Назад в прошлое: какой была реклама в «Звезде Алтая» в 90-х годах

Дата:

1990-е народ окрестил лихими. А для средств массовой информации с постсоветских времён, пожалуй, более яркого периода и не было. Жизнь бурлила: путч, развал Союза, смена идеалов, рост цен, деноминация, дефолт. Острые темы, большие тиражи – в отсутствие интернета СМИ стали властителями дум.
Первый Закон «О рекламе» в России был принят только в 1995 году, до этого газеты руководствовались другими документами – тем же советским Законом «О защите прав потребителей», но единых рамок не было.
Начинающие коммерсанты, плодившиеся как грибы после дождя, коммерческие банки, инвестиционные фонды и торговые биржи стремятся привлечь потенциальных потребителей. В «Звезде Алтая» скромная прежде рубрика «Реклама, информация, объявления» выросла на целые полосы. Листать их сегодня необычайно интересно. Ну-с, давайте посмотрим, что пытались рекламировать в то уже достаточно далекое время.


Заграничное происхождение
Уже с первых номеров реклама моментально повышает наш статус: «Уважаемые господа! Совет директоров акционерного коммерческого банка Горно-Алтайского эколого-экономического региона «Ноосфера» объявляет конкурс на замещение вакантных должностей…», «Дамы и господа! Только в нашем магазине обои гофрированные восьми расцветок по 2800 руб. за рулон!..», «Господа предприниматели! Ваша реклама в «Звезде Алтая» – доброе начало вашего бизнеса!» – ведь правда же, такая реклама «богато» смотрится?
Акцент на заграничном происхождении товаров и услуг – как вишенка на торте. «Пастеризованное баночное пиво одного из лучших заводов Белоруссии, о чем свидетельствуют дипломы и медали международных конкурсов», «Современная оргтехника из Японии гарантирует вам успех в новом, рыночном 1991 году!», «АО «Обувь» запустило в работу цех по пошиву особо модной обуви. Вы можете заказать обновки любых фасонов на итальянском или российском хроме…», «Горно-Алтайская фирма «МиТ» продает губную помаду 11 тонов (производства США), полусапожки 39 размера (Югославия)», «В КМТО связи имеются в продаже телефонные аппараты «Мегасоник» производства Гонконг, адаптированные к местной телефонной сети», «Организация реализует лучшее бутербродное масло Rama и макаронные изделия (Финляндия)».

МММ. Начало
В начале 1990-х в Горно-Алтайск приходят печально известные на всю страну финансовые пирамиды. Они налево и направо проводят розыгрыши ценных призов, банки наперебой обещают своим акционерам максимальные процентные ставки по депозитам, рьяно скупают приватизационные чеки (ваучеры): «Вы хотите иметь много денег? Коммерческий Горно-Алтайбанк может вам помочь! Если у вас есть 5000 рублей и вы положите их на счет в нашем банке, то через год вы получите 6500, через три года – 12301 рубль, через пять – 26891 рубль!»

«Продавцы воздуха»
А вот и «продавцы воздуха» подоспели!
«Вы хотите «сколотить капитал» для открытия своего дела или просто неплохо заработать? Нет проблем! Несколько десятков тысяч рублей за 2 – 3 месяца. Заинтригованы?» «Конечно!» – восклицаем мы и читаем дальше: за подробную инструкцию быстрого обогащения требуется выслать «пять рублей и чистый конверт с обратным адресом».
«Впервые в Советском Союзе! – прямо-таки кричит броский заголовок. – Наша страховая компания осуществляет страхование от похищения неопознанными летающими объектами!», «Предсказываю пол ребенка (гарантирую 100%-е подтверждение прогноза). Для прогноза сообщите даты рождения супругов и детей, если они уже имеются, вложите конверт с обратным адресом и квитанцию о переводе 25 рублей», – ответ Игорь Егоров из Братска обещает прислать в течение месяца.
«Предсказываю судьбу. Анонимность гарантирую. В письмо вложите два конверта со своим адресом» – объявление, встречающееся практически в каждом номере. Интересно, что получал за такую услугу потребитель? Случайным образом сгенерированное «предсказание» – это в лучшем случае. В худшем же у конторы были заранее заготовлены пара десятков «гороскопов», которые рассылались по всей стране желающим «поговорить со звездами».
Кстати, при переписке по объявлениям обязательно нужно было вкладывать в письмо конверт со своим адресом – выросшему на интернете поколению никогда не понять этих манипуляций, как не понять и знакомства через газету.
Между тем объявления о поиске своей половинки набирали в «Звезде Алтая» популярность. В них можно было не указывать имя и адрес, хватало номера паспорта или же а/я.
«Житель райцентра 29 лет, рост 170, образование высшее, к алкоголю и никотину равнодушен, познакомится с девушкой 18 – 26 лет, особый интерес представляют родившиеся с 30 марта по 17 апреля и с 29 ноября по 17 декабря. Не забудьте вложить в конверт фотографию и сообщить свой номер телефона – это ускорит нашу встречу».
«Двое состоятельных мужчин приглашают к знакомству двух стройных симпатичных женщин (желательно подруг) до 30 лет с квартирой. Ответим только на письма с фотографиями».
«Женщина 30 лет, высокая, стройная, спокойная, познакомится с мужчиной 29 – 36 лет, ростом не ниже 175 см, с нормальными привычками, материально обеспеченным».

