Садясь за руль и выезжая на дорогу, мы оказываемся под зорким «взглядом» «Скатов», «Арен» и «Вокордов». Одни автолюбители воспринимают комплексы фотовидеофиксации как раздражающих надзирателей, а для других эти устройства становятся иногда единственным способом доказать свою невиновность в судах или даже раскрыть преступление. Но задавались ли вы когда-нибудь вопросом, как устроена эта система, можно ли поспорить с беспристрастной автоматикой и втихую списать штраф? За разъяснениями мы обратились к старшему инспектору исполнения административного законодательства ГИБДД МВД по РА Юрию Белоусову.

Работа в Группе автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения (ГАФАП), расположенной в здании ГИБДД на Комсомольской улице, начинается с девяти утра. Внутри все предельно лаконично: ни цветочков, ни картин на стенах, ни стульев для посетителей — несколько столов и мониторы. Круглые сутки по защищенным линиям связи сюда стекается информация, которую фиксируют 25 стационарных и 29 передвижных («треног») комплексов фото- и видеофиксации нарушений. И отсюда улетают по адресам «письма счастья» — так ласково называют автоматические постановления о штрафах. По словам Юрия Белоусова, во время туристического сезона умные приборы «щелкают» около двух тысяч нарушений в сутки. А за пять месяцев текущего года составлено и разослано более 100 тысяч постановлений.

Поскольку основная задача сотрудников ГИБДД всё же не наказать рублём, а предупредить нарушения, то выбор места установки передвижных средств автоматической фиксации осуществляется на основании анализа аварийности на участках автомобильных дорог с высокой вероятностью возникновения ДТП. Кстати, местонахождение камер не является секретной информацией. Полный их список доступен на сайте гибдд.рф.

Самое интересное, конечно, видеомониторинг. В режиме реального времени можно вывести на экран картинку с любой из камер. Мелькают цифры — это определяется скорость автомобилей, идущих по всем полосам движения. Практически про любую машину из потока можно узнать много интересного: технические характеристики, историю нарушений ПДД, а также отследить маршрут передвижения за определенный период. Когда есть нарушение, программа «выхватывает» и фиксирует номер автомобиля, а фотография тут же уходит в группу на обработку.

К слову, с этого года в регионе заработала система «Паутина». С ее помощью появилась возможность в потоке транспорта определять, например, автомобили-двойники, вычислять злостных нарушителей ПДД, а также лиц, лишенных водительских прав за употребление наркотических веществ или алкоголя.

Как штрафуют водителей, Юрий Белоусов показывает на примере «Лексуса». Его владелец, житель Республики Алтай, имел неосторожность слегка превысить скорость. К слову, погрешность у современных комплексов минимальная. Если раньше у ручных камер, которыми пользовались инспекторы, она составляла плюс-минус 5 км/ч, то сейчас — плюс-минус 1 км/ч.

Госномер, зафиксированный на снимке, сверяют с информацией, занесенной в Центральную базу данных ГИБДД. Далее система определяет личность собственника автотранспортного средства — фио, дату и место рождения, регистрацию — и формирует постановление об административном правонарушении с конкретной суммой к оплате. Также на квитанции — данные о комплексе, который зафиксировал нарушение, место, время и другие идентификаторы.

Кстати, если нарушение зафиксировано в автоматическом режиме, то в соответствии с Кодексом выносится наименьшая санкция. Например, за превышение установленной скорости на 20 — 40 км/ч полагается штраф 500 рублей, на 40 — 60 км/ч — тысяча рублей (во столько же обойдется проезд на красный сигнал светофора), на 60 и не более 80 км/ч – две тысячи рублей, свыше 80 км/ч — пять тысяч рублей. Повторное совершение административного правонарушения, зафиксированного комплексами, влечет наложение штрафа в размере пяти тысяч рублей. Предусмотрено также наложение штрафа за выезд за стоп-линию. Если вам не повезло и вы попали в объектив камеры, попрощайтесь с 800 рублями. Система работает практически самостоятельно, но итоговое решение — было нарушение или нет – все же принимают сотрудники ГАФАП.

— Наша задача – не только проверить, правильно ли система считала номерной знак, но и рассмотреть, есть ли состав административного правонарушения, — по ходу объясняет Юрий Белоусов. – Качество фотографии зависит от времени суток и погоды. Иногда снимок настолько хорош, что можно рассмотреть не только номер машины, но даже все, что происходит в салоне. А вот ночь вообще не влияет на «зрение» видеофиксаторов, поскольку у всех госномеров светоотражающее покрытие, и они отлично читаются в темноте. Если цвет и марка автомобиля совпадают и нет никаких сомнений в правильности определения нарушения, оформляем постановление.

