Творческая судьба актера Александра Майманова складывается счастливо с самого начала его работы в театре. Зрители любят его героев на протяжении многих лет. Он артист высокой внутренней культуры. Личное обаяние, исходящее от его внешности, голоса, манер, дает сценическую привлекательность многим созданным им героям. Харизма является одной из граней личности актера, но она не идентична его глубокому и разностороннему таланту. Актеру Майманову в равной степени подвластны и лирическая драма, и трагедия, и водевиль, и комедия, и фарс. Широта творческого диапазона привлекает к нему режиссеров разных направлений, и они любят работать с ним.
Александр в детстве не мечтал стать актером, хотя родился и вырос в замечательном селе Каспа Шебалинского района, которое в 70 – 80-е годы прошлого столетия славилось не только тем, что было родиной известных поэтов Паслея Самыка, Кугея Телесова, но и своим народным театром, руководимым поэтом Борисом Самыковым. На сельской сцене играла добрая половина жителей Каспы: и молодежь, и дети, и люди зрелого возраста. В этом самодеятельном коллективе Б. Самыковым впервые были поставлены спектакли по произведениям алтайских авторов Лазаря Кокышева, Бориса Укачина, Дибаша Каинчина и других. Со спектаклем «Туманный Аргут» Л. Кокышева артисты из Каспы участвовали в Сибирском региональном фестивале народных театров, проходившем в 1977 году в Омске, где стали лауреатами, получив приз.
Работа этого коллектива оказала большое влияние не только на духовную жизнь самого села, но и на развитие самодеятельного театрального искусства всей автономной области. И не без его влияния молодые люди из Каспы стремились стать и становились актерами.
Александр Майманов, как и многие его сверстники, смотрел спектакли родного коллектива и даже иногда участвовал в них, но о профессии актера не думал. Окончив Шебалинскую среднюю школу, пошел служить в армию. Демобилизовавшись, стал работать в Московской геологоразведочной партии, расположенной в Каспе. Его старший брат Николай поступил на актерский факультет Красноярского института искусства. В составе алтайской студии разрешили учиться и студентам из братской Хакасии. Управление культуры Горно-Алтайского облисполкома и Красноярский институт искусства заключили между собой договор: в следующий раз, когда будет набираться хакасская студия, в ней будут учиться и алтайские ребята. Через три года, когда ее стали набирать, естественно, вспомнили о договоре. И Александр со своими друзьями Вениамином Тадиновым и Сергеем Иркитовым поехали и поступили в ее составе на актерский факультет. Совместная учеба с хакасскими друзьями оказалась интересной.
Эти годы были незабываемыми. Руководил курсом талантливый актер Красноярского драматического театра заслуженный артист России К.М. Вощиков, актер с разносторонним диапазоном. Обучая своих учеников азам профессии, он проводил их через самые разнообразные роли. Александр играл в студенческих спектаклях и отрывках и главных героев, и эпизодических персонажей, участвовал в массовках. Очень благодарен он и педагогу по сценической речи Г.М. Бражниковой, которая помогла поставить сценический голос. В 1987 году вместе с однокурсником Тадиновым Майманов окончил институт, и молодые актеры начали свою творческую деятельность в Горно-Алтайском областном национальном драматическом театре.
О своей первой работе актер вспоминает с доброй улыбкой: он сыграл эпизодическую роль Гитлера в спектакле «До смерти еще далеко» Б. Укачина и очень старался, чтобы образ был убедительным, для чего таращил глаза, изо всех сил жестикулировал, подражая реальному герою. Затем создал в «Романтиках» Э. Ростана в постановке режиссера Н.Ф. Паштакова образ, привлекавший внимание пластичностью движений актера, его умением красиво фехтовать.
Как все молодые артисты, был занят на вводах, в массовках, детских спектаклях, затем в небольших эпизодических ролях. Наиболее интересны из них белый офицер из спектакля «Туба» Л. Кокышева, затем органичная и убедительная роль обаятельного и честного председателя сельсовета Акко, который хотел работать по-новому, без всякой показухи и шумихи, из «И никаких японцев» Ю. Рытхеу. В этом спектакле он обратил на себя внимание зрителей и критиков как серьезный и интересный актер. Он играл жестокого Сейдахмана в постановке «Вслед за сказкой» Ч. Айтматова, деда Абдуллу в «Выходили бабки замуж» Ф. Булякова и другие роли.
Александр за годы работы сыграл около 80 трагических и драматических ролей, таких как принц Калаф («Принцесса Турандот» К. Гоцци), судья Клеон, ведущий расследование преступления, в котором оказываются замешаны представители самой высшей власти («Забыть Герострата» Г. Горина), хитроумный и коварный Клавдий («Гамлет» У. Шекспира), драматические отец и сын Jорыкчиновы («Долина дьявола» П.В. Кучияка), трагический Балык Кожынов в «И взойдет твоя заря» К. Кошева и т.п. Актером с успехом созданы комедийные образы шута («Двенадцатая ночь» У. Шекспира), мудрого ворона Абрахаса («Маленькая Баба-Яга» О. Пройслера), простоватого Сани («Деревенская кадриль» В. Гуркина), веселого выпивохи князя Пантиашвили в «Хануме» А. Цагарели и многие другие. Александр Майманов обладает хорошими внешними данными, даром перевоплощения, он эмоционален, пластичен, музыкален, трудолюбив. Сказать, что он имеет сценическое обаяние, – значит ничего не сказать. Он всегда настолько убедителен, искренен и заразителен, что, когда в сцене из спектакля «Принцесса Турандот» К. Гоцци принц Калаф, которого он играл, получил портрет Турандот и восторгался ее красотой, зрители сами захотели посмотреть на этот портрет: вытягивали шеи и головы, чтобы его увидеть. Влюбившись, его герой так добивался эту Турандот, разгадывая ее загадки, что одна из наших наивных зрительниц сказала: «Так и хочется прибить эту жестокосердную принцессу!»
В середине 90-х в «И взойдет твоя заря» К. Кошева Майманов создал убедительный и интересный образ Балыка Кожинова, главы выезжих телеутов. Спектакль повествует о трудных взаимоотношениях телеутов с Джунгарским ханством и Российским государством, долгом пути вхождения алтайских и телеутских племен в состав России. Балык Кожинов А. Майманова – человек, намного опередивший свое время. Он искал мирный путь спасения своих сородичей, выбирая между джунгарами и русскими, и, найдя его в присоединении к Российскому государству, погиб… В этом образе актер воплотил лучшие черты героя: мужество, честность, доброту, гуманизм, стойкость, верность и любовь к своему народу. Спектакль получил высокую оценку зрителей и критиков на Международном фестивале тюркоязычных театров «Туганлык» («Надежда») в Уфе в 2000 году и был награжден премией жюри.
Убедительно, достоверно актер сыграл судью Клеонта в спектакле «Забыть Герострата» Г. Горина, персонажа, который добивается выяснения правды о преступлении, что приводит его к высшему лицу. Его князь Вано Пантиашвили – кутила и бездельник, но такой обаятельный и смешной… Каким разным представляется князь Вано в исполнении А.А. Майманова: то удивленно-испуганным, то разгневанным («Князья на дороге не валяются», — повторяет он за своей сестрой Текле), то умильно-глуповатым – во время встречи с воображаемой возлюбленной, то восторженно-мечтательным – при мысли о поездке в Петербург. У актера хорошие мимика и пластика, позволяющие реагировать на все ситуации в спектакле. Князь получился смешным, нелепым, но с амбициями, он вызывал симпатии зрителей, когда получил в жены Сулико, которую сватала ему Ханума.
У этого артиста какое-то свое обаяние, проявляющееся, даже когда он создает отрицательных героев. Таков градоначальник в «Ревизоре» Н.В. Гоголя. Он бывает грозным среди своих подчиненных, но вдруг возмечтал жить в Петербурге, и у него появляются какие-то неожиданные детские, мечтательные интонации в голосе. Всего несколько мгновений – и вновь перед нами суровый начальник.
Дервиш из спектакля «В ночь лунного затмения» М. Карима – обволакивающий всех своими угрозами и хитростью, скрывающий истинные намерения за религиозными догмами. Еще один герой – начальник тюрьмы, которого актер сыграл в спектакле «Восхождение на Хан-Алтай». С этим персонажем поднимается тема конформизма. Вначале: «Я разделяю ваши взгляды, я с вами, осуждаю тех, кто арестовал вас». Но если нужно для своего спасения, риторика меняется: «Я расстреляю вас!»
С особым чувством ответственности актер работает в спектаклях, созданных по пьесам алтайских авторов. В них немало интересных образов: Дьелбеген в «Уч кыс» П. Кучияка, Жених в «Сыргальди» А. Балиной, Батыр в «До смерти еще далеко» Б. Укачина. Актер умеет отражать в своих персонажах национальный характер.
Во всех сыгранных Маймановым ролях яркий внешний рисунок образа, лирическая мягкость трактовки соединялись с четкостью социальных характеристик. Он актер, умеющий работать в разных жанрах и притом хорошо. У него большая палитра красок, которая позволяет создавать новые интересные образы. Его герои становятся вехами не только в творческой биографии артиста, но и в жизни театра, в духовной культуре народа. Майманов – лауреат конкурсов «Лучшая роль сезона «Jаркынду jылдыс» («Блистающая звезда») Алтайского республиканского отделения Союза театральных деятелей РФ и Министерства культуры РА (2004, 2006 гг.), лауреат Государственной премии Республики Алтай им. Г.И. Чорос-Гуркина (2008 г.), заслуженный артист России. Актер – бессменный участник республиканских и городских мероприятий. За долголетний и плодотворный труд награжден Почетной грамотой Правительства РА. Активно участвует во многих мероприятиях АРО СТД РФ, выступает с концертными программами. Он хороший семьянин, является дедушкой троих внуков, в коллективе пользуется уважением.

С.Н. Тарбанакова,
кандидат
искусствоведения

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.