Республика на пути к правовому статусу

Дата:

К 25-летию Конституции Республики Алтай

Республика Алтай была создана 3 июля 1991 года. Президиум Верховного Совета РСФСР назначил выборы в Верховный Совет Горно-Алтайской ССР на 22 декабря 1991 года.

Под моим председательством была образована республиканская избирательная комиссия. Выборы прошли по 75 одномандатным округам, впервые на альтернативной основе. Была высокая активность: в голосовании участвовало 84,9 процента избирателей. В таких же выборах в Республике Адыгея приняли участие 59 процентов избирателей, в Республике Хакасия – 55,3 процента.

Первую сессию Верховного Совета Горно-Алтайской ССР я открывал с докладом об итогах выборов в три тура. Этот доклад под заголовком «Осуществилась заветная мечта» был опубликован в республиканских газетах 18 февраля 1992 года.

Верховный Совет республики принял три закона конституционного значения: «О переименовании Горно-Алтайской ССР в Республику Горный Алтай», «О Верховном Совете Республики Горный Алтай», «О Правительстве Республики Алтай».

На сессии развернулась серьезная дискуссия о названии республики. Некоторые депутаты считали неудачным наименование «Горный Алтай», отмечая его географический характер. Если посмотреть на другие национальные регионы, они в основном названы именем народов, их населяющих. В итоге было принято решение о переименовании Республики Горный Алтай в Республику Алтай, о чем Верховный Совет принял специальный закон.

Поскольку в пункте 2 статьи 5 Конституции РФ определен правовой статус республики как государства, имеющего свою Конституцию и законодательство, встал вопрос о разработке проекта Конституции Республики Алтай.

Необходимо было образовать Конституционную комиссию. Голоса депутатов разделились. Одни считали, что ее надо создать из числа депутатов. Но среди них было только семь юристов, и лишь один Д.И. Табаев имел большой опыт разработки законопроектов. Депутат-юрист В.Н. Марков предложил, чтобы проект писали специалисты и приносили в комиссию для обсуждения, но это не было поддержано. Следующим постановлением Верховный Совет в число членов Конституционной комиссии включил четверых юристов: А.А. Наймушина, В.Е. Пиунова, В.В. Ромашкина и меня. Дополнительно туда вошли зампредседателя правительства А.И. Ялбаков, зампредседателя правительства, председатель Госкомитета по управлению госкомимуществом А.С. Тюхтенев, министр С.Т. Пекпеев, юрист Л.В. Чиконова. В итоге в состав комиссии вошло 28 человек, из них 12 – юристы. Это уже сила!

Председателем Конституционной комиссии был утвержден Председатель Верховного Совета республики В.И. Чаптынов, его заместителем – Д.И. Табаев, ответственным секретарем – завотделом Президиума Верховного Совета В.С. Максимов.

Верховным Советом была утверждена Концепция Конституции Республики Алтай. Комиссией в соответствии с ней была разработана структура проекта Конституции. Из числа членов комиссии были созданы рабочие группы для написания отдельных глав и разделов.

Одну из групп возглавил я. Мы разрабатывали в основном 5-й раздел, посвященный госустройству Республики Алтай, организации государственной власти. Многое в ходе обсуждения менялось, уточнялось, а написанную нашей группой главу VIII «Избирательная комиссия РА» включили в текст без изменений.

Решения по проекту каждой статьи принимались после их обсуждения путем голосования. Некоторые вопросы вызывали бурные дискуссии. Авторы 1-го раздела предложили положение, согласно которому «основы конституционного строя Республики Алтай в числе других атрибутов имеют государственные языки». Подразумевались, конечно, алтайский и русский языки. Нашлись явные противники этого положения, хотя Закон РСФСР «О государственных языках в РСФСР» допускал возможность признания государственным наряду с русским язык народа, проживающего в республике.

