«Фотокопия нашей судьбы»

Дата:

В популярной песне 80-х годов прошлого столетия есть замечательные слова: «…И в домашнем альбоме хранится фотокопия нашей судьбы». К сожалению, теперь у нас все «в цифре» и мало кто может похвастаться наличием традиционного семейного альбома, пусть
не с бархатной, а с клеенчатой обложкой, с толстыми картонными страницами и резными уголками для крепления фотокарточек. До начала XXI века такие альбомы были почти в каждой семье, а просмотр старых снимков был важной частью первых встреч и знакомств.

Возможно, эта тема так и осталась бы для меня ностальгической, если бы несколько лет назад в мои руки не попали два уникальных семейных альбома. Их Национальному музею Республики Алтай подарили жители Новосибирска Андрей Арнольдович Никонов и его супруга Людмила Михайловна, специально приехавшие для этого в Горно-Алтайск. При встрече они взгрустнули: «Время неумолимо летит. Старшее поколение ушло… Не все события и лица вспоминаются, молодёжь не знает ни Улалу, ни Ойрот-Туру, а здесь не только наша семейная история, а теперь больше ваша…»


Уже первый просмотр заставил учащенно забиться сердце музейщика – такими необыкновенными показались подборка старых снимков и оформление самих альбомов. Обрадовало, что в одном из них почти все фотографии были подписаны – это очень важный аргумент для дальнейшей их атрибуции, раскрывающий музейную значимость фотографий, их информативность, мемориальность, аттрактивность и т.п.
Среди множества лиц сразу же узнала Алагызовых, тем более под фотографией была подпись «Братья Алагызовы». Один из братьев, Иван Савельевич (1888 – 1937 гг.), сыграл значительную роль в истории Ойротии. Он окончил Бийское катехизаторское училище, работал сельским учителем. Член ВКП(б) с 1920 года. В 1921-м возглавил отдел национальностей Горно-Алтайского ревкома, в 1924 – 1927 гг. был председателем Горно-Алтайского облисполкома, в 1932 – 1937 гг. – заведующим отделом национальностей Западно-Сибирского крайисполкома. Избирался делегатом XIII съезда РКП(б). Был членом ВЦИК РСФСР и ЦИК СССР. Награжден орденом Трудового Красного Знамени. Репрессирован и расстрелян в 1937-м. Алексей Савельевич (1890 – 1937 гг.) в 1935 – 1936 гг. был представителем от Ойротской автономной области во ВЦИК РСФСР. Василий Савельевич (1891 – 1937 гг.) – заведующий Кош-Агачским районным агентством «Сибпушнина».
Владелец альбомов поведал мне краткую историю своей семьи, которая очень заинтересовала меня: в его родословной я услышала известную на Алтае фамилию Никифоровых. Оказалось, что бабушка Андрея Арнольдовича по отцовской линии – Александра Дмитриевна Никифорова, её отец – Дмитрий Яковлевич Никифоров. Нам больше известен учитель, этнограф и переводчик Николай Яковлевич Никифоров (1874 – 1924 гг.), который дружил с Г.И. Гуркиным, жил и работал в Аносе. По наставлению Григория Ивановича он собирал фольклорный материал и именно через него познакомился со знаменитым путешественником и этнографом Г.Н. Потаниным. Собрание сказок, записанное им от кайчи Чолтыша Куранакова и переведенное на русский язык, было опубликовано под редакцией Г.Н. Потанина в 1915 году под названием «Аносский сборник». «Имя Н.Я. Никифорова в числе «ярчайших представителей алтайской интеллигенции» называет финский ученый геолог Иоханнес Габриэль Гранё», – писала доктор филологических наук З.С. Казагачева.
Я с удовольствием изредка пересматривала альбомы, вглядываясь в незнакомые лица людей, рассматривала одежду, аксессуары, интерьеры и пейзажи, запечатлённые на снимках. Подписи гласили: «Музыкальный кружок школы II ступени, г. Улала, 1926 г.», «Педуклоновцы с учительской опорной школы,1927 г.», «Учащиеся 9 класса школы II ступени», «Курсы соцвоса, г. Улала, 1929 г.», «Курсы ясельных работников, 1934 г.», «Коллектив Ойротского облздравотдела». По оформлению альбома, количеству и качеству фотографий в нем, по сюжетам на снимках можно судить о семейных взаимоотношениях, глубине родственных связей, определить место, которое семья Никоновых-Никифоровых занимала в том сообществе в разные периоды времени.
Как говорят музейщики, альбомы «отлежались» и начали свою вторую жизнь, когда 8 января Национальный музей дал старт фотомарафону «Загляните в семейный альбом…», посвященному предстоящему 100-летнему юбилею Ойротской автономной области, и объявил его условия и сроки. Получив у Андрея Арнольдовича разрешение опубликовать некоторые семейные фотографии, я погрузилась в процесс тщательнейшего изучения старых снимков, сортировала их по разным «историям», поднимала свои старые записи, опубликованные материалы и т.п. В результате через выявленные по фотографиям родственные связи большой семьи Никифоровых удалось дополнить составленную З.С. Казагачевой генеалогию протоиерея и просветителя М.В. Чевалкова (1817 – 1901 гг.) и Якова Никифорова, который, как пишет Зоя Сергеевна, «обучал В.В. Радлова алтайскому языку, в 1860 г. сопровождал его в первую поездку по Алтаю» и был женат на дочери Чевалкова Матрене Михайловне (подробности в статье З.С Казагачевой «М.В. Чевалков и его потомки. Наследие М.В. Чевалкова в современном осмыслении», опубликованной в сборнике материалов межрегиональной научно-практической конференции в 2008 году).
Выяснилось следующее: бабушка дарителя Андрея Никонова – Александра Дмитриевна Никонова-Никифорова, 1908 года рождения. Её отец Дмитрий Яковлевич Никифоров, учитель миссионерского училища, «родился 20 октября 1868 г., умер 13 августа 1910 г., похоронен в Онгудае, его жена умерла в 1916 г. в Шебалино» (личный архив А.А. Никонова). Братья Никифоровы Иоанн Яковлевич (1885? – ? гг.), Дмитрий Яковлевич (1868 – 1910 гг.), Николай Яковлевич (1874 – 1924 гг.) и Сергей Яковлевич – были известными на Алтае просветителями. Их имена упоминал в своих мемуарах А.В. Анохин, подчеркивая роль телеутов – выходцев из села Кокши в развитии Улалы: «Живя около ста лет в Улале, телеуты вполне приспособились к русской культуре, а семья Чевалковых, кроме того, дала из своей среды талантливых людей: учителей, священников, поэта алтайского о. Михаила и художников. Кокшаларам первым на Алтае принадлежит инициатива постройки кожевенного завода, открытие иконописной мастерской, из которой впоследствии вышли талантливые художники алтаец Г.И. Гуркин, Н.И. Чевалков, Иван и Сергей Яковлевичи Никифоровы, И. Тельгеров, тоже инородцы, и другие» (А.В. Анохин «Алтайский художник Григорий Иванович Чорос-Гуркин», 1924 г.).


