала в озеро. «Завидев капитана дядю Лёню Туймешева, убегали», — вспоминает Иван Валерьевич.

В 1990-х «Пионер» и его «младший брат» «Яков Баляев» встали, казалось, на вечный причал. Более полутора десятков лет стояли они на берегу разрушающимися памятниками советскому туризму: ржавели, теряли иллюминаторы (их выбивали), детали и механизмы (их крали). Иногда возникали разговоры о ремонте. Тщетно. В 2009-м «Яков Баляев» по требованию прокуратуры пустили на металлолом. Иван, который к тому времени занимался пекарней, пилорамой и принимал туристов, решил спасти хотя бы «Пионер». Как воспоминание о детстве. Как историю. Как символ нового развития.

Первые этапы – покупка, косметический ремонт, организация музея Телецкого озера… А потом «Пионер» словно сам подал знак: нужно вывести его на воду – во время паводка он стал неспешно покачиваться. Знакомые и незнакомые, специалисты и обыватели приводили Ивану тысячи причин, почему это нельзя сделать. Но он решил: можно!

Весной и летом 2014-го туристы поехали не просто на озеро. Многим, в том числе тем, кто в юные годы отдыхал в «Медвежонке» или на «Золотом озере», важен был теплоход. Не лодочка, не яхта, а именно «Пионер» во всем его величии. И пусть теперь ходил он не до Кырсая, а только лишь до Корбу, это было время воспоминаний и разговоров с внуками на тему «когда мы были молодыми».

С первой же навигации на «Пионере» предусмотрены социальные программы. Местные жители при наличии мест могут прокатиться бесплатно, правда, нужно заранее уточнить загруженность и определить время экскурсии. Бесплатно катает команда теплохода и детские группы, а также группы пенсионеров и многодетных. В этом году на начало сентября – более полутора тысяч человек. С учетом продления навигации будет намного больше.

 — Если мы можем, то должны это делать, — считает Южаков. – Стараюсь выделять время, чтобы и бизнесу не мешать, и ребятишек покатать. В высокий сезон, конечно, сложнее – загруженность большая, билеты, как правило, проданы заранее. Но вот в этом году специально продлили навигацию – спрос большой, погода позволяет, почему бы не покатать людей? Если, к примеру, есть выбор между корпоративным заказом и социальными группами, мы выбираем детей и пенсионеров. Всех денег не заработать, а радости людям такие прогулки доставляют много. Так что приоритет только в эту сторону. Для себя вижу такую закономерность: когда делаем больше добра, оно к нам возвращается, ждем мы этого или нет.

— У многих есть вопросы и пожелания про Кырсай. Не думали?

— Нет. Маршрут с посещением Чедора и Корбу у нас стабильно выстроен. Пять часов – самое нормальное время для экскурсии. Человек не успевает устать, ему все интересно. У нас же и на борту звучит очень интересная информация. Знаменитый ведущий передачи «В мире животных» (1977 — 2018 годы) доктор биологических наук, профессор географического факультета МГУ Николай Дроздов в аудиоэкскурсии рассказывает об истории «Пионера Алтая», уникальной природе Телецкого озера, особенностях климата и ландшафта, животных Прителецкой тайги. Про заповедный поселок Яйлю очень увлекательно повествует сотрудник Алтайского заповедника член Русского географического общества Евгений Веселовский, который много лет занимается детско-юношеским экологическим туризмом. К слову, водопад Корбу – заповедная территория, посещение платное, но Алтайский заповедник часто идет навстречу, социальные группы пропускает без билетов.

— Навигация заканчивается. Чем будет заниматься экипаж зимой?