После дебатов было признано необходимым сохранить в ч. 2 ст. 1 Конституции положение о том, что «Республика Алтай имеет свою Конституцию, законодательство, территорию, государственные языки, систему органов государственной власти и местного самоуправления и государственные символы».

Комиссия приняла государственными два языка – русский и алтайский. Основная дискуссия была связана с тем, какой язык в перечне указать первым. После обсуждения было решено изложить их в алфавитном порядке.

В проект первого раздела Конституции я предложил включить норму: «В Республике Алтай не допускаются создание и деятельность незаконных военизированных и вооруженных формирований, а также складирование радиоактивных отходов и отравляющих веществ». Эта формулировка вызвала критику со стороны некоторых членов комиссии, но после обсуждения большинством голосов ее оставили в проекте (ч. 2 ст. 10).

В.И. Чаптынов приехал из Москвы, собрал членов комиссии и сообщил, что в проекте Конституции нужно заложить институт президента республики. При обсуждении большинство поддержали эту идею, но некоторые члены комиссии, в том числе я, высказались за учреждение должности Главы республики. Абсолютным большинством голосов Конституционная комиссия решила в Конституции РА иметь главу 10 о Главе Республики Алтай, Председателе Правительства РА.

После этого Д.И. Табаев, Л.В. Чиконова, В.С. Максимов, П.Г. Прокопенко и я стали писать нормы о конституционно-правовом статусе Главы РА, Председателя Правительства РА как высшего должностного лица. Ряд полномочий Государственного Собрания – Эл Курултай переходили в полномочия Главы. Тем не менее в полномочиях Госсобрания остались элементы парламентской республики: утверждение членов правительства, руководителей республиканских комитетов и ведомств, отчет правительства перед Госсобранием не реже одного раза в год и т.д.

Большие разногласия в комиссии вызвали вопросы о требованиях к Главе Республики Алтай. В предложенном проекте указывалось: «Главой республики, Председателем Правительства Республики Алтай может быть избран гражданин РФ не моложе 30 лет, проживающий в республике не менее десяти лет, владеющий двумя государственными языками, обладающий избирательным правом».

Вызвали большую полемику предложенные цензы: проживание в регионе не менее десяти лет, владение двумя языками. Для критики основания были. Во-первых, действовал Федеральный закон 1994 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права граждан на участие в референдуме РФ», где указывалось, что на всех выборах в России к кандидатам на выборные должности устанавливается ценз оседлости один год. Противники двуязычья ссылались на статью 19 Конституции РФ о равенстве граждан. Конституционная комиссия согласилась с доводами оппонентов по первому вопросу, а вопрос о двуязычии Главы сохранили в проекте до последних месяцев перед принятием Конституции.

Первый вариант проекта Конституции был опубликован в республиканских газетах. Проходило бурное обсуждение.

В.И. Чаптынов возглавлял Конституционную комиссию с марта 1994 года по январь 1997-го. После его смерти Главой Республики Алтай, Председателем Госсобрания – Эл Курултай избрали В.В. Волкова. Он же был назначен председателем Конституционной комиссии. На завершающей стадии мы стали работать более интенсивно. Все позиции были рассмотрены, за исключением одной: несогласованным оставался ценз двуязычия Главы. В.В. Волков обсуждал с нами этот вопрос. Мы вспомнили добрую кадровую политику советского периода: первым секретарем обкома КПСС был русский, председателем облисполкома – алтаец. В.В. Волков обратился в Конституционную комиссию с письмом о невозможности замещения двух высших должностей органов власти лицом одной национальности. Комиссия согласилась.

Итак, проект Конституции Республики Алтай был готов, одобрен всеми членами комиссии.

7 июня 1997 года для рассмотрения и принятия Конституции была созвана XXI сессия Госсобрания – Эл Курултай, где присутствовал замруководителя администрации Президента РФ М.А. Митюков. Он высоко оценил качество проекта Конституции, говорил о том, что предусмотренные в нем нормы проработаны хорошо и, самое главное, Конституция является пророссийской.