— Те, кто получают такие «приветы», вряд ли вспоминают вас добрым словом, — подначиваю своего собеседника. — Наверное, часто икаете?

Но инспектор невозмутимо продолжает делать свое дело. Следующий в очереди за штрафом — седан с московскими номерами.

— Обзорная камера, а такие есть на каждом перекрестке, делает несколько фотографий, раскладывая, как происходило нарушение, по времени вплоть до миллисекунды. Вот, посмотрите, — демонстрирует он технические возможности камер.

На экране пошаговый расклад: автомобиль подъехал к перекрестку, но не успел проскочить на зеленый и в результате тормозит за стоп-линией. Через пару дней владельцу авто привалит счастье в виде штрафа.

Пытаюсь вглядеться в снимки с камер ГАФАП, чтобы хоть что-то понять, но не успеваю. Сотрудники группы фиксации нарушений щелкают, как белочка у Пушкина, фото на экране.

— Ловко это у вас получается! А если камера зафиксировала машину вашего хорошего знакомого, к примеру, можно скорость уменьшить или вообще удалить? — спрашиваю я.

— Это исключено: прибор все снял, ничего нельзя изменить и удалить. Мы только сверяем данные и проверяем корректность распознанного камерой нарушения, — заверил Юрий Белоусов.

Просмотрев около сотни фотографий, прикинула: в Горно-Алтайске больше всего нарушителей на перекрестках на Мебельной, Ткацкой, у магазина «Шонкор» и возле здания республиканского правительства. Подавляющая масса штрафов здесь за проезд на красный и выезд за стоп-линию. А вот «полихачить» водители любят на Чуйском тракте и в районах республики. За полтора часа, что мы провели в группе, инспектор обнаружил в системе машину с подложными номерами, после чего отправил ее в модуль «Розыск», где разыскиваемое транспортное средство будут видеть все сотрудники Госавтоинспекции региона и при первой возможности задержат водителя. Хочется отметить, что за такое нарушение предусмотрена административная ответственность в виде лишения права управления на срок от 6 месяцев до года.

— Бывают случаи, когда водителю удается доказать, что он не нарушал? — жду ответа с надеждой.

— Да, — объясняет Юрий Белоусов, — на такую возможность прямо указывает ч. 2 ст. 2.6.1 КоАП. На обжалование у владельца машины есть 10 дней. Отсчет идет со времени получения копии постановления. Это можно сделать, обратившись в ГИБДД лично, либо отправив жалобу в электронном виде, либо с помощью обычного почтового отправления, предоставив убедительные аргументы своей правоты.

Чаще всего автовладельцы доказывают, что в момент нарушения за рулем находились не они, а другие лица. Нередко бывает, что человек продал машину, а новый владелец еще не зарегистрировал ее на себя. Опротестовывать санкцию часто приходится и лизинговым компаниям, во владении у которых находится транспортное средство. В подобных случаях постановление приходится отменять и привлекать к ответственности тех, кто действительно пользуется авто.

Так как весь процесс от фиксации нарушения до вынесения постановления совершается в электронном виде, то технически возможно сразу же после подписания постановления цифровой подписью уведомить об этом нарушителя в удобной для него форме. Чтобы автовладелец мог получать такие уведомления, ему нужно зарегистрироваться на Едином портале государственных услуг и запросить услугу информирования о наличии штрафов ГИБДД. В личном кабинете помимо своих данных нужно указать информацию о своем автомобиле и выбрать удобный способ получения информации: смс на номер мобильного телефона или сообщение по электронной почте. Зная о вынесении постановления, достаточно зайти на сайт и найти всю информацию о нарушении. Игнорировать уплату штрафа нет смысла — рано или поздно его придется заплатить. Могут быть и другие неприятные последствия, например, с долгом по штрафам свыше 10 тысяч рублей есть шанс не улететь в отпуск, «споткнувшись» на паспортном контроле.

— Оплатить штраф можно со скидкой 50% в срок до 20 дней после вынесения постановления, — напоминают сотрудники группы фиксации нарушений.

То, что группа работает не напрасно, можно сказать уже сейчас. Проведенный анализ ДТП показал, что использование автоматических комплексов влияет на дисциплину водителей, помогая предотвратить возможные правонарушения, а следовательно, и сократить количество дорожных происшествий. Единожды получив «письмо счастья», вы уже вряд ли захотите разгоняться на этом участке. Да и на других будете смотреть в оба. Можно, конечно, обижаться и проклинать сотрудников ГИББД, но лучше просто соблюдать правила — и тогда, поверьте, вам будет совершенно не важно, где стоят камеры фиксации.

Татьяна РУССКИХ
Фото пресс-службы УГИБДД по РА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.