Казалось бы, ничто не предвещало. Сиди себе в уютном кабинете, попивай кофе, пиши тексты в «Звезду Алтая», но нет. Я снова решила на один день поменять профессию! Сказано — сделано.
Сегодня я заправщик, или, если проще, «пистолетчик».


Первым делом — инструктаж
Уверена: заезжая на АЗС, чтобы заправить свой автомобиль, вы вряд ли хоть раз испытывали желание оказаться на месте заправщика. Ведь профессия эта традиционно считается непрестижной, незаметной и некомфортной, отнимающей много сил и здоровья.
Отправляемся на АЗС «Салекс». Выбор неслучайный. Это один из 42 объектов крупнейшей сети автозаправочных станций ООО «Горно-Алтайск Нефтепродукт», представляющей бренды «ЛУКОЙЛ», «Салекс», «Сибнефть». Компания работает уже более 12 лет, и не только в Республике Алтай, но и в соседних регионах — Алтайском крае и Кемеровской области.
В сутки эта АЗС обслуживает более 500 водителей и является одной из самых популярных в городе. Именно здесь заправляюсь я и чуть ли не все мои знакомые, и к качеству бензина никаких претензий никогда не было. К слову, на всех автозаправочных станциях сети действует гибкая система скидок. Держатели карты лояльности за каждую заправку и покупку любых товаров получают бонусные баллы, которые можно обменять на скидку до 100% при покупке топлива и других товаров на АЗС. Кроме того, компания регулярно проводит различные акции. Поэтому где, как не здесь, можно сполна оценить все нюансы этой профессии в условиях, так сказать, реалити?
На станции нас встречают красивые и улыбчивые операторы Любовь и Надежда, региональный управляющий Анна и управляющий группой АЗС Ольга. Всего же на данной заправке работают шесть человек. Коллектив дружный, и это чувствуется прямо с порога.

Первым делом — инструктаж по охране труда и пожарной безопасности. Поскольку заправка является объектом повышенной опасности, даже на стажировке поблажку мне не делали. После теории выдали спецкостюм (фирменный комбинезон, куртку) — и, как говорится, вперед и с песней. Я прячу диктофон и блокнот: новоиспеченному заправщику такие атрибуты будут только мешать.
На первый взгляд кажется, что особой сложности в этой работе вроде и нет – только и делай, что вставляй пистолет в бак да вынимай оттуда.
— На самом деле все не так просто, — объясняют мне. – Во-первых, клиента нужно поприветствовать, спросить, какое именно топливо он будет брать, громко и внятно сказать номер колонки, а после заправки пожелать водителю счастливого пути.
Вроде все запомнила. Поехали…

Боевое крещение
Естественно, меня не могли оставить без присмотра опытного сотрудника. Знакомьтесь: Николай Николаевич Борисов, мой коллега на сегодняшний день. Его стаж работы на заправке, как я выяснила, составляет почти два года. Небольшая ремарка: оказалось, что на самом деле его должность звучит как «подсобный рабочий».
Мой напарник продемонстрировал мне обслуживание одного автомобиля, а дальше — давай сама.

Ждать первого клиента долго не пришлось. На заправку заехал респектабельный, вымытый и отполированный до блеска «Ниссан». Однако водитель наотрез отказался от моих услуг, даже несмотря на мою радужную улыбку. Досадно! Ну ничего, я еще свое наверстаю!
С азартом жду, когда же ко мне подъедет «Порше» или «Феррари»… Но увидела обычную «Хонду»… и впала в ступор. Поймите, в те редкие моменты, когда жизнь сталкивает меня каким-либо боком со всем, что связано с автомобилями, я превращаюсь в истинную девушку. Конечно, ранее я сама неоднократно заправляла свой автомобиль, но совсем не разбиралась в видах топлива. А тут помимо приветственной речи нужно было еще предложить новое улучшенное топливо «A-Energy» и, самое ужасное, суметь объяснить, чем оно отличается от других и почему лучше.
Из-за объема хлынувшей на меня шквалом информации (у каждого клиента нужно спросить, сколько он будет брать бензина — не ради праздного любопытства, а для того, чтобы самой знать, сколько времени потребуется на заправку той или иной машины) я постоянно забывала сказать какие-то стандартные фразы: либо назвать номер колонки, либо пожелать чего-то доброго и приятного напоследок. Николай Николаевич, глядя на меня с легкой усмешкой, по-отечески объяснял мне мои ошибки.
— Обязательно нужно быть внимательным, — напутствовал он. — Например, иногда водители уезжают с пистолетом в баке, забывают достать, а ведь очень дорого их менять. Бывает, что выходят заправляться и курят. Не секрет: ни в коем случае нельзя этого делать!
Как известно, опыт, сын ошибок трудных, приходит со временем. И когда следующий клиент, водитель новенькой «Тойоты», доверил мне таинство заливки бензина в бак своего автомобиля, я, отчеканив как молитву «речевку» заправщика, смело вставила пистолет и налила 30 литров 95-го. Напоследок пожелала автомобилисту счастливого пути. По-моему, неплохо получилось!
Весь следующий час машины шли одним сплошным потоком. Тут же выяснились и другие нюансы работы «пистолетчика», не слишком благовидные со стороны клиента. В пиковое время все приходится делать быстро: вставить пробку в бак правильно да еще в суете не всегда получается с первого раза. Очень неудобны пробки, прикрепленные к лючку на пластиковую «проволочку». Открутить легко, а вот с закручиванием может возникнуть морока — она постоянно норовит обернуться вокруг пробки, прогнуться, а то и вовсе попасть на резьбу.
Еще один момент — класть пробку на багажник или крышу автомобиля заправщикам строго-настрого запрещено (не дай Бог, что-нибудь поцарапаешь или испачкаешь бензином!), открученные пробки кладутся на колонку резьбой вверх. В общем, если подходить к делу с толком, то иначе как искусством процесс заправки машины не назовешь.
Потом, судя по номерам, подъехал кемеровчанин. Немолодой веселый мужчина пожелал 92-го бензина и ушел рассчитываться, открыв лючок бензобака. Я уже привычным движением руки дернула крышку, но та не поддалась. Попробовала другой рукой — бесполезно… Прыгала я рядом с этой крышкой несколько минут, а сидевший внутри салона машины пассажир с интересом наблюдал за моими манипуляциями. К счастью, на помощь подоспел Николай Николаевич. Отдам напарнику должное, он оказался истинным виртуозом-заправщиком и смиренно терпел мою неопытность и заторможенность.
Бак — пистолет, пистолет — бак… Мне казалось, что это будет продолжаться бесконечно. После двух часов работы поняла, что мои ноги близки к стадии отделения от тела. Предательски напомнила о себе поясница, толстые перчатки на руках никак не давали быстро включить пистолет, а куртка казалась безнадежно тяжелой. Да еще и пары бензина потихоньку начали влиять на мое сознание… А ведь я, к слову, почти в два раза моложе моего наставника! Как Николаю Николаевичу (между прочим, четырежды деду!) удается находиться целый день на ногах, не думая о боли и усталости, — неведомо.
За все время моего «дежурства» через мои руки прошли несколько десятков машин. Я заправляла и старенькую ржавую «копейку», и патрульный УАЗ-Патриот, и даже ЗИЛ.
Со временем стала более внимательно наблюдать за клиентами. Люди очень разные. Некоторые на ходу говорят, какой бензин залить и на сколько, затем быстро рассчитываются и так же быстро удаляются. Некоторые, любуясь собой, пренебрежительно разглядывают заправщика и неспешно дефилируют к кассе. Потом просто садятся в автомобиль и уезжают. Ни до свиданья, ни тебе «на чай»… Справедливости ради замечу, что большинство клиентов все же были позитивны да дружелюбны, но чаевых так никто и не дал.

Не бензином единым…
Когда заканчивается час пик и очереди рассасываются, заправщик занимается уборкой территории, приведением в порядок топливораздаточных колонок (ТРК). Мне, как новичку, предложили помочь.
К счастью, с погодой в этот день повезло. Но я даже боюсь представить, каково это — работать, допустим, при -10! Мурашки по коже, да и только.

— Почему вы выбрали эту профессию? — любопытствую я, орудуя тряпкой на электронном табло.
— Сидячая работа не для меня. Когда двигаюсь, я забываю про все болячки. К тому же коллектив здесь замечательный, мы одна команда, одна семья. Конечно, бывает, устаешь за день, ведь рабочая смена длится 12 часов, надо за всем успеть уследить, — объясняет Николай Николаевич. — Но самое главное в любой профессии — нужно иметь желание работать!
Что ж, лучшего завершения для репортажа и не придумать. А моя смена закончена, можно переодеваться – и в редакцию.
Зато теперь я точно не откажусь от услуг заправщика. Ведь сейчас я понимаю этих людей гораздо лучше остальных автовладельцев. Уважаемые читатели, в следующий раз, когда будете заправляться на АЗС, улыбнитесь и поблагодарите «пистолетчика». Поверьте, им будет приятно и они это оценят!
P.S.: «ЗА» официально сообщает, что при подготовке этого материала ни один автомобиль не пострадал.

Татьяна РУССКИХ
Фото Владимира Сухова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.