В архиве Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН (Кунсткамеры) хранится путевая записка А.В. Анохина 1922 года: «…теперь Алтай помнит братьев Никифоровых, Тельгеровых, Конзычакова, Зяблицкого, Содонова, которые оставили после себя заметный след в художественной работе, обогащая, конечно, любителей искусства главным образом портретами. Их работы разбросаны по всему Алтаю, их до сих пор можно наблюдать в Улале, Аносе, Онгудае, Кебезене, Чемале, Улагане, Кош-Агаче, Шебалино».
З.С. Казагачева среди детей Якова Никифорова не указывает Сергея Яковлевича: «У Матрены (Чевалковой. – Р.Е.) и Якова (Никифорова. – Р.Е.) родились дети: Иоанн, Дмитрий, Николай (последовательность их рождений нами не установлена)». А в музее в фонде Г.И. Гуркина есть фотография с подписью «Г.И. Гуркин и братья Никифоровы Николай и Сергей с сыном Вл. Сергеевичем в мастерской художника. Анос. 1910-е гг.». Внешне облик Сергея Яковлевича Никифорова (на снимке второй слева в черной рясе священника) совпадает с изображением на фотографии из вышедшей в начале прошлого века книги А.И. Макаровой-Мирской «Апостолы Алтая», имеющей подпись: «о. С. Никифоров».
По рассказам Андрея Никонова, у Александры Дмитриевны Никоновой-Никифоровой был племянник Иакинф Сергеевич. Мы знаем, что в Ойротской художественной школе в 1931 – 1934 гг. учился Иакинф Сергеевич Никифоров (1900 – 1956? гг.), скорее всего один из сыновей Сергея Яковлевича Никифорова.
По данным З.С. Казагачевой, у Н.Я. Никифорова было семеро детей, среди них дочь Сусанна Николаевна, которая «жила и умерла в Москве, была замужем за известным сибирским писателем». В фонде Г.И. Гуркина есть письмо, полученное в своё время из архива ФСБ, оно датировано 16 мая 1926 года. Я часто перечитывала его. Письмо очень душевное, и чувствуется, что написано оно близкому и хорошо знакомому человеку: «г. Москва, Тверская, Глинский пер., дом №3, кв. 72. Дорогая Сусанна Николаевна, мы с Марией Агафоновной с цветущего Алтая шлем тебе привет и Ивану Афанасьевичу с вашим сыном и деткой. На твое письмо отвечаем, ты, я думаю, хорошо знаешь, да и Иван Афанасьевич тоже, что мы с М.А., живя в Аносе, остаемся все те же. Не изменились ни во взглядах, ни в характерах, а потому как раньше, так и сейчас одинаково относимся к тебе, алтайке, тоскующей по своей родине − голубому цветущему Алтаю и по близким, знакомым людям. Мы все так же дружелюбны, искренны, как прежде. Я лично желал бы, чтоб ваши обстоятельства изменились к лучшему и вы имели бы возможность служить, работать у нас на Алтае. Но ведь это не зависит от нас, а только от власти и Области. Хорошо бы было, если вы об этом сами бы похлопотали перед Областью». Нам не известны все обстоятельства жизни Сусанны Николаевны, не позволившие ей приехать на Алтай, но, зная, что её отца, Николая Яковлевича, «красные казаки в 1924 году изрубили шашками в Чуйском тракте» (см. статью «Яков Никифоров – мой прадед», опубликованную в №7 «Альманаха Иннокентия Тенгерекова» за 2010 г.), их можно реконструировать.
Упомянем ещё два важных факта из жизни Никифоровых – это будет интересно и семье Андрея Арнольдовича. Женой одного из братьев Никифоровых, Порфирия, была первая актриса Горного Алтая Дьяйхан Дугина, сыгравшая в 1931 году в фильме «Одна» известных советских режиссеров Г. Козинцева и Л. Трауберга. Автор фотографии – А.И. Новиков, участник экспедиции Общества изучения Сибири и её производительных сил 1930 года. В Музей антропологии и этнографии снимки поступили в 1931-м.
А одна из дочерей Николая Яковлевича, Зоя Николаевна Никифорова (1913 – 1985 гг.), была замужем за В.К. Плакасом (впоследствии он получил звание заслуженного учителя РСФСР, его имя носит школа, где он работал многие годы, ныне Республиканская гимназия).
Таким образом, благодаря фотографиям из альбома семьи Никоновых-Никифоровых нам удалось частично дополнить многолетние разыскания доктора филологических наук З.С. Казагачевой, восстанавливающие ветви родословного древа Михаила Васильевича Чевалкова и Якова Никифорова. Работая с такими источниками, как семейные альбомы, убеждаешься, что они со временем становится материализованной памятью, осязаемой страницей не только личной истории, но и истории малой родины, истории всей страны.
Сколько еще интересных фотографий и знаковых для истории нашей республики имен осталось на страницах альбомов, любезно подаренных нам четой Никоновых! Сколько исследовательских ниточек они способны потянуть за собой, сколько раздумий и поисков! А закончить эту страницу своих разысканий по фотографиям из старого семейного альбома я хочу призывом Михаила Танича:
…Всё нам дорого: каждая
малость,
Каждый миг в отдаленье
любом…
Чтобы всё это не потерялось,
Сохраните семейный альбом!

Римма ЕРКИНОВА,
кандидат искусствоведения

Все самые последние новости в нашем телеграм канале

Предыдущая статья
Следующая статья

Отправь другу

spot_imgspot_img

Популярное

Другие статьи

Отели на Алтае российские туристы бронируют за 2 месяца до заезда

Горно-Алтайск, РФ – Платформа Bronevik.com, входящая в МТС Travel,...

О работе пункта пропуска Ташанта

Пограничное управление ФСБ России по Республике Алтай информирует граждан...

Жители республики могут сообщить о правонарушениях со стороны судебных приставов по телефону доверия

В рамках мероприятий по противодействию коррупции в УФССП России...

Благоустройство дворов продолжается в Горно-Алтайске

Более 50 дворов благоустроено в Горно-Алтайске по национальному проекту...