Маленькое село Советское в Чойском районе переживает не лучшие времена: сейчас в нем осталось не более ста жителей. Здесь нет ни школы, ни детского сада, ни клубов… Но есть то, ради чего непременно стоит сюда заехать, — Музей русского быта, бессменным руководителем которого является Е.Г. Рехтина.

— Идея создания музея, — рассказывает Екатерина Григорьевна, — зародилась в 2000 году, когда жительница села Васса Лаврентьевна Нохрина подарила мне весы — кантарь 1880 года выпуска. Тогда я работала в библиотеке и потихоньку начинала собирать старинные предметы. С экспонатами проблем не было – люди в Чойском районе отзывчивые, что по чердакам и чуланам нашли, все и отдали.
Однако уже скоро возник вопрос: где все это «народное добро» разместить? Екатерина Григорьевна обратилась к главе сельского поселения с просьбой отдать для библиотеки и музея здание бывшей школы — помещение давно пустовало и требовало ремонта. Так в 2012 году и началась история Советской библиотеки-музея русского быта.

Экскурсию радушная хозяйка начинает со стендов, где представлена краткая история села. Образовано оно в 1875-м, на год раньше районного центра Чои, и сначала носило забавное название Поросята.
— Добираться сюда из центральных районов России приходилось на санях в течение полутора-двух лет. Сибирская железнодорожная магистраль была пущена только в 1915 году. Люди селились заимками, дома строили маленькие, с низкими потолками для сохранения тепла, но с большим количеством окон по южной стороне для лучшего освещения, — поясняет Екатерина Григорьевна.
Музей оказался по-настоящему волшебным — сначала я просто получала удовольствие от информации и созерцания вещей, но буквально спустя несколько минут уже погружалась все дальше в прошлое.
Фактически музей располагается в двух комнатах, заполненных подлинниками быта русских переселенцев конца XIX — начала XX века, количество которых давно перевалило за тысячу.
— В настоящее время музею требуется дополнительная площадь. Имеющегося места действительно не хватает, чтобы в полном объеме отразить историю района. Сейчас не охвачен период начала XX века, хотя экспонаты имеются, — с грустью добавляет Екатерина Рехтина.

В первой комнате (между собой сотрудники называют ее сенями) собраны артефакты хозяйственного назначения: подковы, сани, плуг, колодки для изготовления обуви, бадьи, вырубленные из цельного ствола дерева, в таких хранили мед, масло, сушеные грибы и ягоды, большая колода из дерева, деревянные вилы, которыми до сих пор продолжают пользоваться при заготовке сена, мордушки, сети для ловли рыбы и многое другое. Всего и не перечислить.

Екатерина Григорьевна подробно рассказывает о каждом экспонате, его истории и хозяевах: из какой он деревни и какого года…
— Самым необходимым предметом была зернотерка, у нас она представлена в виде каменных кругов. В этой местности таких не делали из-за отсутствия камня (здесь больше известняка, а он пористый и быстро стирается). Жернова привезены из села Кебезень Турочакского района. Зернотерка была дорогим удовольствием, не каждый мог себе ее позволить. Зато в каждой семье были ступа и пест, с их помощью толкли зерно, освобождая его от шелухи и измельчая до состояния муки.
Гвозди для строительства, подковы, скобы, «когти» для лазанья по кедрам, ножи, пилы в далеком прошлом ковались в домашних условиях. Например, тесло сейчас уже не используется, а раньше им кромили стены домов, вырубали лодки и гробы.
— В то время очень развит был товарообмен. Имевшие лошадь зимой ездили в Шульгин Лог, Платово, Бийск, где меняли орех, рыбу, мед, ягоды, пихтовое масло, деготь, мясо диких животных на соль, сахар, пшеницу, галантерею. Поэтому в каждом хозяйстве были безмены, один из них – 1865 года выпуска – сохранился до наших дней, — продолжает рассказ Екатерина Рехтина.
Следуем вслед за экскурсоводом в просторную светлую горницу, где главный атрибут, конечно, русская печь. В ней готовили пищу, на ней спали, сушили одежду, хранили припасы, лечились. Возле нее мирно замерли ухваты, чугунки, целая коллекция горшков, кринок и другой глиняной, деревянной, берестяной посуды. Мастеров давно уж нет, а их работы остались на добрую память. У окна традиционно расположился стол с самоваром, вдоль стен — деревянные лавки. В углу кровать, покрытая вышитым одеялом, рядом с ней — деревянная подвесная люлька, в которой убаюкивали младенцев. На стенах деревянные полки с нехитрой утварью, часы с кукушкой. На полу – разноцветные домотканые половики. Все скромно, но очень уютно.

