В мае этого года Институтом археологии им. А.Х. Халикова Академии наук Республики Татарстан были проведены полевые разведочные работы в долине реки Каракол в Онгудайском районе (руководитель отряда А.У. Урбушев, младший научный сотрудник Музея археологии Республики Татарстан). Исследования осуществлялись в рамках Государственной программы «Сохранение национальной идентичности татарского народа (2020 — 2024 годы)» (п. 1.17. Изучение формирования тюрко-татар Поволжья и Алтая в эпоху средневековья: истоки происхождения степной цивилизации Евразии).

Район работ был выбран неслучайно. На территории всей долины располагается природный парк «Уч-Энмек», включающий множество археологических памятников от эпохи бронзы до средневековья, в том числе знаменитые Башадарские курганы Пазырыкской культуры. Район имеет и большую концентрацию петроглифических памятников и местонахождений тюркских рунических надписей. Исследования проводились с целью фиксации неизвестных науке раннесредневековых памятников наскального искусства.

В ходе планомерных поисков на огромной территории долины обнаружены новые местонахождения наскальных изображений в урочищах Сетерлю (алт. Сетерлу), Торгун (алт. Торгун), Дьаан-Кобы (алт. Jаан-Кобы). В общей сложности — более десяти плоскостей с гравированными изображениями. Каждая имеет от одного до шести фигуративных рисунков, на плоскости местонахождения Дьаан-Кобы зафиксировано около 35 таких изображений.

Здесь сцены охоты и боя, предметные реалии одежды, вооружения и элементов защиты тюркских племен, а также мировоззренческие аспекты их жизнедеятельности. Последние изображены на одном из новых местонахождений в урочище Сетерлю. В сцене, вероятнее всего, запечатлен некий обряд поклонения богам/духам или прошения у них благополучия, удачи и т.п. Впечатляет крупная многофигурная композиция с батальными и охотничьими сценами, расположенная в урочище Дьаан-Кобы. Здесь явно прослеживаются изобразительные стили разных художников.

Полученные результаты, во-первых, дополняют корпус ранне-средневековых изобразительных памятников Алтая, во-вторых, открывают археологической науке новые возможности для расширения наших знаний о различных аспектах жизнедеятельности древнетюркских племен Центральной Азии в целом.

Источник: archtat.ru

Фото: Айдын Урбушев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.