12 января общественность Республики Алтай отмечает 152-ю годовщину со дня рождения
Григория Ивановича Чорос-Гуркина (1870 — 1937 гг.). О ведущейся Национальным музеем им. А.В. Анохина работе по увековечению памяти мастера сибирского эпического пейзажа, рисовальщика, педагога, этнографа, собирателя фольклора и первого алтайского политика мы побеседовали с директором музея заслуженным работником культуры РФ, кандидатом искусствоведения Риммой ЕРКИНОВОЙ.

  • Римма Михайловна, каким вы видите место Чорос-Гуркина в истории России?
  • На мой взгляд, судьба Гуркина типична для многих российских интеллигентов его поколения. Яркий стремительный взлет к вершинам отечественного искусства в первое десятилетие ХХ века, персональные сибирские выставки, принесшие Гуркину всероссийскую славу, создание усадьбы в Аносе, ставшей научно-художественным центром на юге Томской губернии, грандиозные планы мирового выставочного турне, попытка построить в Горном Алтае государственность после февральской революции 1917 года, эмиграция ради спасения творческого наследия в период установления советской власти и Гражданской войны, затем возвращение, освоение эстетики соцреализма в живописи, создание собственной художественной школы, репрессии и трагическая кончина – расстрел в 1937-м.
  • Одним из важнейших направлений работы Национального музея стало восстановление усадьбы Григория Ивановича в Аносе. Как вы считаете, в чем уникальность этого исторического памятника?
  • Григорий Иванович привнес на Алтайскую землю не только высокое мастерство русской реалистической живописи, но и традиции европейской культуры и быта. Поэтому мы рассматриваем усадьбу художника в селе Анос как проявление феномена русской усадебной культуры на Алтайской земле. Одновременно это был и первый на Алтае опыт встраивания архитектурного ансамбля, сада и прудов в горный ландшафт сельской местности. Исследования усадебной культуры на Алтае первой начала проводить доктор искусствоведения Т.М. Степанская. Тамара Михайловна с трепетом относилась к наследию Григория Ивановича. Она неоднократно приезжала в наш музей, где хранится значительная часть творческого наследия художника, посещала усадьбу в Аносе, где к началу века сохранились мемориальный дом, фундамент мастерской и часть сада.
  • Когда было принято решение о восстановлении исторического облика усадьбы?
  • В 2000-е годы Национальный музей Республики Алтай выступил с предложением о музеефикации усадьбы Г.И. Гуркина и создании планов охранной зоны, зоны регулирования застроек и хозяйственной деятельности, зоны охраняемого природного ландшафта. Тогда же была разработана концепция воссоздания исторического облика. Мне посчастливилось неоднократно бывать в Аносе вместе с учеными и общественниками, обсуждать вопросы реконструкции усадебного комплекса. Их бесценные советы были учтены как при первоначальной постановке вопроса о создания музея-усадьбы, так и при разработке проекта его возрождения, который в 2015 году был поддержан грантом Президента России.
  • В 2020 году республика отметила 150-летие Чорос-Гуркина. Как музей готовился к юбилею?
  • Нами была проведена значительная работа по уточнению биографии Гуркина, подготовлена новая экспозиция, в которую органично включили биографические сведения, развернута большая уличная выставка репродукций работ художника из собраний музеев Сибири, Москвы, Санкт-Петербурга, выпущен ее каталог.
    В новейших изысканиях сотрудников музея показано, что творчество Г.И. Гуркина было первой самостоятельной заявкой нашего региона о самом себе в общероссийском культурном пространстве и в постреволюционном администра-тивно-территориальном дискурсе. Изучение наследия мастера ныне вышло за пределы исторических и искусствоведческих штудий, им интересуются литературоведы, культурологи, антропологи, социологи. Григорий Иванович Гуркин осмыслен как основоположник идеи государственности народов Алтая, символ национальной идентичности, «гений места».
  • Какие особенности приходилось учитывать ученым на начальном этапе реконструкции усадьбы в Аносе?
  • Надо отметить, что она развивалась постепенно и представляла собой комплекс, состоявший из набора основных элементов русского усадебного ансамбля. Это жилой дом, мастерская, флигель, амбары, конюшня, баня, омшаник и другие хозяйственные постройки, огород, пруды, мельница. В то же время отмечается неповторимая индивидуальность в организации архитектурно-пространственной среды, планировке и застройке, детерминированная особенностями организации поселения и устройства жилищ, присущими алтайской культуре.