Есть среди экспонатов и настоящие раритеты. Например, швейная машинка, которая столетие назад была и небывалой роскошью, и заветной, даже заоблачной мечтой любой хозяйки, и другие женские «девайсы»: прялки, веретено, ткацкий станок. Последний, несмотря на возраст, вполне исправен до сих пор: все нити заправлены, все отрегулировано и отлажено.
— Женщины тогда все были большими рукодельницами – вязали, вышивали и всячески украшали свою одежду и жилище. В нашем музее имеются женские костюмы, сшитые в 1909 году Прасковьей Ивановной Наймушиной. Собираясь замуж, она готовила себе наряд, вышивала блузку, юбку и фартук. Кроме того, сохранились запасы чесаного льна, которые называли «нычки» — возможно, от сохранившегося до наших дней слова «заныкал», то есть «спрятал», — вдохновенно объясняет Екатерина Григорьевна.
Достойное место в горнице занимают бытовые «гаджеты» наших прабабушек: коромысла, деревянные ведра и тогдашняя «стиральная машинка» — деревянные валек и рубель, современный человек не сразу и поймёт, как ими пользоваться. Привычная в то время процедура стирки была невероятно трудоёмкой, требовавшей от женщины изрядной физической силы. После того как белье высохнет, его ещё нужно и погладить. Чем? Утюгом — либо монолитным, который надо было раскалить, либо угольным, который «заправляли» горячими угольками из печи. Но поскольку такие утюги весили до десяти килограммов, глажка превращалась в настоящее силовое упражнение.
— Обязательно в каждой избе присутствовала божница — место, где располагались иконы, — продолжает свой рассказ хранительница музея. — Многие переселенцы были староверами и в церковь не ходили. В Чойском районе не существовало стойкого сообщества староверов, но они тут жили.
Можно услышать здесь и звук патефона. Собственно, этим и отличается музей села — здесь к экспонатам можно притронуться, ощутить историю уже давно минувших лет. Если б предметы могли говорить, сколько интересного они бы нам поведали!
Отдельный уголок посвящен Великой Отечественной войне. Из Советского на фронт ушли 140 человек, 98 из них погибли.
К слову, в прошлом году этнопроект музея «Прикосновение» вошел в число победителей конкурса Президентского фонда культурных инициатив. Это, без всяких сомнений, повод для гордости. Благодаря средствам гранта удалось обновить техническое оснащение музея, приобрести костюмы для экскурсовода, витрины для размещения экспонатов.
На одной из таких витрин расположились традиционные русские куклы: обереговые, обрядовые и игровые. В те времена они были практически в каждой избе, считалось, что они оберегают семью от болезней и сглазов. Эти куклы тоже дело рук хозяйки музея. Екатерина Григорьевна проводит мастер-классы по их изготовлению для всех желающих.

— Женщины тогда все были большими рукодельницами – вязали, вышивали и всячески украшали свою одежду и жилище. В нашем музее имеются женские костюмы, сшитые в 1909 году Прасковьей Ивановной Наймушиной. Собираясь замуж, она готовила себе наряд, вышивала блузку, юбку и фартук. Кроме того, сохранились запасы чесаного льна, которые называли «нычки» — возможно, от сохранившегося до наших дней слова «заныкал», то есть «спрятал», — вдохновенно объясняет Екатерина Григорьевна.
Достойное место в горнице занимают бытовые «гаджеты» наших прабабушек: коромысла, деревянные ведра и тогдашняя «стиральная машинка» — деревянные валек и рубель, современный человек не сразу и поймёт, как ими пользоваться. Привычная в то время процедура стирки была невероятно трудоёмкой, требовавшей от женщины изрядной физической силы. После того как белье высохнет, его ещё нужно и погладить. Чем? Утюгом — либо монолитным, который надо было раскалить, либо угольным, который «заправляли» горячими угольками из печи. Но поскольку такие утюги весили до десяти килограммов, глажка превращалась в настоящее силовое упражнение.- Обязательно в каждой избе присутствовала божница — место, где располагались иконы, — продолжает свой рассказ хранительница музея. — Многие переселенцы были староверами и в церковь не ходили. В Чойском районе не существовало стойкого сообщества староверов, но они тут жили.
Можно услышать здесь и звук патефона. Собственно, этим и отличается музей села — здесь к экспонатам можно притронуться, ощутить историю уже давно минувших лет. Если б предметы могли говорить, сколько интересного они бы нам поведали!
Отдельный уголок посвящен Великой Отечественной войне. Из Советского на фронт ушли 140 человек, 98 из них погибли.
К слову, в прошлом году этнопроект музея «Прикосновение» вошел в число победителей конкурса Президентского фонда культурных инициатив. Это, без всяких сомнений, повод для гордости. Благодаря средствам гранта удалось обновить техническое оснащение музея, приобрести костюмы для экскурсовода, витрины для размещения экспонатов.
На одной из таких витрин расположились традиционные русские куклы: обереговые, обрядовые и игровые. В те времена они были практически в каждой избе, считалось, что они оберегают семью от болезней и сглазов. Эти куклы тоже дело рук хозяйки музея. Екатерина Григорьевна проводит мастер-классы по их изготовлению для всех желающих.

-Вот, например, зерновушка. Внутри нее зерно первого обмолота. Раньше такие куклы хранились на божнице всю зиму, а весной во время сева куклу разбирали и первым сеяли это зерно, — объясняет мастерица.
К сожалению, газетная полоса не позволяет в полной мере рассказать обо всех экспонатах и не вместит все фотографии, что мы сняли в этом поистине удивительном месте, но надеемся, что наш репортаж побудит в вас желание увидеть все своими глазами, почувствовать легкую грусть, ностальгию и какое-то совершенно возвышенное чувство. Отрадно, что благодаря неравнодушным людям есть такой музей, ведь это позволяет нам хотя бы одним глазком заглянуть в далекое прошлое нашей страны, коснуться жизни наших предков…
Низкий поклон вам, Екатерина Григорьевна, за труд, за любовь к родной земле и бережное отношение к истории нашей малой родины!..

Татьяна Русских

Фото Владимира Сухова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *