Вопросы оплаты электроэнергии актуальны с тех пор, как она, энергия, стала доступна для каждого. Одни, понимая, что платить вовремя – не только честно, но и выгодно, оплачивают счета в срок или вносят некоторую сумму заранее. У других возникают и нередко затягиваются непредвиденные обстоятельства, а соответственно, и задолженность по коммуналке. Есть те, кто и вовсе забыл про требования законодательства о своевременной оплате потребленной электроэнергии.

Кошки, розы, виноград

С двумя последними категориями активно работает Алтайэнергосбыт, мотивируя граждан к оплате уговорами и предписаниями. Если проблема не решается мирным путем, специалисты подают иск – после его рассмотрения в большинстве случаев в дело вступают судебные приставы. Их, к слову, чаще принято ругать – оно и понятно: кому приятно, когда приходят люди в форме, требуют оплаты, осматривают, а то и описывают имущество. С другой стороны, долг платежом красен, и приставы, делая свою работу, лишь просят выполнить требования законодательства и решения суда.

Очередной совместный рейд сотрудников Алтайэнергосбыта и службы судебных приставов, на этот раз в присутствии корреспондентов «Звезды Алтая» и ГТРК «Горный Алтай», пришелся на вечер среды, 13 июля. Первый адрес в маршрутном листе – по улице Шевченко: вполне добротный с виду дом, есть хозяйственные постройки, во дворе припаркован автомобиль. С судебным приставом-исполнителем и приставом по обеспечению установленного порядка деятельности судов (в народе – охранником) разговаривает молодая женщина. Кричит, чтобы «толпа» (три представителя Алтайэнергосбыта и трое журналистов) не заходила в калитку. Должник – собственник жилья, бабушка, которой сейчас якобы нет дома. Под конец беседы из-за угла ненадолго показывается мужчина – то ли он здесь гость, то ли привык, что все вопросы решает женский пол. Проблема же – 30-тысячный долг, тянущийся с 2019 года, – так и останется «висеть» на бабушке. Прошедшей зимой ей уже вручали уведомление о необходимости оплаты и возможных последствиях, но результата пока нет. Вряд ли пожилая женщина «нажгла бы столько света» без «помощи» двух здоровых молодых людей.

Следующий пункт назначения – в микрорайоне Байат: ухоженный участок с цветущими розами и виноградом, две кошки, нежащиеся в лучах вечернего солнца, две добрые, но лающие для порядка собаки, пьяненький хозяин. В собственности половина дома, и это единственное жилье мужчины. С декабря 2020-го за каждым из двух собственников числятся по два иска. На 1 июля на двоих в общей сложности приходилось более 58 тысяч рублей долга за электроэнергию. В доме, вполне приличном с виду, взгляду предстает кавардак, а значит, как поется в одной мелодичной песне, «что-то и в душе наверняка не так». Мужчина пьян, но добр. Говорит о бирже труда и оформлении пособия по безработице, просит пойти навстречу….

«Уберите делегацию!»

Координаты второго собственника, который несет ровно такую же ответственность за неоплату потребленной домохозяйством электроэнергии, не дает. «Я отвечаю за все это. Давайте ко второму, формальному, собственнику не будем иметь претензий», — отмечает мужчина, ссылаясь на то, что не хочет тратить время другого человека на урегулирование вопросов с судебными приставами. Время сотрудников двух служб, которые по окончании рабочего дня вынуждены навещать должников, его, видимо, особо не интересует.

После некоторых уговоров он все же обещает прийти и к приставу, и в Алтайэнергосбыт – чтобы по истечении 21 дня после вручения уведомления не ограничили поставку электроэнергии. Для этого необходимо хотя бы начать платить.

В таких ситуациях специалисты энергетической компании не требуют сразу всей суммы. Они готовы войти в положение, рассмотреть варианты – рассрочку, реструктуризацию и другие возможности погашения долга. Мужчину с Байата они поддерживают напоминанием: «В прошлый раз свой долг – двадцать тысяч рублей – вы же смогли погасить. Тогда все у вас получилось, получится и теперь!»

Значительная часть должников после ограничения подачи электроэнергии или под его угрозой все же находят способ справиться с долгом, а дальше все по кругу.

На улице Шелковичной стоим у забора, над которым свесилась рябина. Долг собственников дома за потребленную электроэнергию – 15 тысяч рублей. Калитка заперта, на стук и голос никто не отвечает, лишь лает за оградой собака. Возможно, хозяев нет дома, а может, они просто не сочли нужным выйти и пообщаться с теми, кому должны…

На улице Трудовой молодой человек встречает нас словами: «Делегацию уберите». Говорит негромко, но достаточно грубо. Его волнение объяснимо, но почему вот этот его тон должны выслушивать люди, которые ни к нынешней его ситуации, ни к нему самому отношения не имеют? Гости предлагают пообщаться без камер. Работает мужчина, по его словам, в одной из силовых структур. Было ли это его сообщение некоей подсказкой о «профессиональной деформации» или желанием указать нам «наше место», неважно. Непонятно только, как, работая в ведомстве с приличной зарплатой, можно умудриться задолжать 21 тысячу рублей за электроэнергию. Впрочем, информация о месте работы на момент окончания поездки оставалась непроверенной. Возможно, человек «по простоте душевной» хотел таким образом «нагнать страху» на тех, кто нанес ему визит исключительно по служебной необходимости.

Не доводить до крайности

В который уже раз я поразилась буквально ангельскому терпению спутников: начальника центра обслуживания клиентов «Центральный» Горно-Алтайского филиала АО «Алтайэнергосбыт» Наталии Стрельченко, старшего агента по сбыту электроэнергии Натальи Курносовой, главного специалиста отдела исполнительного производства АО «Алтайэнергосбыт» Андрея Жарова, судебного пристава-исполнителя и ее напарника. Вновь и вновь с неизменно доброжелательным выражением лица они спокойным тоном повторяли предписанные законом фразы даже в ответ на невнятное бормотание или дерзкие выпады должников. Конечно, все в соответствии с должностными инструкциями, но какой же должна быть выдержка у этих людей! А в дороге они рассуждают: «Да нормальный он парень, переволновался просто. С декабря по май у него были взыскания с зарплаты, потом прекратились – наверное, изменились обстоятельства, что-то случилось, надо выяснять».

Завершает вечер визит на улицу Гончарную. Встречающая нас миловидная девушка разговаривает вежливо и даже приветливо, немного, правда, смущаясь. Долг за электроэнергию они с мужем оплачивают добровольно, остаток на первое июля – чуть выше 13 тысяч рублей. Молодая семья вполне благополучная, но на некоторое время мужчина оказался без работы. Сейчас вновь трудоустроился, во время нашего приезда был как раз на смене. Прощаемся не то чтобы друзьями, но с улыбками и пожеланиями всего хорошего.

— Сегодня быть добросовестным плательщиком – не только спокойно, выгодно, но и удобно, — поясняет Наталия Стрельченко. — Алтайэнергосбыт предлагает на выбор несколько сервисов, через которые можно оплачивать электроэнергию. Наибольшей популярностью пользуется «Личный кабинет клиента» – он доступен на официальном сайте компании или в приложении «Мой Алтайэнергосбыт». Через наши сервисы можно не только оплачивать счета за электроэнергию, но и передавать показания счетчиков, контролировать историю начислений и оплат, заказывать электронные квитанции, а также любые энергосервисные услуги.

Несмотря на доброжелательность и долготерпение сотрудников Алтайэнергосбыта, до крайней меры – ограничения или отключения электроснабжения в случае, если долг не погашен в течение 20 дней после получения уведомления, – лучше не доводить.

С 1 января жителям нашей республики было направлено более 24 тысяч уведомлений о необходимости погасить долг и предстоящих ограничениях. Величина задолженности по направляемым уведомлениям превышает сумму двух месячных размеров платы, рассчитанных, исходя из утверждённых нормативов потребления. Хотя двумя месяцами неоплаты должники ограничиваются редко, что и подтверждают суммы, звучавшие в ходе нашего вечернего маршрута.

Галина Миронова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.