    Для поддержания семьи Григорию Ивановичу приходилось заниматься хозяйством: огородничеством, садоводством, разведением скота, заготовкой кормов и т.д. При этом усадьба художника не имела следов богатства или излишеств, в ней все было практично. Документы показывают нам, что она неоднократно дробилась, подвергалась разделу, а впоследствии постепенному угасанию, но в ней осталось главное – присутствие некоего духовного наполнения, не подвластного времени, – «гения места».
  • Какие задачи исследователи ставили в ходе реконструкции?
  • На первом этапе работы над проектом решались три задачи. Мы постарались понять, чем руководствовался художник, родившийся в Улале, выбирая место для постоянного жительства в Аносе на Нижней Катуни. Далее нужно было составить представление о первоначальном виде усадьбы, а также очертить ее роль в культурной жизни Томской губернии.
    В комплексе решение этих исследовательских задач привело к выводу, что Г.И. Гуркин в своей усадьбе совместил общероссийские тенденции развития усадебной культуры, с которыми он мог ознакомиться в петербургский период своей биографии, и этнические особенности архитектурно-планировочной организации поселения и устройства жилищ, присущие алтайской культуре. Поэтому усадебный комплекс в Аносе можно рассматривать как пример синтеза архитектуры разных традиций и как оригинальный способ создания особого этнокультурного пространства, наполненного ментальными символами.
    Поскольку после ареста Гуркина усадьба неоднократно переходила из рук в руки и перестраивалась, на втором этапе работы над проектом следовало сделать точную привязку объектов усадьбы к пространству.
    Для решения задачи по восстановлению облика усадьбы рассматривался весь комплекс выявленных источников (эпистолярных, мемуарных, изобразительных, документальных, публицистических и других), отмечались отдельные их особенности и степень информативности.
    Было установлено, что усадьба Г.И. Гуркина состояла из жилого дома, художественной мастерской, флигеля, традиционного срубного и корьевого жилищ, амбаров, бани, пригона для скота, омшаника, арыка, сада, огорода, изгороди, мельницы и других строений. Общая площадь усадьбы составляла 1 гектар 10 соток.
    Ныне реконструируемая территория состоит из мемориальной и рекреационной частей и превышает 5 гектаров, в нее также входит земельный участок на берегу Катуни площадью 5,5 га.
    Для проведения этого этапа работ применялись следующие методы и приемы исследований:
    – комплексные натурные обследования, отражающие современное состояние объектов усадьбы;
    – археологические работы на памятнике;
    – геофизические (магнитометрические) работы для определения возможного местоположения хозяйственно-бытовых построек;
    – аэрофотосъемка современной территории в границах, которые занимала усадьба в самом начале своего существования и в 20 — 30-х годах XX века.
  • Насколько мне известно, работы по реконструкции не ограничиваются воспроизведением того, что было, но охватывают и невоплощенные замыслы художника?
  • Да, это так. Для реализации задумки Г.И. Гуркина об организации в Аносе творческих мастерских для художников студенты Московской государственной художественно-про-мышленной академии им. С.Г. Строганова подготовили концептуальные предложения по разработке и развитию комплекса функциональных объектов рекреационной части музея-усадьбы – Центра наследия Г.И. Чорос-Гуркина. Это архитектурная концепция зданий мастерских, выставочного зала, гостевого комплекса, разработка территории.
    Подводя итоги сказанному, подчеркну, что усадьба Г.И. Гуркина, будучи региональной формой русской усадьбы, несет в себе типические и уникальные качества, наличие которых объясняется конкретными географическими, экономическими и историко-культурными обстоятельствами жизни региона.
    Анос сыграл выдающуюся роль в жизни художника. Здесь прошли годы расцвета и признания его творчества, сюда Гуркин возвращался на время летних каникул из Петербурга, здесь набирался сил, здоровья, писал свои этюды, сюда же он вернулся из вынужденной эмиграции в Монголию и Туву. Усадьба в Аносе была сосредоточением не только хозяйственной, но и духовной жизни, местом встреч художников, писателей, исследователей, их оживленных бесед и споров о будущем Алтая и его народа.

Беседовал Алексей МИШИН

Обсуждение проекта комплексного развития музея-усадьбы Чорос-Гуркина в Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г. Строганова. Декабрь 2021 г.
Музейный комплекс в Аносе. 2021 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *