Звезда Ольги Сариной

Дата:

С пожелтевшей фотографии смотрит выразительное лицо женщины с темными задумчивыми глазами. Это Ольга Семеновна Сарина. Сегодняшнему зрителю и читателю это имя едва ли что-то говорит. Но оно было широко известно в Горном Алтае и за его пределами в конце тридцатых – начале сороковых годов прошлого века. Не было актрисы более талантливой и обаятельной, чем она. С ее именем связаны постановки лучших спектаклей национального театра. Она была звездой этого театра – прекрасная и притягательная.

Путь ее в искусстве был счастливым, признание зрителей и критиков – стремительным и единодушным. Но женская судьба актрисы О. Сариной была драматичной: она ушла из театра в расцвете своего таланта и умерла молодой. Однако в памяти современников остались созданные ею образы самоотверженных героинь – Катерины из «Грозы» А. Островского, Чейнеш из одноименной пьесы П. Кучияка, Беатриче из «Слуги двух господ» К. Гольдони, Кажагай из «Трех девушек» П. Кучияка и Н. Улагашева, Диламаш из «Двух гвардейцев» П. Кучияка, Натальи из «Вассы Железновой» М. Горького и другие.

Ольга родилась и выросла в многодетной семье. «Нас было девять детей, – вспоминала младшая сестра актрисы Александра Семеновна Кыпчакова. – Родители – простые люди. Маму грудным ребенком из русской семьи Шадриных, живших в селе Алтайском, отдали на воспитание зажиточным крещеным алтайцам в Улалу. Шестнадцати лет от роду ее выдали замуж за нашего отца Семена Павловича Сарина, жившего в селе Мыюта. Он был вдовец, старше ее на девятнадцать лет. До конца своих дней наша мама так и не научилась хорошо говорить по-русски.

Ольга была старшей в семье и самой красивой из всех сестер. В шестнадцать лет ее украли и увезли в Онгудайский район. Иван Сандранкин, в жены которому она была предназначена, оказался парнишкой четырнадцати лет. Перед свадьбой Ольга, обманув своих похитителей, бежала в Онгудай, где нанялась работать в одну русскую семью. Я была много младше ее, на восемь лет, и подробности ее жизни не помню. Знаю, через год Ольга вышла замуж за любимого человека, и жили они в деревне Дьаан Чет. Это село было расположено недалеко от Онгудая. Она приезжала в то время домой – красивая и счастливая. Я запомнила ее в белой алтайской шубе, с длинными косами, огромными сияющими глазами и на белой лошади. Счастье было не очень долгим, через два года ее муж умер от туберкулеза».

О дальнейшей жизни Ольги Сариной известно немного. Она работала, затем училась в Онгудае и Улале. Через некоторое время вышла замуж за ответственного работника облисполкома поэта Йока Иртанова и переехала жить в Улалу.

Начиная с середины 20-х годов в Горном Алтае получили широкое распространение кружки театральной самодеятельности, появились первые авторские пьесы. Одним из самых популярных объединений, где ставилась алтайская драматургия, был театральный кружок совпартшколы. В одной из заметок, опубликованных в газете «Ойротский край» за 1926 год, рассказывающей о постановке пьес А.В. и Ф.С. Тозыяковых «Бийдын эжиги биик» («Порог бая высок») и М.В. Мундус-Эдокова «Jене» («Невестка») курсантами совпартшколы, названы имена исполнителей ролей, в их числе Ольга Сарина. Можно предположить, что, будучи на учебе в Улале, она заинтересовалась театром и стала участвовать в этом драмкружке. В вышеупомянутых постановках она сыграла главную женскую роль – Оймок, веселой и дерзкой жены одного из главных действующих лиц в спектакле «Порог бая высок», и самоотверженной невестки – келин в другом.

В течение длительного времени Ольга Сарина была одной из активных участниц этого драмкружка. Играла самые разные роли, выступала и в «живой газете», все больше увлекаясь драматическим искусством. Этому способствовало и посещение спектаклей Ойрот-театра.

В 1936 году был объявлен набор в Алтайскую студию. Ольга Сарина не задумываясь подала туда заявление, и ее зачислили. «Она с первых дней учебы выделялась среди нас, у нее был опыт работы в самодеятельном театре, – вспоминала заслуженная артистка РСФСР Анна Петровна Алтарыкова. – Ольга была изящной, грациозной, умела красиво одеваться, даже самая простая одежда сидела на ней особенно ладно и была к лицу. Словом, была больше похожа на актрису, чем мы. И в учебе была старательной. Многие наши актрисы пытались с ней тягаться: играть те же роли, одеваться, но не получалось так, как у нее, им многого не хватало: и изящества, и ловкости, и жесты были угловаты, словом, было не то, что у нее, Сариной».

