Оказавшись в числе потерпевших или свидетелей преступления, первым делом мы набираем 102 — в надежде, что нам помогут, защитят. Скорее всего, это сообщение будет далеко не первое за сутки. 60 звонков в день – это минимум, если дежурство выдалось «удачным». Корреспонденту «ЗА» удалось побывать там, куда не пускают посторонних, — в дежурной части Отдела МВД России по Горно-Алтайску.

Тайна железной двери

Оказавшись внутри, огляделась: столы, мониторы, рация, несколько типов телефонов — для каждого вида звонка свой. На первый взгляд обстановка показалась спокойной: один из сотрудников принимал вызовы, другой – что-то писал. Словом, рабочие будни в самом разгаре, и полицейским было совсем не до гостей. Да я и не думала, что вокруг меня тут начнут кружиться. Было понятно: придётся ждать-выжидать свободных минут, чтобы лучше вникнуть в суть их работы.
К слову, дежурная часть – это не только комната за стеклом, которую видят посетители горотдела полиции. Там, за тяжелой железной дверью, много чего интересного. Самое сокровенное – камеры административно задержанных, оформленные в стиле минимализма. В каждой из них за прочной решеткой находятся нары, на них — матрацы.
В соседнем помещении расположена система «Безопасный город», состоящая из более чем 50 камер наблюдения. Часть из них постоянно выведена на пульт дежурного, который и следит за порядком на улицах Горно-Алтайска. Также имеются комната отдыха и комната, где можно попить чаю и перекусить, но полицейские признаются: часто просто некогда поесть.
Взяв блокнот с ручкой, я присела рядом с оперативным дежурным капитаном полиции Русланом Раулевичем Джеджея. В полиции он работает с 2007 года.

Руслан Раулевич Джеджея


Праздничные будни

Пока мы разговаривали, раздался звонок.
— Дежурная часть, слушаю! Что случилось?
– Муж угрожает мне игрушечным пистолетом! Пожалуйста, примите меры! — голосит в трубку женщина.
Смешно, конечно, на первый взгляд, но полиция обязана реагировать на каждый вызов. То есть группа выезжает на место происшествия, там опрашивает звонившего, правонарушителя и свидетелей. По каждой ситуации собирается дело…
Работать в дежурной части значит не только выслушивать жалобы жителей, но также оперативно выполнять еще добрый десяток обязанностей. Среди них, например, ведение книги учета сообщений о преступлениях. В течение 24 часов смены в толстый журнал заносятся полученные от людей по 102 сведения (ФИО, контактный телефон заявителя, информация о месте происшествия и его сути, точное время звонка). Тут же в срочном порядке принимается решение. Если незначительное административное правонарушение — отправят участкового либо сотрудников ППС. Если убийство — следственно-оперативную группу.
— В прошлом году мы получили более 19200 сообщений от граждан, — говорит капитан. — Как бы это странно ни звучало, но в выходные нам звонят реже. В эти дни народ веселится, выпивает… А уже в понедельник идут с заявлениями о краже или побоях.
Основной шквал звонков, по словам моего наставника, приходится на вечер и ночь. Большая их часть относится к категории семейно-бытовых. (Впрочем, «милые» бранятся независимо от времени суток.) Кроме того, люди жалуются на шумных соседей и хулиганов в подъездах. Наряд полиции сразу же выезжает на место. Ведь скандал может закончиться чем угодно.
В новогодние праздники дежурная часть и вовсе переходит на усиленный вариант несения службы. Количество звонков в этот период, как правило, превышает все мыслимые и немыслимые нормы.