— Кто-то сезонно подрабатывает в других местах. У нас на Тилан-Туу дел много. А сейчас запланировали большую реконструкцию на теплоходе. Уже купил два плота и дополнительные жилеты. Вместимость будет 220 пассажиров. На открытой палубе появится тент, чтобы можно было находиться там и в дождливую погоду. Диваны поменяем на кресла, чтобы каждый видел свое посадочное место. Установим морские панорамные (квадратные) иллюминаторы. Расширим камбуз, он будет начинать работу еще на посадке. Соответственно, увеличим экипаж. Вместо четырех человек теперь понадобятся пять – семь, в зависимости от загрузки. Матрос-проводник раньше занимался еще и камбузом, теперь он будет весь маршрут рядом с пассажирами. А вообще наш дружный коллектив чем бы зимой ни занимался, всегда скучает и ждет начала навигации. 

— Расскажите подробнее о планах на Тилан-Туу.

— Там сейчас обзорная площадка с хорошим подъездом, лавочки, освещение. Запланировано строительство ресторана – красивого, с террасами, а затем и отеля замкового, вернее, дворцового типа со смотровой площадкой наверху. Такого, чтобы стал визитной карточкой. Часть его будет музеем Телецкого озера. Перевезем сюда остов «Шефа» – первого и единственного парохода нашего озера, вокруг него и будем строить музей. Разместим там экспозицию судоходства. Жаль, что в архивах не много информации, но что есть, все покажем. Поставим старые двигатели и винты «Пионера» (в свое время мы их сняли и сохранили), будем демонстрировать, как они работают, – специально для этого воспроизведем машинное отделение. К слову, нынешняя звезда на «Пионере» – от «Якова Баляева». Цепи и якоря от него сейчас на турбазе «Золотое озеро» в ограждении причала. Их тоже хотим выкупить и перевезти на Тилан-Туу. Еще сказали, у них есть «какая-то медаль». Думаю, это мидель-шпангоут. Тоже будет представлен в экспозиции. Сейчас ведем исследования по Алтырскому царству (предполагаемому древнему Телецкому городу), все, что найдем и узнаем, тоже покажем в нашем музее.

Еще планирую обустроить тропы. Не просто тропинки для прогулок, а именно маршруты, чтобы зимой их можно было использовать для лыжных гонок и прогулок, летом – для пеших путешествий, чтобы одновременно они служили техническим подъездом для транспорта, в том числе для автомобилей экстренных служб.

— Откуда у вас, предпринимателя, такое стремление к истории, к социальной составляющей, к обустройству не просто своего бизнеса, а территории в целом? 

— В нас прорастает то, что закладывается в детстве. Я благодарен своим учителям, особенно Ларисе Спиридоновне Неверовой и Галине Митрофановне Смертиной – они занимались с нами краеведением, водили в походы, привили желание изучать, знать и передавать дальше историю родного края. Сейчас, когда зовут в школу, я с удовольствием общаюсь с ребятишками, рассказываю, как из нашего любопытства рождались идеи, казавшиеся тогда фантастическими, а теперь многие находят воплощение. Вообще считаю, что детские мечты должны сбываться. 

Сам же я в общении с детьми черпаю вдохновение. На идеи и планы влияют, конечно, не только дети, но и – в значительной степени – изучение опыта других людей. И тех, что работали когда-то здесь, и тех, что строили и развивали курорты за рубежом. Они прошли большой путь, наделали много ошибок, знание которых часто намного ценней, чем знание достижений. «Пионер Алтая», Тилан-Туу – только часть проекта развития Телецкого озера. Я рад, что инвестирующие в это сегодня, – не просто серьезные люди с деньгами, они (неважно, крупные предприниматели или нет) хотят сделать все на действительно высоком уровне.

Моя же цель – создать комфортную среду обитания не только для гостей Иогача и Артыбаша, но и для местных жителей. Чтобы дети видели красоту – они же только формируют свое мировоззрение, что видят, такими и будут расти, чтоб они гордились своей малой родиной и с юного возраста осознавали, что и от них многое зависит, и они зависят от этого места. В свое время мы с ровесниками понимали: «Пионер» – это наш теплоход. Я хочу передать нынешним детям ощущение, что Артыбаш и Иогач – это наши села, Телецкое – это наше озеро, что мы должны не просто переживать за судьбу этих мест, но и делать их лучше.

Галина МИРОНОВА, «Звезда Алтая».

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *