Сто тринадцатый километр

Дата:

В 1922 году было издано постановление ВЦИК РСФСР о присвоении Чуйскому тракту статуса дороги государственного значения. В 1934-м его строительство было досрочно завершено. В 40-е годы на тракте, который построили заключённые 7-го отделения Сиблага и жители близлежащих сёл, уже вовсю шли ремонтные работы. В наше время на 113-м километре дороги уже ничего не напоминает о том времени, когда там кипела жизнь, полная большого горя и маленьких радостей. Только шоферской ключик по-прежнему дарит проезжим в знойный день свою прохладную исцеляющую воду.

В 1940-х годах в Майме образовали ДЭУ (дорожно-эксплуатационное управление), которое затем трансформировали в ДРСУ. В это время на 113-м километре возвели два больших барака для дорожных рабочих, кто-то построил для себя избы-полуземлянки – так появилось небольшое селение. Ниже от родника поставили баню по-чёрному. Наполовину вкопанный в землю большой котёл обложили грудой булыжника, баня топилась вовнутрь, потом выстаивалась, а камни накалялись так, что нагретой ими воды хватало вымыться всей деревне. В этом поселении жили русские семьи, обосновавшиеся там в разные годы. Гуляевы – мать, дочь и сын. Поповы – пятеро детей, их отец пришел с фронта без ноги. Ситниковы… Блиновы – мать, две дочери и сын, отец пришел с фронта на костылях. Татьяна Фефелова с четырьмя детьми. Лямкины – трое детей. Сеулековы с дочерью. Шадрины – двое детей, Кузьмины – сын, Иванниковы… Семья Сахаровых – муж погиб на фронте, четверо детей.
В 1943 году сюда перебралась на жительство из Ябогана семья Чуйковых с четырьмя детьми. (На Алтай в Ябоганский конезавод они приехали в 1932-м из Воронежа – там был сильный голод. Отца семейства забрали на трудовой фронт.) Ирина Егоровна пошла работать на дорогу – подвозить камни и гравий. 15-летнего сына Валентина поставили строить ригу – место, где молотили овес, который сеяло ДРСУ. Затем Валентин отслужил в армии и продолжил трудиться в доруправлении, отработал на дороге 45 лет, отсюда и ушёл на заслуженный отдых с одной записью в трудовой книжке. 12-летнего Владимира взяли подпаском. Когда он отучился и отслужил в армии, работал дорожным мастером – и тоже с одной записью в трудовой.
В 1944-м сюда приехали депортированные немцы с Поволжья и из Казахстана, которым разрешили самостоятельно выбирать после прибытия место жительства. Первой из переселенцев была семья Драйт – Лукас и его родители. Жилья не хватало, и Лукас стал делать кирпичи по аналогии с кизяками, которые он видел в Казахстане, – из навоза, соломы и глины. Материала было в достатке. Он сложил из таких кирпичей дом, в котором они жили до 1956 года. Затем такие же дома стало строить и ДРСУ. Иногда отец с сыном выходили на улицу с аккордеоном и мандолиной, и лилась над вечерней Катунью незнакомая красивая мелодия.
Здесь же обосновались еще несколько немецких семей: Яков Урих с родителями, женой и семью детьми, Амалия Кисельман с двумя дочерьми, Фрида Гельвих и Федор Губерт с шестью детьми, детдомовские Артур Отто и Иван Моленгер с четырьмя детьми, Евдокия Гогенфельд с двумя дочерьми и сыном, Шмидт – мать и пятеро детей, Байцер с двумя дочерьми. В это же время здесь появились переселенцы из Москвы, мать с сыном-инвалидом.

Работа на дороге была полностью ручной: из инструментов – тяжёлые большие тачки, ломы, кувалды (чтобы разбивать крупные камни), кирки, лопаты.
Военное время – всё для фронта, всё для победы! Люди работали плохо одетые и полуголодные, с постоянной мыслью о еде. А в сырых холодных бараках и землянках дети ждали куска хлеба.
Весной, когда земля ещё была покрыта ледяной грязью, все выходили на сбор мёрзлой картошки, чтобы не помереть с голоду.
Конечно, в это время ребятишками никто не занимался, они были предоставлены сами себе, но, как и все дети на планете во все времена, они общались, дружили, вместе играли – и немцы, и русские.
Когда построили домик для школы, в которой было четыре класса, все пошли учиться. Преподавала переселенка Александра Сухоросова, которая здесь же и жила. Александра Сергеевна была интеллигентная женщина, одевалась не как все: ходила в длинной чёрной юбке и белой кофточке. Всегда спокойная и доброжелательная, она имела свою небольшую библиотеку, чем очень удивляла местных ребятишек. Устраивала детям мероприятия, а на Новый год шила им костюмы.
В 1956 году вышел указ, разрешающий всем депортированным вернуться на прежние места проживания. Многие уехали, но кто-то остался жить и работать на Алтае. Так, большая семья Гельвих пустила здесь новые корни – своими детьми, внуками, праправнуками.
В дорожном управлении в конце 1950-х решили селение со сто тринадцатого километра перенести на новое место и назвать его Черемшанкой, так как вдоль речки рос густой черемушник. К устью реки дорога шла через малинник, где висели крупные сочные ягоды – деликатес для детей и взрослых. Здесь ДРСУ открыло кирпичный завод, чтобы строить жилища и реализовывать лишнюю продукцию. В трёх больших сараях сушили кирпич, потом его несколько дней выжигали, он становился легким и очень крепким. Глина и песок имелись рядом, работа шла бесперебойно, продукция была востребована. Создали большое подсобное хозяйство. Стали выращивать собственные овощи, арбузы. Заложили грушевый сад, посадили дубы для откорма свиней. В больших чанах варили повидло из сахарной свёклы. Его готовили по нескольку дней: поскольку сахара не было, это было настоящее лакомство. Затем ДРСУ развозило всё это по своим рабочим – до Чибита и дальше.
В начале 1950-х в Майме открылся интернат для детей дорожных рабочих, где организовали трехразовое питание. Дети из многих сел по Чуйскому тракту учились в 1-й Майминской школе. Для большинства полуголодных ребятишек это было хорошее время.
Людям стали давать отдельные помещения под квартиры, которые строили из кирпича и дерева. Это было далеко от идеальных условий жизни, но все равно куда лучше бараков.
В Черемшанку со сто тринадцатого километра переселили школу до 4-го класса. В ней работала Полина Николаевна Резникова-Теплякова. Поставили небольшой клуб, в котором показывали кино, а дети для взрослых к праздникам готовили концерты.
Сегодня мы едем по Чуйскому тракту, на котором работает современная техника. Трасса прекрасная, как говорят, «хоть на боку катись». И нам трудно представить эту дорогу такой, какой она была 100 лет назад. Ту дорогу, на строительство которой люди положили силы, здоровье и жизнь…

Мария ОБРАЗЦОВА

Все самые последние новости в нашем телеграм канале

Предыдущая статья
Следующая статья

Отправь другу

spot_imgspot_img

Популярное

Другие статьи

Отели на Алтае российские туристы бронируют за 2 месяца до заезда

Горно-Алтайск, РФ – Платформа Bronevik.com, входящая в МТС Travel,...

О работе пункта пропуска Ташанта

Пограничное управление ФСБ России по Республике Алтай информирует граждан...

Жители республики могут сообщить о правонарушениях со стороны судебных приставов по телефону доверия

В рамках мероприятий по противодействию коррупции в УФССП России...

Благоустройство дворов продолжается в Горно-Алтайске

Более 50 дворов благоустроено в Горно-Алтайске по национальному проекту...