Ни минуты покоя

Стереотип, что разговаривать, писать и слушать одновременно могли только Наполеон или Юлий Цезарь, мгновенно исчезает, когда наблюдаешь за работой этих людей. Руслан периодически резко прекращает диалог, отвечая на телефонные звонки. Невольно обратила внимание на его руки. Не сложилась бы карьера в полиции, легко пошёл бы в скрипачи!
11.00. Сотрудники магазина спортивных товаров сообщили о краже. Преступление зафиксировала камера видеонаблюдения, теперь малолетним воришкам грозит уголовная ответственность.
Буквально тут же житель города проинформировал о ДТП на Коммунистическом проспекте. К счастью, выяснилось, что пострадавших нет. Записав всю необходимую информацию в журнал, Джеджея передает сообщение экипажу ДПС.
Следующая заявительница пожаловалась, что ее автомобиль, припаркованный во дворе дома, кто-то забросал сырыми яйцами. Женщина намекнула, что у нее есть предположение относительно личности хулигана.
Также оперативники регистрируют сообщения от врачей. Так, например, поступил звонок из больницы, куда с признаками отравления жидкостью для розжига поступил двухлетний ребенок. К выяснению обстоятельств инцидента подключили инспектора ПДН.
Телефон не смолкает ни на минуту.
– Алло, мне нужна ваша помощь! На меня тут неадекватный мужчина бросается! Приезжайте скорее! Пожа-а-алуйста… — раздалось на другом конце провода.
— Не волнуйтесь, — спокойно отвечает Джеджея.
По привычной схеме выяснив все детали – кто/где/когда, – передает сообщение участковому.
Снова звонок. Неравнодушная прохожая известила, что в парке культуры и отдыха двое мужчин распивают спиртные напитки и не реагируют на замечания.
— Дежурная часть слушает…– в очередной раз произносит Руслан.
— Я вам уже звонила… Мужчина ушел из магазина… Я могу в качестве доказательства вам на ватсап отправить видео? — не унимается гражданка.
— Сейчас к вам приедет участковый, ожидайте!
Чуть позднее мужчина средних лет пожаловался на знакомую – якобы женщина адресовала ему оскорбительные слова и нецензурные выражения, унизив его честь и достоинство. При этом гражданин подчеркивал свою значимость — ведь он сообщает важную информацию, способствующую задержанию «опасного преступника». Надо ли говорить, что полицейские помчались и по этому адресу?
Через несколько минут в кабинете снова раздался звонок. На том конце провода бдительный мужчина возмущенно повествовал о нравах современной молодежи. По его словам, нетрезвая мамаша вспомнила о своих обязанностях и решила вывести на прогулку по набережной ребенка. За время моего «дежурства» одна оперативная группа выехала по заявлению о незаконной рубке в пер. Малиновом, другая отправилась в продуктовый магазин, где произошла очередная кража, третья — на сообщение об избиении пожилой женщины. Также горноалтайцы жаловались на родственников-дебоширов, соседских собак и мошенничества. Последних, кстати, несмотря на постоянные предупреждения, меньше не становится.
На часах – начало второго. К окошку дежурной части подошла молодая женщина. Она рассказала, что сделала заказ в интернете на две с половиной тысячи — в итоге ни товара, ни денег. Заявление у потерпевшей приняли и отправили к следователю для дальнейшего разбирательства.
Тишину прервали шумные «гости» — те самые, что организовали на лавочках возле «Голубого Алтая» скатерть-самобранку. Стальные решётки камеры едва сдерживали их богатырскую удаль. Правда, вся эта прыть чаще всего улетучивается вместе с алкогольным опьянением, превращая дебошира в невинного незнайку, который не помнит ничего из того, что он творил…
— Помогите образумить соседей, они третируют меня, утверждая, что это я мусорю в подъезде, — говорит из-за «застеколья» пенсионерка.
Отчаявшись доказать свою непричастность, она обратилась в органы правопорядка. Разбираться в ситуации будет участковый.

Это не шутки

Начальник смены, оперативный дежурный, помощник дежурного и инженер-электроник – каждая смена состоит из четверых человек и длится ровно сутки: с восьми до восьми утра. Иначе нельзя, уж слишком велик поток обращений. И ладно бы все они были по делу – так нет.
-Бывает, звонят бабушки, жалуются на полтергейст, странные запахи, холод в доме и обильный снегопад. И что вы думаете? Мы и дорожку расчистили, и печку затопили. Есть у нас и постоянная «клиентка», у нее одна неизменная фраза: «Какая сегодня ожидается погода?» И так каждое утро. А что делать? Отвечаем и на такие вопросы. Конечно, случаются и хамские звонки: неприлично выражаются и бросают трубку, бывает, дети балуются. Все это серьезно занимает линию, и порой человек, которому действительно нужна помощь, не может дозвониться. Жаль, что не все это понимают.
К слову, телефон в дежурной части — с определителем, так что и адрес, и фамилию «шутника» вычислят быстро. А за шалости законодательством предусмотрена ответственность, вплоть до уголовной.
Так за вызовами, обращениями и прочими нюансами работы дежурной части прошел целый день. Уставшая, прощаюсь с напарником. Серьёзное выражение лица Руслана сменяется улыбкой. Всё-таки не каждый день в службу 102 заглядывают подобные мне «разведчики» и удивляются привычным рабочим моментам. Унося секреты, нарочно не записанные на диктофон, отправляюсь обратно в редакцию. Несмотря на новые полученные знания про «темные» эпизоды жизни нашего города, я все же по-особенному спокойна. Имея такую защиту, можно не волноваться.

Кстати

Дежурная часть круглосуточно принимает сообщения, заявления от граждан по телефонам 102, 8(38822) 9-25-00, а также при личном обращении по адресу: г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, д. 40.

Татьяна РУССКИХ
Фото МВД по РА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.