Давай меняться!
Однако большинству читателей было не до любви. Люди теряют работу, затягивают потуже пояса. Через частные объявления в газете вновь наречённые «дамы и господа» со всей страны продают наложенным платежом «старинные способы заговоров от тли, тараканов, мышей, муравьев в доме, на даче, заговоров от болезней», целебный кремень с инструкцией, «лекарственные травы, рецепты, справочник от рака, эпилепсии, фибромиомы, мастопатии, бесплодия, параличей, простатита, импотенции, самоучитель по каратэ, книгу «100 лучших рецептов вкусных, ароматных, простых в изготовлении праздничных напитков» и многое, многое другое.
И ещё обменивают не глядя: табун лошадей (35 голов) – на однокомнатную благоустроенную квартиру в Горно-Алтайске; японскую видеосистему – на автомобиль ВАЗ, УАЗ-452, ГАЗ-66; трехкомнатную квартиру в двухквартирном особняке с участком и сараем – на «Жигули» или «Москвич-4212»; электромясорубку – на хороший ковер; пианино – на авторезину; шкаф с антресолью – на телевизор или стиральную машинку; видеомагнитофон с дистанционным управлением и цветной телевизор – на автомобиль «Жигули»; печь на жидком топливе – на мебельную стенку или кухонный гарнитур; автомобиль БТР – на автобус; «Жигули» – на двухкомнатную квартиру; колесный трактор ДТ-20 – на мотоцикл «Урал»; корову – на цветной телевизор; лошадь – на «Запорожец»; дом в с. Кызыл-Озек – на видеомагнитофон; ваучеры (6 штук) – на квартиру; мед – на «Ниву»; ковер 2х2 – на сапоги зимние импортные 38 размера; золотое кольцо 375-й пробы – на стиральную машинку «Фея»… Интересно, состоялся ли обмен?
Со всей страны летят в Республику Алтай предложения о надомной работе – ещё один неизведанный клондайк 90-х. Местные жители в свою очередь тоже не теряются: «По цене клиента выполняю машинописные работы, размножаю в неограниченном количестве бланки на электронной печатающей машине с памятью…»

Вселенский целитель
Мутным потоком 1990-х вынесло на газетные берега доморощенных лекарей и гадалок.
«Специалисты по магнитолазерной рефлексотерапии проводят сеанс биоэнергосветового кодирования. За один сеанс вы избавитесь от пристрастия к алкоголю и табаку», «Дипломированный экстрасенс центра нетрадиционной медицины «Джуна» с помощью бесконтактного массажа и гипноза поможет вам избавиться от многих недугов», «Горно-Алтайский центр нетрадиционной и народной медицины НПЦ «Аржан» готов оказать помощь всем, кто потерял веру в свое исцеление», «Храм магии Чи-Гор проводит лечебно-оздоровительные сеансы. Заряжаются вода, кремы, мази. Под воздействием телекинеза проводится ремонт электронной техники», «В областном драмтеатре выступает врач-сексопатолог Сергей Бэл. При себе иметь бумагу и карандаш для вопросов и ответов», «Катунь-Энион» проводит набор в школу по подготовке экстрасенсов»
В 1991-м областной центр осчастливил своим посещением «экстрасенс Николай Солярий». Как писали в газете, «встреча состоится в драмтеатре, в программе: психологические этюды, феноменальная память, прием и передача мыслей, опыты с огнем, танец на битом стекле, остановка пульса, ментальная магия».
Может, мы слишком подозрительны, но от таких объявлений за версту пахнет мошенничеством. Однако, как известно, редакция не несет ответственности за достоверность материалов рекламодателей.

Татьяна СЕРГЕЕВА

Все самые последние новости в нашем телеграм канале

Отправь другу

spot_imgspot_img

Популярное

Другие статьи

В Республике Алтай пройдет единый День открытых дверей федерального проекта «Профессионалитет»

20 апреля на площадках федерального проекта «Профессионалитет» в Республике Алтай...

«Единая Россия» проведёт «Диктант Победы» на суше, в море и в небе

Международное масштабное тестирование на знание истории Великой Отечественной войны...

По требованию прокуратуры подрядчик привлечен к ответственности за нарушения при благоустройстве городской площади

По требованию прокурора города подрядчик привлечен к административной ответственности...