Миниатюрные и даже микроскопические драконы, русалочки, мышки, медвежата, паучки, лисички, оленята, собачки и прочая живность не оставляют нам выбора, кроме как только восхищаться искусными руками, создавшими их. Знакомьтесь: мастерица из Маймы Екатерина Паутова (@dragorina_knits). Большинство представителей ее коллекции с легкостью умещаются на пальце, некоторые — чуть крупнее, их «придется» держать на ладони. Все экспонаты связаны вручную крючком.

Как рассказала Екатерина, финансист по образованию, азы рукоделия она постигла ещё в детстве. Вязала носки, шарфы, рукавички, одежду, сумочки… Затем увлеклась лепкой из полимерной глины, плетением из бисера, выполняла цветочные композиции из фоамирана. Все осваивала самостоятельно, участвовала в районных и московских ярмарках.

— Лет в 27 появилось желание делать игрушки. Сначала они были высотой 20 — 25 см, а два года назад случайно наткнулась в интернете на курсы Наташи Косовой по созданию миниатюрной игрушки и не смогла пройти мимо. Очень захотелось узнать о технике изготовления таких милых малышей и сравнить с теми знаниями, которые у меня уже были.

 Так и появилось Катино «королевство на ладошке», в котором на данный момент живут более 30 крохотных игрушек. Самые маленькие из них величиной всего полтора сантиметра, их легко можно спрятать в скорлупке грецкого ореха, но есть и «великаны» в пять с половиной сантиметров. Самое удивительно, что, несмотря на миниатюрные размеры, они имеют всю необходимую сказочную амуницию, подвижные лапки и крутящиеся головы, а у некоторых игрушек внутри есть проволочный каркас!

Вообще все, что в мире построено на парадоксе, всегда привлекает внимание — самое высокое или самое глубокое, слишком большое или слишком маленькое поражает воображение. Но в данном случае речь идет немного о другом — о мастерстве вязальщицы и ее ювелирной работе крючком. Фактически эти творения можно сравнить с подкованной блохой Левши.

Во время разговора Екатерина призналась, что с детства любит миниатюру. Чем меньше игрушка, тем больше восторга она у нее вызывает. Свои крохотные, не побоюсь этого слова, шедевры она делает без лупы, главные инструменты — тонкие крючки (диаметром от 0,35 до 1 мм).

— В работе с миниатюрой близорукость сыграла мне на руку, — призналась мастерица и рассказала об основных используемых материалах: это пряжа, бисер, фурнитура, полимерная глина, в качестве наполнителя — холофайбер.

По ее словам, на создание одной игрушки уходит два-три дня.

— Все зависит от сложности и количества деталей. Всю работу в целом просчитать невозможно — от идеи до реализации может пройти пара-тройка месяцев, — говорит мастерица. — Самое сложное и долгое — формирование образа. В моем случае не имеет смысла садиться за рабочий стол, пока кучка туманных идей и разрозненных деталей не сложатся в цельную картинку. Техника, в которой я работаю, не предполагает наличия схемы. Ориентируюсь на пропорции, детали, что-то добавляю, изменяю. Но первоначальная база — рисунок.

А непосредственно в реализации, пожалуй, самое сложное и интересное — правильно подкрасить масляными красками. Это очень кропотливая работа, требующая максимальной аккуратности.
Времени на создание и большой, и миниатюрной фигурки уходит примерно одинаково. Большую вязать дольше, но оформлять ее быстро. А миниатюрку, возможно, свяжешь быстрее, но оформлять будешь дольше.

Свои маленькие секреты есть у каждого мастера, в том числе у героини нашей статьи. По словам Екатерины, чтобы игрушки выглядели аккуратнее – петелька к петельке, — не менее важен и выбор нитей. Лучше, чтобы это были тонкие, с коротким пушистым ворсом. Их мастер заказывает в интернете.

Чтобы придать своим питомцам законченный образ, Екатерина создает для них аксессуары — колпачки, шапочки и украшает бусинами, кружевами. Придумывает историю. К тому же, рассказывает мастерица, например, бисер для глаз далеко не любой подойдет, а только определенного размера, объема, и проволока для армирования должна быть очень тонкой, суперпрочной и хорошо гнущейся. В общем, все должно быть гармонично.

— Мои игрушки не рассчитаны на активные детские игры — мелкие детали, проволока. Стирать их нельзя, — рассказала Екатерина.

— У вас есть любимая игрушка? — спрашиваю я.

— Они все очень разные, оригинальные и у каждой своё настроение и характер. Особо могу отметить белого дракона.

Чем меньше и реалистичнее игрушка, тем больше она ценится у коллекционеров. В этом году несколько миниатюрных творений Екатерины Паутовой уехали к покупателям в Москву. Цена за одну игрушку, в зависимости от размера, начинается от 1200 рублей.

— К каждой я делаю паспорт, где указываю дату «рождения», рекомендации по уходу, но имя ей дает владелец.

Отвечая на вопрос о мечтах и планах на будущее, Екатерина призналась, что очень хотела бы побывать на море и, конечно, поднять свой уровень создания миниатюрных игрушек до максимума.

— Знаний никогда не бывает достаточно, эта техника поистине безгранична для фантазии! — заявляет мастерица. — Как говорится, плох тот солдат, который не хочет стать генералом! Вот и я хочу учиться и совершенствоваться в этом направлении!

Татьяна РУССКИХ
Фото В. Сухова и со страницы Е. Паутовой в инстаграм

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *