Мое знакомство с творчеством Тозыякова началось с песни «Турна» («Журавль»). Я впервые услышала ее в исполнении прекрасной певицы Эльзы Тозыяк, обладавшей редким для алтайских женщин тембром голоса — меццо-сопрано. Ее низкий грудной вокал завораживал, мелодия лилась протяжно, в ней слышались звуки тайги, переливы рек, крики улетающих птиц, прощающихся с родиной, — неизгладимое впечатление! После концерта я спросила певицу, кто автор этой прекрасной песни. Она ответила: «Слова поэта Лазыря Кокышева, музыку написал Александр Тозыяков, мой родственник. Тебе понравилось?» Сказать, что понравилось, — ничего не сказать. Песня потрясла меня — это был гимн поклонению Алтаю. Таким оказалось первое впечатление о творчестве композитора, встреча с ним состоялась позднее. Впрочем, называть себя композитором он не любил — стеснялся, так как профессионального образования в этой сфере не получил.

Он родился в 1937 году в семье учителей в селе Кош-Агач. По рассказу жены Тозыякова Аллы Семеновны, которой тот сам об этом поведал, в день, когда он родился, его отец был арестован. Попросился у своих конвоиров зайти в больницу, чтобы попрощаться с женой и новорожденным сыном. Поцеловав жену, шепнул ей: «Запиши сына на свою фамилию». Так она и сделала. О судьбе отца долгое время никто ничего не знал. Конечно, в перестроечные годы Александр Александрович выяснил, что тот был арестован, затем расстрелян, а в период хрущевской «оттепели» реабилитирован.

Детство Александра прошло в селах Онгудайского и Майминского районов — Шашикмане, Караколе и Сайдысе, где учительствовала его мать. Она преподавала русский язык и литературу, ее всегда уважали и местные жители, и ученики. Уже в раннем детстве у будущего композитора обнаружили хороший слух и музыкальные способности. В селах он был окружен мелодиями алтайских песен и звуками народных инструментов, это потом повлияло на его выбор профессии. Александр окончил школу в Горно-Алтайске и сразу же поступил в педагогический техникум. Здесь впервые по-настоящему начал знакомиться с музыкой.

В педтехникуме преподавал аспирант Московского музыкального училища им. Гнесиных А.М. Параев, который организовал со своими учениками небольшой оркестр. Сам педагог испытывал большой интерес к алтайской музыке и народным инструментам. Он стал автором первой в своем роде брошюры «Алтайские народные музыкальные инструменты», в которой кратко описал историю развития музыкального искусства и дал биографии композиторов, работавших в учреждениях культуры Горного Алтая, начиная с А.В. Анохина. Автор рассказал о созданном в 1930-х годах при областном радиокомитете вокально-инструментальном ансамбле, которым руководил сибирский композитор А.Ф. Хитров, большое внимание уделил развитию музыкального творчества в Ойротском национальном драматическом театре, где работал сибирский композитор А.М. Ильин.

Параев ввел одаренного юношу в величественный мир музыки. Учась в педтехникуме, Александр одновременно окончил музыкальную школу по классу баяна у преподавателя В.Т Заводчикова. После учебного заведения его призвали в ряды Советской армии. Вернувшись домой после демобилизации, он начал работать в только что организованном Ансамбле песни и танца под руководством А.М. Ильина аккомпаниатором, а затем и музыкальным руководителем.

С  работы в этом ансамбле начался творческой путь А.А. Тозыякова. Он стал писать небольшие песенки и музыку для танцев, делал аранжировки для артистов ансамбля, которым всегда не хватало алтайского репертуара. Через год А.М. Ильин в связи с болезнью уехал в Новосибирск, ансамбль прекратил свое существование. Артистов перевели в областную эстрадную бригаду.

А.А. Тозыяков также начал работать в эстрадной бригаде и заочно учиться в Барнаульском музыкальном училище. Там он подружился с дирижером оркестра училища Кимом, для которого создал небольшие произведения. Конечно, учеба и общение с музыкантами ему помогали, он рос как профессионал. Не оставил Тозыяков и свою творческую работу — создание песен и инструментальной музыки для эстрадного оркестра. Эльза Тозыяк считает, что песня «Турна» написана именно для нее — всегда была в ее репертуаре. А для эстрадного оркестра Тозыяков создал «Фантазию на алтайские темы».

 В 1975 году Александр Александрович перешел на педагогическую работу, Он начал преподавать а музыкальной школе №2, помещение для которой было выделено в интернате Национальной школы, игру на баяне и топшуре. Там учились ребятишки из районов, дети пастухов, чабанов, доярок и других сельхозработников, а также выходцы из семей сельской интеллигенции. У Александра Александровича была задача привлечь к изучению музыки как можно больше алтайских детей. Приходилось трудно, после занятий в школе мальчишки и девчонки не хотели учиться еще и в музыкальном классе, но Тозыяков, проявив настойчивость и изобретательность, преуспел в своем деле. Наверняка не все дети в итоге стали музыкантами, но они учились игре на инструментах, постигали музыкальную грамоту и становились музыкально образованными людьми.

В этот период для привлечения внимания учеников Александр Александрович обобщил весь накопленный материал, который собирал в гастрольных поездках по районам области, и написал множество различных музыкальных произведений: «Сонатину» для скрипки с фортепиано, оркестровые миниатюры «Курган», «Чабаны у костра», «Чолушман», пьесы для трубы и фортепиано «Вечер в горах», для скрипки — экспромт «Джазатор», для саксофона — пьесу «Урсул». Он пробовал свои силы и в больших формах, создал сюиту «Песни гор», фантазию для народного оркестра «Байрам» и другие сочинения.

Многие инструментальные произведения А.А. Тозыякова не раз исполнялись оркестрами народных инструментов городской музыкальной школы №1, Бийского музыкального училища, затем Барнаульским «Сибирь» под руководством И. Борисова, оркестром Казахской филармонии и Красноярским — народных инструментов. Они нравились исполнителям и слушателям свежестью, оригинальностью звучания, особой национальной интонацией. Работая с детьми, Тозыяков написал множество детских песен, таких как «Айучак», «Колыбельная», «Балам», «Дождик» и другие. Он стал первым алтайским композитором, обратившимся к жанру детской песни и написавшим множество песен, которые исполняются и в настоящее время.

В 80-е годы Александр Тозыяков начал сотрудничать с режиссерами областного Национального драматического театра. Написал музыку к спектаклю «Туманный Аргут», который поставили Н.С. Шумаров и А.В. Юданов, к постановкам А.В. Юданова «Туба» по Л.В. Кокышеву, «Жених и невеста» М. Байджиева, к эпосу «Козуйке и Баян» в инсценировке А.В. Юданова, к спектаклям Н.С. Шумарова «Сан башка кижи» по А. Адарову и «Шелковая Кисточка» Н. Шумарова. Почти к каждой постановке для героев были созданы прекрасные песни, которые остались в памяти зрителей. Актриса и режиссер А. Балина поставила сказку «Ырысту», для которой Александр Александрович написал музыку. В дальнейшем тема «Ырысту» была продолжена в другом виде искусства — хореографии. Балетмейстером-постановщиком стал Константин Федорович Малчиев, композитором — Александр Тозыяков. Это было талантливое хореографическое воплощение алтайской сказки, впервые показанное зрителям на празднике Эл Ойын.

В 1970 году в соавторстве с В.Ф. Хохолковым Александр Александрович издал свой первый музыкальный сборник «Марьины коренья», за ним последовали сборники «Праздник чабанов», «Горы помнят отцов», был подготовлен и издан сборник «Алтайские танцы» с музыкой Тозыякова, а также «Самоучитель игры на топшуре». К 60-летнему юбилею Горно-Алтайской автономной области были выпущены пластинки с записями произведений алтайских композиторов, в числе которых оказались и его пьесы, отдельно вышел миньон с его песнями. Трудно перечислить все музыкальные опусы и песни, которые создал Александр Александрович. Особенностью его творчества являлась близость его инструментальных и песенных произведений к алтайской народной музыке.

Тозыяков был скромным, простым человеком. Больше всего любил музыку и свой народ. В последние годы жизни композитор болел. Он был в курсе музыкальных событий и, обсуждая концерт или какое-то вышедшее музыкальное произведение, продолжал оставаться творческим, жизнелюбивым человеком. Прошло немало лет после ухода его из жизни, но нам остались его музыка и песни. Радует, что к юбилею композитора Горно-Алтайской музыкальной школе №2 заслуженно присвоили имя Александра Александровича Тозыякова.

С.Н. ТАРБАНАКОВА,

кандидат искусствоведения

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.