Ее первой работой в студии стала роль красивой гордой полячки Марины Мнишек в отрывке «У фонтана» из трагедии «Борис Годунов» А. Пушкина. Запомнился небольшой отрывок с Ольгой Сариной – Мариной, которая была в ее исполнении красивой, надменной, коварной, она смеялась над Самозванцем, играла им, толкая на различные действия. Работа получила положительные отзывы зрителей и критики. Это воодушевило студийцев на постановку большого спектакля, для которого стали искать литературную основу. И нашли, это был роман Д. Фурманова «Чапаев». В этой постановке О. Сарина сыграла шпионку Сотникову. Актриса так писала о своей небольшой работе: «Большой радостью было для меня поступление в театральную студию. Все свои силы и способности я отдавала и отдаю, чтобы овладеть театральным искусством. В «Чапаеве» мне поручили роль Веры Николаевны Сотниковой, шпионки генерала Марева. Пришлось много поработать над ролью. На всю жизнь осталось в памяти первое выступление на сцене. С большим волнением я ждала открытия занавеса. И вот он открылся, и мы предстали перед зрителем…»

В следующем спектакле – «Поднятая целина» по М. Шолохову – актриса сыграла роль Марины Разметновой, упрямой казачки, не желающей идти в колхоз, держащейся за свое хозяйство, – иной характер и женский образ.

Эти работы были как бы ступенями к созданию образа Катерины в «Грозе» А. Островского. Как отмечали критики, эта роль в исполнении О. Сариной стала большой удачей спектакля. Ее Катерина была волевой, страстной женщиной, мятущейся в душной среде. В героине Сариной сочетались мягкая женственность и непреклонная решительность.

«Сарина замечательно сделала свою роль, – оценил труд актрисы известный писатель С. Кожевников. – Весь образ Катерины она строит на переживании с большой искренностью и простотой, и он встает перед зрителем волевым, исключительно обаятельным, поэтичным. Но вот открывается занавес второго действия, и перед зрителем Катерина – мятущаяся, вся протест, вся волнение. Ее цельной и чистой натуре душно в доме Кабанихи, и она страстно рвется из оков темного быта». Другой рецензент, Б. Каирский, отмечал, что О. Сарина хотя и впадала временами в ложную патетику, но роль Катерины провела с большим чувством.

Спектакль «Гроза» стал первой победой молодых артистов в освоении азов профессионализма.

“Чейнеш” П.В.Кучияка. Чейнеш – О. Сарина, Кара – В. Тозыяк

Подлинное рождение национального театра и драматургии произошло с постановкой пьесы «Чейнеш» П. Кучияка. Наиболее удачным, что отмечали и зрители, и критики, был центральный образ в исполнении О. Сариной. Одаренная актриса предстала самоотверженной девушкой, характер которой динамично развивается на глазах зрителей.

 В начале спектакля Чейнеш бурно протестует против ненавистного ей брака, потом, не видя выхода из создавшегося положения, выходит замуж за байского сына Яжная. Но жизнь с нелюбимым мужем, который издевался над ней и ее беззащитными родителями, рождала в ней протест против унижения ее человеческого и женского достоинства. В конце спектакля она убежденный борец за советскую власть. С большим подъемом и искренностью актриса проводила драматические сцены. Она трогала зрителей глубиной и искренностью своих переживаний, создавая новый женский характер. Ее героиню воспринимали как тип женщины-алтайки, рожденный современностью: энергичная, независимая в своих суждениях, но в то же время женственная и красивая.

Несомненно, ее жизненные впечатления легли в основу создания ролей и Катерины, и Чейнеш. За свою работу в спектакле «Чейнеш» на краевом смотре колхозно-совхозных театров актриса совместно с автором П. Кучияком была награждена премией, спектакль занял первое место, и труппа поехала в Москву для участия во Всесоюзном фестивале совхозно-колхозных театров. Но, к сожалению, показать спектакль не удалось из-за неприбытия декораций и костюмов. Можно предположить, что судьба театра была бы другой, если бы «Чейнеш» сыграли на московской сцене. Алтайские актеры посмотрели постановки столичных театров. В архиве актрисы сохранилась открытка с фотографией актера Н. Хмелева в роли Каренина из спектакля «Анна Каренина». Возможно, именно этот спектакль МХАТа потряс О. Сарину более всего. Поездка в Москву помогла ей взглянуть на свою работу и оценить ее. А «Чейнеш» был показан зрителям дома, успешно прошли и гастроли в городах Сибири и Казахстана.

