«…в Аносе процветают наука и искусство». Г.Н. Потанин

Григорий Иванович Гуркин, родившийся и выросший в Улале (ныне Горно-Алтайск), выбор нового места жительства сделал во время обучения в Академии художеств, путешествуя летом 1899 г. с учебной целью по Алтаю. «Будучи в Петербурге, он решил со своей семьей из Улалы переехать на Катунь, в Онос (Анос), в обстановку причудливой природы девственного леса» (А.В. Анохин).

1 декабря 1900 г. Гуркин получил в Императорской академии художеств отпуск по болезни на один год и отправился на родину. Начало строительства усадьбы, скорее всего, относится к 1901 г.

Летом 1902 г. Гуркин перевёз семью из Улалы в Анос. «Постройка дома и усадьбы, в которой он принимал непосредственное участие, отнимала у него все время. Только в праздничные дни он писал этюды сосен, камней со мхом, колодины…» (А.В. Анохин).

Новый адрес он впервые указал в докладной записке на имя заведующего Земельно-заводским отделом Кабинета Его Императорского Величества В.К. Болдырева от 3 апреля 1903 г.:

«Жительство имею… с 25 апр. по 1 сентября: г. Бийск Томск. губ., через Алтайскую волость в с. Анос». В каталогах его персональных выставок 1908, 1910 и 1915 гг. адрес прописывался следующим образом: «Алтай, с. Анос, Гр. Ив. Гуркину, через Улалинское почтовое отд. (Томск. губ. Бийского уезда), собст. дом».

С весны 1905 г. после закрытия Академии художеств по причине студенческих волнений в столице Гуркин постоянно проживал в Аносе.

«Скромный и малоизвестный художник Г.И. Гуркин не мог рассчитывать обеспечить свое существование работой своей кисти, а потому должен был отдавать большую часть времени работе на мельнице в своем убежище на р. Анос (приток р. Катуни) и хозяйству» (А.В. Адрианов).

С тех пор летом в усадьбе собирались ученые из Томского университета, писатели, художники-сибиряки и столичные художники. Если во время курортного сезона в Чемале хозяин усадьбы бывал дома, его мастерская была открыта для посещения, он давал пояснения к своим работам. В летнее время из Аноса художник отправлялся в экспедиции по Алтаю, зимой выполнял заказы, полученные во время персональных выставок в Томске, Красноярке, Иркутске и Барнауле. Гуркин под руководством Потанина увлекся этнографическими зарисовками и записями алтайского фольклора.

В 1909 г. Гуркин основал в Аносе первую в Горном Алтае народную библиотеку.

В 1917 — 1918 гг. художник активно занимался политикой, он подолгу не бывал в усадьбе, выезжая по делам Алтайской Горной Думы и Каракорум-Алтайской окружной управы в Бийск, Томск, Омск, Минусинск.

В 1919 г. из Аноса Гуркин с сыновьями отправился в эмиграцию, его имущество было конфисковано советскими властями.

В 1920 г. впервые коллегией Алтайского центрального музея (г. Барнаул) был поставлен вопрос о сохранении студии Г.И. Гуркина, в которой находились около 100 полотен художника и коллекция собранных им этнографических материалов.

В 1925 г. художник приехал из эмиграции в Ново-Николаевск, откуда сразу отправился в Москву для участия в Сибирской художественной выставке картин, рисунков, скульптуры, проводимой Обществом изучения Урала, Сибири, Дальнего Востока, и в VIII выставке Ассоциации художников революционной России «Жизнь и быт народов СССР». Прибыв на Алтай с экспедицией Н.Н. Падурова в 1926 г., Гуркин начал ходатайствовать о возвращении ему усадьбы и имущества, но как контрреволюционер был лишен права голоса.

В 1927 г. мастерскую ему возвратили. В 1928 г. он получил свой земельный участок и другие строения в безвозмездное арендное пользование.

С 1929 г. посещение студии Гуркина в Аносе включили во всесоюзные туристические маршруты, начинавшиеся в Аскатском Доме туриста. В 1930 г. художник был восстановлен в избирательных правах, Ойротский облисполком купил у Гуркина и передал ему же на хранение 484 этюда и 971 рисунок.

В 1930 — 1931 гг. Гуркин преимущественно жил в Ойрот-Туре, преподавал в художественной школе. В 1937 г. после ареста художника его усадьба и имущество были конфискованы и переданы в колхоз им. Кирова, мастерскую на время заняла Ойротская художественная школа.

Во время Великой Отечественной войны жилой дом и сад передали Аносинской средней школе.

После формальной реабилитации Г.И. Чорос-Гуркина в 1956 г. руководством Горно-Алтайской автономной области неоднократно предпринимались попытки восстановить усадьбу, но все они потерпели неудачу, так как имя художника по-прежнему оставалось под запретом.

В 1957 г. был произведен осмотр всех объектов усадьбы. Установлено, что имущество «эксплуатировалось бесхозяйственно, требуемый ремонт своевременно не производился». По акту на ответственное хранение Аносинскому сельскому совету и Эликманарскому аймакисполкому переданы следующие объекты: дом-студия, жилой дом, флигель, приусадебный участок с садом площадью 1,10 га, ограда участка.

В 1992 г. на доме художника была установлена мемориальная доска.

В 2005 г. начались восстанови-тельно-реставрационные работы в усадьбе.

В 2006 г. в день рождения Г.И. Гуркина, 12 января, в усадьбе открыли филиал Национального музея Республики Алтай им. А.В. Анохина.

В 2010 г. Музею-усадьбе Г.И. Чорос-Гуркина выделили в постоянное и бессрочное пользование земельный участок для размещения объектов рекреации общей площадью 4,8 га на территории, прилегающей к селу Анос.

В 2011 г. в усадьбе была восстановлена и открыта для посетителей художественная студия-мастерская, для которой создана оригинальная экспозиция.

Ныне в усадьбе художника ведутся работы по воссозданию исторического облика и по развитию культурно-досуговой и туристической инфраструктуры, воплощающие в жизнь «Концепцию создания и развития Музея-усадьбы Г.И. Чорос-Гуркина в с. Анос Чемальского района Республики Алтай», созданную Национальным музеем на основе изучения фотодокументов и биографических материалов художника.

Р.М. Еркинова,

кандидат искусствоведения

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.