Доклад по проекту Конституции сделал В.В. Волков. После выступлений депутатов он поставил на голосование проект в целом. Депутаты единогласно проголосовали за принятие Конституции (Основного закона) Республики Алтай. Госсобрание – Эл Курултай установило 7 июня 1997 года Днем принятия Конституции. Этим завершилось юридическое оформление новой Республики Алтай.

В дальнейшем в Конституцию РА внесли ряд поправок и дополнений. Большинство из них были связаны с изменениями федерального законодательства. Однако я категорически не согласен с двумя поправками: исключением из Конституции РА слова «суверенитет», а также выражения «Республика – это государство».

Конституционный суд РФ признал неконституционными некоторые положения Конституции РА, в частности употребленное выражение о том, что «Республика Алтай – суверенное государство». Здесь только замечу, что суверенитет у республики был, есть и будет, ведь республика – это государство. Но только какой суверенитет? Абсолютный или относительный? В федеративном государстве, каковым является Россия, абсолютным (полным) суверенитетом обладает только само государство, а его субъект (республика) – субсидиарным, то есть ограниченным суверенитетом, что прямо вытекает из п. 2 ст. 5 и ст. 73 Конституции РФ.

Объяснение слова «суверенитет» есть в толковом словаре В.И. Даля, а академик Джунусов выпустил мини-словарь, где дает объяснение этого слова в 43 значениях, в том числе говорится о суверенитете государства.

Юристы Древнего Рима являются классиками в области права. Римское право выдержало испытание веками и до сих пор преподается в юридических учебных заведениях всего мира, в том числе в нашей стране. Именно в римском праве сказано, что каждое государство, любая территория имеет суверенитет. Суверенитет принадлежит и человеку. В римском праве человек называется сувереном.

Суверенитет в общем правовом понимании – это право любого народа на самоопределение, на создание государственности, на социально-экономическое развитие, на равноправное развитие языка, культуры, литературы, искусства и т.д. Самоопределение и суверенитет – это не обязательно что-то отделенное.

Депутаты Госсобрания на одной из сессий приняли Конституционный закон об исключении из ст. 1 Конституции РА слова «государство», чем, как я считаю, нарушили п. 2 ст. 5 Конституции РФ, которая гласит: «Республика (государство) имеет свою Конституцию и законодательство». Отсюда мы видим, что определение статуса республики как государства относится к основам конституционного строя Российской Федерации.

Республика Алтай не перестанет быть государством. Суверенитет – не цель, а средство достижения цели: превратить республику в развитый, обустроенный, самобытный и равноправный субъект РФ.

Постановление Конституционного суда об исключении из нашей Конституции слова «суверенитет» не означает потери государственно-правового статуса, ограничения её права как равноправного субъекта Федерации или сужения полномочий органов государственной власти.

Конституционный суд подтвердил, что «этим не затрагивается принадлежность Республике Алтай всей полноты государственной власти, которой она в силу статьи 73 Конституции РФ обладает».

С.С. ТЮХТЕНЕВ, профессор,

заслуженный работник культуры РФ,

почетный гражданин РА,

журналист

Все самые последние новости в нашем телеграм канале

Отправь другу

spot_imgspot_img

Популярное

Другие статьи

Дети с ОВЗ посетили курорт Сбера «Манжерок»

Благотворительный день прошел на курорте Сбера «Манжерок» для детей...

В Горно-Алтайске сотрудники полиции и предприниматели организовали турнир по мини-футболу среди учебных заведений

В рамках профилактических операций «Твой выбор» и «Чистое поколение»,...

«Ростелеком» разработал цифрового консультанта для розничных магазинов

«Ростелеком» завершил разработку нового сервиса «Цифровой консультант» для ритейл-индустрии....

Женщина в русском селенье

Зоя Викторовна Жданова в Чойском районе человек известный, можно...