О. Сарина в роли Беатриче в “Слуге двух господ” К. Гольдони

Следующей работой актрисы стала роль Беатриче в спектакле «Слуга двух господ» К. Гольдони. В нем выявилась другая грань дарования актрисы – комедийная. Нежная самоотверженная Беатриче переодевается в мужскую одежду, чтобы разыскать своего возлюбленного. Много комедийных сцен, юмора было в этой постановке. Прелестная Беатриче-Сарина выражала жизнерадостную озорную настроенность этой комедии. Она покоряла решительностью, неповторимостью, убедительностью своей героини на сцене.

Ее героини не были похожи друг на друга. Они разные, но в каждой проявлялись и черты, присущие самой актрисе, – самоотверженность, чистота, внутренняя цельность, глубокая вера. Она сыграла младшую сестру Кажагай в спектакле «Уч кыс» («Три девушки») П. Кучияка и Н. Улагашева, поставленном перед началом Великой Отечественной войны. Ее находчивая и самоотверженная героиня спасала своих сестер от злого Дьелбегена, несмотря на их злобу и недоброжелательность к ней. В спектакле «Темир-Санаа» по алтайскому героическому эпосу она создала образ нежной и трепетной красавицы Алтын Дьюстук, возлюбленной героя Темир-Санаа. Насильно выданная замуж за злого Деек-хана, она любит своего Темир-Санаа и помогает ему по мере сил.

В исполнении О. Сариной была стойкой и мужественной молодая девушка Лиза Базанова, жертва фашистского зверства, героиня пьесы «Евдокия Ивановна» И. Чекина.

Можно с уверенностью сказать, что героико-романтическое направление получило свое выражение в творчестве О. Сариной, которая была первой драматической актрисой алтайского театра. Главная тема выявилась в ее творчестве уже с первых шагов на сцене.

В годы войны актриса создала несколько интересных ролей, среди них и образ мужественной Диламаш в спектакле «Эки гвардеец» («Два гвардейца») П. Кучияка. Постановка рассказывала о жизни алтайского колхоза в дни войны и подвигах воинов-алтайцев на фронте. Председатель колхоза Иркит (С. Тобоков) уходит на фронт, на его место колхозники избирают его жену Диламаш, которая заменяет мужа в работе.

Совсем иной была другая героиня О. Сариной – Наталья из спектакля «Васса Железнова» М. Горького. Она искала выход из атмосферы, которая была создана в доме властной Вассы, и не находила. Метания, драматичность судьбы своей героини Сарина передавала с большой эмоциональностью. Образ Наташи стал последней ролью этой талантливой актрисы.

В связи с этим обстоятельством нельзя не коснуться такой деликатной темы, как личная жизнь. У Ольги Сариной она была несчастливой. В 1937 году ее муж Иок Иртанов был репрессирован. Талантливую актрису не тронули, но это являлось чисто внешней стороной. Кто знает, что пережила она тогда, как смогла жить и работать дальше. Не принесла счастья и совместная жизнь с актером Иваном Сабашкиным. Их ребенок прожил недолго.

Весной 1944-го на гастролях в Шебалино Ольга встретила человека, ради совместной жизни с которым оставила театр. Через несколько лет, после окончания войны, сделала попытку вернуться. Она обратилась к актрисе Анне Алтарыковой, как к депутату областного Совета, за помощью. Но в областном центре для семьи О. Сариной не нашлось жилья. В Шебалино она заболела и умерла, ее младшей дочери Галине на тот момент исполнилось два года.

«Она была самой талантливой актрисой нашего театра, – вспоминала Алтарыкова. – Ее в труппе трудно было заменить, эта потеря для нас была невосполнимой. Ей по праву было бы присвоено звание, если бы она работала в театре дальше».

…Театральный спектакль недолговечен, он живет только на глазах зрителей. Что остается от него для последующих поколений? Эмоциональные впечатления, воспоминания, передающиеся от одного поколения к другому, пожелтевшие рецензии и фотографии, которые не в силах передать всю прелесть и обаяние спектакля и игры актеров. И все же Ольга Сарина остается далекой неугасшей звездой алтайского театра.

C.Н. ТАРБАНАКОВА, кандидат

искусствоведения

Все самые последние новости в нашем телеграм канале

Предыдущая статья
Следующая статья

Отправь другу

spot_imgspot_img

Популярное

Другие статьи

В Национальной библиотеке подвели итоги республиканского конкурса чтецов «Живая классика на алтайском языке»

В Национальной библиотеке имени М.В. Чевалкова 25 апреля состоялся...

Юные экскурсоводы побывали в высокогорье

Традиционный республиканский конкурс экскурсоводов в этом году проходил не...

Прокурор Республики Алтай потребовал устранить нарушения прав жителей Кош-Агачского района

Прокурор республики Анатолий Богданчиков проинспектировал работу поднадзорных органов власти...

В Майминском районе установлено местонахождение пропавшей без вести 46-летней горожанки

46-летняя жительница Горно-Алтайска ушла из дома с 13 на...