Вера Якшиновна Кыдыева работает в Национальном музее им. А.В. Анохина с 2001 года, уже более двадцати лет. Она является старшим научным сотрудником отдела истории, где курирует тему алтайской этнографии, имеет степень кандидата исторических наук и звание заслуженного работника культуры РФ.

Вера Якшиновна училась на историческом факультете Горно-Алтайского педагогического института, по его окончании в 1988 году устроилась в Горно-Алтайский НИИ истории, языка и литературы (ныне Научно-исследовательский институт алтаистики им. С.С. Суразакова). Там, работая в отделе археологии, который тогда возглавлял Александр Суразаков, она впервые взялась исследовать материальную культуру алтайцев.

Тема сложная, тем более в начале 90-х годов в России изменился подход к изучению материальной культуры населяющих ее народов. Встало много новых вопросов: какую роль играет, к примеру, та же национальная одежда во внутриэтнических коммуникациях? Что изменится в народной культуре, если алтайцы перестанут носить лисьи шапки или другие предметы национальной одежды? Останутся ли они алтайцами? Исследователь-этнограф такие нюансы уже не мог игнорировать. Также необходимо было изучать семантику одежды и другие вопросы. Вера Кыдыева три года занималась разработкой данной тематики и собирала этнографический материал, работая в ГАНИИИЯЛе, затем – в аспирантуре под руководством известного этнографа С.И. Вайнштейна. Однако на втором курсе ей пришлось поменять тему. В результате кандидатскую диссертацию она писала совсем по другому направлению – о поземельных отношениях в Горном Алтае в конце XIX — XX в. (до реформ 90-х годов). Защита прошла успешно в 1997-м. Ну а собранный ранее материал пригодился позднее – когда Вера Якшиновна устроилась работать в Национальный музей.

Для молодого историка музейное дело было в новинку, приходилось приобретать на ходу умение составлять экспозиции, правильно представлять экспонаты посетителям и писать доступные всем лаконичные аннотации, что зачастую бывает сложнее создания обширной научной статьи.

В 2008 году началась реконструкция Национального музея, в 2012-м ввели в эксплуатацию новое здание. Автором вновь открытой экспозиции алтайской этнографии, занимающей в музее два зала, стала Вера Кыдыева.

Экспозиция начинается с информационных стендов, рассказывающих о коренном населении Алтая и содержащих статистические сведения, основанные на Всероссийских переписях. Посетители могут без помощи экскурсовода ознакомиться с этими данными, а также с подробными сведениями об алтайской языковой семье и этнографическими картами. Далее следуют экспонаты, иллюстрирующие особенности хозяйственной деятельности населения горных районов – охоты, скотоводства, земледелия и т.д. Все названия даются на алтайском языке (включая диалектные особенности) с переводом на русский. В витринах представлены национальная одежда, женские украшения, утварь, имеются реконструкции алтайского жилища – шестиугольного аила (другие виды представлены на стендах) и сведения о его внутреннем устройстве. На потолке зала установлен резной деревянный зодиакальный календарь двенадцатилетнего животного цикла, символизирующий Вселенную в круговороте времени в традиционном мировоззрении алтайцев. Он был создан в свое время художником Вячеславом Костиным.

Зал, посвященный духовной культуре, украшает большой войлочный ковер, изготовленный в 2012 году по мотивам алтайского героического эпоса. В работе над проектом принимали участие Вера Кыдыева, завкафедрой алтайской филологии и востоковедения ГАГУ Майя Чочкина, художник Яков Янкинов, мастерицы по войлоку Айдана Тадыкина и Айсула Такина. Также в зале имеется богатая коллекция, иллюстрирующая алтайский шаманизм, — гордость Национального музея.

Естественно, этнографическая экспозиция требует постоянного внимания музейных работников. Она должна регулярно обновляться. Экспонаты подвержены воздействию воздуха и света, им нужно «отдыхать», поэтому вместо них из запасников фондов извлекаются другие. А еще смена предметов, как правило, влечет за собой обновление этикетажа экспозиции. Большие усилия нужны и для выполнения постоянно меняющихся требований к документации, оформляемой в том числе в электронном виде и выкладываемой в общероссийский госкаталог… В общем, дел у этнографов всегда невпроворот, что нелегко понять людям, далеким от музейного дела.

Последней работой, пополнившей экспозицию залов этнографии, стала копия шубы пазырыкского воина III в. до н.э., рассказала Вера Якшиновна. Оригинал был найден в 90-е годы при раскопках мужского погребения в одном из курганов, расположенных неподалеку от места находки знаменитой Принцессы Укока. Он хорошо сохранился благодаря вечной мерзлоте и ныне хранится в музее Новосибирска. Шуба сшита из овчины, мехом внутрь. Она уникальна тем, что имеет «хвост» — фалду, пришитую к подолу, это было характерно для пазырыкцев. В прошлом году, используя целевые средства, выделяемые Правительством РА, музей решил заказать копию этого артефакта. Айсула Такина выехала для его осмотра в Новосибирск и, использовав опубликованные в научной литературе рисунки, выполнила эту работу. Презентация нового экспоната состоялась 14 мая на одной из площадок «Музейной ночи».

Алексей МИШИН

Фото Владимира Сухова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.