28 июля в Управлении Федеральной антимонопольной службы России по Республике Алтай состоялась пресс-конференция, в ходе которой руководитель регионального органа УФАС Андрей Гостюшев рассказал о результатах работы за первое полугодие 2022-го, а также ответил на вопросы журналистов.

— В 2022 году наше Управление в тесном взаимодействии с органами государственной власти и общественными объединениями решало задачи, поставленные государством, Президентом и Правительством РФ по ряду направлений. К ним относится контроль за состоянием рынков и рыночным поведением хозяйствующих субъектов в условиях санкционного давления стран Запада, а также за реализацией национальных проектов и Указа Президента РФ «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции».

По первому направлению УФАС постоянно ведет мониторинг цен на продукты и иные социально значимые товары первой необходимости. Совместно с органами прокуратуры проводились проверки магазинов, поставщиков таких товаров, как сахар, мука, масло, офисная бумага и т.д., по которым весной наблюдались ажиотажный спрос и серьезные скачки цен. По этим вопросам проходили совещания в парламенте и Общественной палате региона. В результате разъяснительной работы ажиотаж спал, рынки пришли в равновесное состояние и цены выровнялись.

— Можно констатировать, что за прошедшую неделю подешевели картофель, помидоры, огурцы. Снижаются цены на строительные материалы, такие как металл, щебень. В течение всего периода остаются стабильными цены на ГСМ, — отметил Андрей Владимирович.

По результатам совместных с прокуратурой проверок Управление направило хозяйствующим субъектам (торговые сети, магазины стройматериалов, аптеки, поставщики бумаги) более 30 предупреждений о недопустимости заключения картельных соглашений, ценовых сговоров и других способов необоснованного повышения цен. Как результат – ситуация с ценами сегодня в республике остается стабильной.

По направлению контроля за реализацией нацпроектов и осуществлением госзакупок региональное УФАС рассмотрело 49 жалоб на действия государственных и муниципальных заказчиков, из них обоснованными признаны 19. Выдано 17 предписаний об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, каковые выявлялись в Кош-Агачском, Усть-Канском, Усть-Коксинском, Шебалинском и других районах республики. Также были проведены 22 внеплановые проверки по нацпроектам. Общая сумма штрафных санкций для заказчиков (должностных лиц) составила более 684 тыс. рублей.

Руководитель Управления привел ряд типичных примеров неправомерного изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов. Это контракт на строительство модульной котельной для детского сада в Кызыл-Озеке, заключенный отделом капитального строительства администрации Майминского района с ООО «АлтайПром». Еще один пример – контракт на строительство Дома культуры в Сугаше, заключенный администрацией Талдинского сельского поселения с ООО «Химакрил».

В практике за истекшее полугодие имеются примеры и иных неправомерных действий – несвоевременное направление в органы федерального казначейства информации о заключении, изменении и исполнении контрактов, установление заказчиками требований к участникам закупок в нарушение законодательства и т.д.

Что касается контроля в сфере законодательства о защите конкуренции, по его нарушениям за полгода Управление рассмотрело 64 обращения граждан и хозяйствующих субъектов. Заведено семь дел о нарушении антимонопольного законодательства, выдано три предупреждения, наложено административных штрафов на сумму 2 млн. 830 тыс. рублей.

Самые распространенные нарушения – передача в аренду государственного и муниципального имущества, а также заключение контракта без проведения торгов, антиконкурентные соглашения при участии в торгах, нарушение сроков технологического подключения к электрическим сетям. Наиболее значимое дело, на котором остановился Андрей Гостюшев, – антиконкурентное соглашение ООО «Меркурий» и ООО «Альфа Медика МСК» при участии в электронном аукционе на поставку операционных микроскопов. Данные организации, участвуя в аукционе, создавали видимость конкурентной борьбы в целях поддержания цены на торгах. В результате победу на торгах одержало ООО «Меркурий», начальная максимальная цена контракта была снижена в ходе торгов всего на 1,5%. Другой пример – действия администрации Усть-Коксинского района, заключившей по максимальной цене муниципальный контракт с МУП «Тепловодстрой Сервис» на строительство водопровода в райцентре. Материалы обоих дел переданы в правоохранительные органы для уголовно-правовой оценки.

В текущем году Управление продолжает отслеживать ситуацию на рынках республики (в первую очередь на социально значимых) на предмет злоупотребления доминирующим положением и ценовых сговоров, а также осуществлять контроль за реализацией национальных проектов.

Алексей МИШИН

Фото автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.