На минувшей неделе нашу редакцию посетил интересный гость — фотокорреспондент «Парламентской газеты» и журнала «Российская Федерация сегодня» Юрий Инякин.

Дело в том, что Юрий Михайлович родился в 1947 году в Кош-Агаче и довольно продолжительное время прожил в Горном Алтае.

— В 30-х годах мои родители из Тамбова переехали в Кош-Агач на строительство Чуйского тракта, — рассказывает Юрий Михайлович. – Там я родился, все мое детство в основном прошло здесь. Может быть, величественная красота Горного Алтая пробудила во мне творческое начало. Помню, как школьником в весенние каникулы гостил у тетки в Камлаке и с мальчишками спускались на надувных баллонах от автомобильных колес до Усть-Семы. Это сейчас вереницы туристов сплавляются на современных рафтах в спасательных жилетах и касках. А тогда с самодельными веслами в половодье по бурной Катуни. В общем, хорошо, что родители этого не видели.

Так вот, они мне прислали 30 рублей на обратную дорогу, и в Усть-Семе в магазине возле знаменитой чайной я купил фотоаппарат за 28 рублей. Само собой, потом от родителей получил нагоняй, но это уже было неважно. Главное, я там же наснимал горы, а когда проявил снимки, все получилось серое, невзрачное. И здесь я начал понимать, что фотография — это не просто нажать на затвор, нужны цвет, раскадровка и так далее. С тех пор я только этим и занимаюсь.

— Юрий Михайлович, в мае вам исполнилось 75 лет, с чем мы вас и поздравляем! Вы 55 лет занимаетесь фотографией, есть ли некий «секрет Инякина»?

— Абсолютно никакого секрета нет. Видимо, это врожденное чувство: где-то на подсознательном уровне происходит считывание всех параметров для хорошего фото, мне остается только зафиксировать. Так это и происходит.

— Планировали ли вы заниматься журналистикой?

— Это получилось само собой. Дело в том, что потом мы переехали назад, в Тамбов, и там я посылал свои фотографии в газеты. Раньше в советских газетах на последней полосе всегда публиковали фотоэтюды. И мои работы брали, даже выплачивали небольшой гонорар.

После окончания школы я поступил во ВГИК на операторский факультет. Студентом по-прежнему отправлял свои фотоработы в различные газеты и уже на последних курсах получил приглашение поработать в редакции «Советской России». Вот так и началась моя деятельность в качестве фотожурналиста.

— Не пожалели, что не стали оператором кино?

— Нисколько. Я тогда знал, что в лучшем случае смогу стать ассистентом оператора, а снимать самому фильмы вряд ли у меня получилось бы.

В «Советской России» тогда подобрался отличный творческий коллектив, у нас было шикарное оборудование, отличная фотолаборатория, начинающему фотокору и желать лучше не надо.

Потом меня пригласили в газету «Известия», сами понимаете, это уже был всесоюзный уровень. Там я проработал более четверти лет, объездил почти весь мир, снимал наших руководителей от Брежнева до Путина.

— Помните, как впервые работали с первыми лицами государства?

— Конечно помню, это невозможно забыть! На День Победы, 9 мая 1970 года я снимал возложение венков к Вечному огню у Кремлевской стены. И оказался буквально в паре метров от Леонида Ильича Брежнева, Алексея Николаевича Косыгина и Николая Викторовича Подгорного. До этого я их, как и все советские люди, видел по телевизору. Не скрою, руки тряслись до тех пор, пока не проявил пленку, боялся, что фото выйдут неудачные. Но ничего, утром они уже были опубликованы в газете, а я почувствовал свою уверенность.

Вспоминая годы работы с первыми лицами государства, могу сказать, что они, во-первых, живые люди со своими слабостями, во-вторых, по крайней мере в нашей стране, они являлись олицетворением эпохи. В советское время журналисты должны были приходить в Кремль или на любое другое официальное мероприятие непременно в костюме и галстуке. Был даже случай: одного фотокорреспондента прямо из Кремля отправили в ГУМ за галстуком, причем купил он его на свои деньги.

В период Бориса Николаевича Ельцина вихри перемен буквально смели все требования. Журналисты являлись на мероприятия с первыми лицами одетые кто во что горазд. Свитера, джинсы — никаких тебе галстуков.

И еще, например, когда Брежнев был помоложе, никаких ограничений на съемку не было, потом уже, когда он состарился, нам разрешали его снимать буквально считаные минуты. Во времена Михаила Сергеевича Горбачева стало намного свободнее работать, фотографировали его где угодно. В моей книге был опубликован один ставший известным снимок, где идут Борис Николаевич и Михаил Сергеевич, причем Ельцин улыбается, довольный чем-то, а у Горбачева трагическое выражение лица, уголки губ резко опущены вниз. Потом мне звонила Раиса Максимовна Горбачева, выговаривала за этот снимок.

Расскажу историю еще одной известной моей фотографии. 8 мая 2000 года во время первой инаугурации Владимира Владимировича Путина нас, фотографов, поставили почему-то за спинами Ельцина и Путина. Снять ничего невозможно: вот перед тобой две спины в темных пальто. И когда участники церемонии пошли на выход, я крикнул: «Господин президент!» Обернулся Путин. В итоге получилась замечательная живая фотография, в какой-то мере отражающая происходящие в стране процессы.

Сами понимаете, таких историй за долгие годы работы у Юрия Михайловича накопилось не на одну книгу. Кроме генсеков и президентов Юрий Михайлович снимал все масштабные стройки. Вел фотолетопись БАМа, отдельной строкой в его жизни можно отметить смертельно рискованную работу во время аварии на Чернобыльской АЭС, которую он снимал с вертолета.

Сегодня он с горечью говорит, что его родные «Известия» были приватизированы, потом издание превратилось непонятно во что, из здания пришлось выехать, ютятся сейчас на заводе Михельсона в каких-то съемных помещениях.

Когда начались все эти перемены, Юрий Михайлович, несогласный с позицией руководителей издания, написал им открытое письмо и ушел из газеты, которой отдал 25 лет своей жизни.

Сегодня, несмотря на свой возраст, он по-прежнему в строю, успешно работает в «Парламентской газете» и журнале «Российская Федерация сегодня».

— Я давно хотел показать родным свою малую родину, — говорит Юрий Михайлович. – Пошел к редактору, говорю: «В отпуск поеду в Горный Алтай, покажу жене, внучке, где родился». А он мне отвечает: «Вы заодно сделайте фотоочерк о Чуйском тракте, потому что Республика Алтай в этом году отмечает свое 100-летие» В итоге у меня получилась командировка. Получается, приехал работать.

Удивительна и щедра наша земля, сколько талантливых людей она дала миру! И среди них Юрий Михайлович Инякин — фотограф, журналист, летописец эпохи, по снимкам которого, возможно, будут учить историю нашей страны.

Сергей Адлыков

Фото Юрия Инякина

и Евгения Бутушева

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *