2022-й год, объявленный главой региона Олегом Хорохординым Годом снежного барса в Республике Алтай, уже ознаменован множеством событий, призванных привлечь внимание местных жителей к, пожалуй, самому известному представителю местной фауны — ирбису. Так, 3 июля, в День республики, в Горно-Алтайске в городском парке культуры и отдыха открылась украшенная уникальной скульптурной композицией Аллея снежного барса. В течение года пройдут мероприятия, направленные на охрану и восстановление популяции этого редкого краснокнижного животного, и множество других.

Новое издание

Еще одно направление работы — культурно-просветительская деятельность, нацеленная на популяризацию образа ирбиса, издревле играющего особую символическую роль в культуре алтайского народа. В рамках этой работы автономная некоммерческая организация «Культурно-просветительский, музейный центр» под руководством Светланы Шатровны Катыновой выпустила прекрасно иллюстрированную брошюру «Ирбис. Прыжок над Вечностью». Спонсорские средства на реализацию проекта удалось привлечь с помощью Центра развития Республики Алтай (руководитель Михаил Грудинин) при поддержке правительства региона и лично Главы РА Олега Хорохордина.

В предисловии к изданию автор-составитель подчеркивает: «Животные занимают особое место в повседневной, духовной и религиозной жизни народов Алтая. Снежный барс для Алтая — сакральное (созданное богами) животное Верхнего мира, страж и хранитель гор. Пока жив ирбис, Алтай под защитой, не будет снежного барса — не будет Алтая и всех нас, здесь живущих…»

Ирбис живет высоко в горах, а горы издавна воспринимались как жилище кудаев — богов, поэтому живущие там животные считались священными и божественными. По алтайским поверьям, это животные Бога — Кудайдын андары. Древние мифы повествуют об особом мире — «Втором слое небес», где живут Сыны Неба — существа, пришедшие со звезд и обладающие сверхъестественными способностями.

Следует отметить, что в алтайской традиции ирбиса, как существо божественное, не было принято называть по имени. Чтобы упомянуть о нем, люди обычно прибегали к иносказаниям. Например, называли его большим пятнистым зверем. Готовя книгу, ее авторы учитывали и эту особенность. Они актуализировали весь имеющийся на сегодняшний день фольклорный и научный материал, пообщались с жителями районов республики на местах.

Книга включает в себя два важных для понимания культовой роли снежного барса в традиционном мировоззрении алтайского народа мифопоэтических текста. Первый, опубликованный одновременно на алтайском и русском языках, — легенда «Дети зверя Мааны» — дошел до наших дней в устной традиции, он был включен в репертуар известнейшего алтайского сказателя Николая Улагашева. Этот материал был впервые записан и издан в 1939 году в составе сборника «Алтайские сказки» писателем Павлом Кучияком и собирательницей алтайского фольклора Анной Гарф. Как отмечают современные исследователи фольклора Горного Алтая, Кучияк и Гарф сохранили в тексте легенды специфические языковые обороты, характерные для тубаларского диалекта. Впоследствии сказки неоднократно переиздавались, и до сих пор они пользуются в республике большой популярностью. По мотивам легенды «Дети зверя Мааны» даже была создана песочная анимация (автор Светлана Кокосова).

Древний миф повествует о чудо-звере Мааны, жившем на Алтае в стародавние времена. Это персонаж женского рода. У Мааны родились семь зверей — кот, барсук, росомаха, рысь, ирбис, тигр и лев. Для каждого мать определила их будущее — кот должен жить с людьми, барсук — в глубине темного леса, росомаха обречена все время быть голодной и выслеживать добычу, рысь поселится в непроходимой чаще, ирбис — на высоких скалах, тигр и лев — вдали от людей, подальше от благословенного Алтая. Так потомство семи зверей, гласит легенда, расселилось по всей земле, а снежный барс сделал своим жилищем горы.

Второй текст — вошедшее в книгу современное мифопоэтическое произведение Тамары Садаловой «Небесный Воин, или Невернувшийся» — представляет образ ирбиса, основанный на древних скифских мифах и передаваемых в устных рассказах легендах Горного Алтая о Сынах Неба.

Из текста произведения следует, что Ирбис-воин спустился с небес на землю по велению верховного божества Юч Курбустана, снабдившего его камнем силы — горным хрусталем и повелевшего очистить Алтай, который захлестнули войны и другие бедствия, от черных сил, вернуть ему покой и благоденствие, стать его охраной и защитой, а по завершении этой миссии вернуться назад. Далее повествуется о борьбе Ирбиса с хаосом, подмогой в этом Небесному Воину стали люди, которых он был призван защитить. В конце концов черные силы оказались заперты в подземелье, запечатанном магической силой горного хрусталя. Люди вновь обрели свою родину, они радовались освобождению, прославляли Небесного Воина и просили его остаться с ними, на Алтае. Ирбис-воин осознал, что не хочет возвращаться на небеса и желает остаться с людьми. Он взмолился и попросил своего владыку Юч Курбустана оставить его на Алтае. Владыка спустился к Ирбису и после размышлений позволил ему остаться на земле, но в облике не человека, а барса. И завещал: если на Алтай придет беда, Ирбис вновь станет его посланником, Небесным Воином. Так появился на Алтае снежный барс, который стал стражем между мирами людей и злых духов.

«Непонятная» песня

Для презентации проекта и книги «Ирбис. Прыжок над Вечностью» Азулай Тадинов и Шонкор Модоров написали песню «Ирбис» — своеобразный гимн, который исполнил певец Никита Бекетов. Читателям, ознакомившимся с включенными в книгу произведениями, возможно, откроется ее мифопоэтический смысл:

Где ласкает синева и легендами полна земля,

Где сияет белый снег, как жемчужный оберег туман,

Нестираемы мои следы,

На века в земле заточены.

Буду стражником и духом гор,

Белой тенью золотых вершин.

Припев:

Юч Курбустан меня послал

Хранить Алтай от бед.

Я вечный страж этих вершин.

Да не угаснет свет!

Века хранят мой след.

Стирая жизнь с лица земли,

Над миром страх навис.

Вернуть покой был послан я

Небесным Воином — Ирбис.

Я как тень и я как дух,

Шепот гор ласкает слух, маня.

Ярко-алая заря

Пробуждает день за днем меня.

Нестираемы мои черты,

На века в сердцах заточены.

Буду стражником великих гор,

Белой тенью золотых вершин.

Ирбис в изысканиях ученых

Брошюра «Ирбис. Прыжок над Вечностью» содержит также справочные материалы — о самом животном, его местообитании, численности, особенностях поведения, результатах новейших исследований этого древнего вида семейства кошачьих учеными, а также о мерах по его сохранению.

Согласно тексту издания, в целом по России сегодня насчитывается примерно 75 снежных барсов, в Республике Алтай сосредоточена самая большая их часть (43 — 44 особи). Здесь основным участком обитания животных является бассейн Аргута и соседние хребты — Катунский, Северо-Чуйский, Южно-Чуйский, Курайский, Чихачева, Сайлюгем, а также горы вдоль всего бассейна Чуи. На Укоке ирбис распространен вдоль государственных границ с Монголией, Китаем и Кахахстаном, где он населяет расходящиеся от горного массива Табын-Богдо-Ола хребты Сайлюгем, Монгольский и Южный Алтай. Также ареал барса включает в себя бассейны Башкауса и Чулышмана — территорию Чулышманского нагорья и Шапшальского хребта.

Алексей Мишин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.