Гвоздь номера: “Мост, детсад и козы…”

Дата:

Что волнует главу сельского поселения

Кебезень встретил нас тишиной. Такой тишины еще поискать! Красота, конечно: село расположено по двум берегам Бии. Подвесной мост смотрится колоритно и удачно вписывается в пейзаж. Но оказалось, то, что может быть чудесным в объективе фотоаппарата, в жизни оборачивается проблемой. В здании администрации сельского поселения нас уже ожидала глава Т.В. Тудашева. Об этом и не только наш разговор.

  • В Кебезенском сельском поселении пять сел, — рассказала Татьяна Викторовна. — Кебезень – самое большое. Еще есть Усть-Пыжа, Тулой, Старый Кебезень и Сюря. В последнем никто не живет, хотя раньше людей было много. Недавно там начала строить дом семья, чему мы очень рады. Проблемы, конечно, есть. В Сюрю попасть можно только пройдя пешеходный мост, потом – через тайгу четыре километра. Супруги ездят на мотоцикле. Они уроженцы этого села, решили вернуться в родные места. Пока живут в Старом Кебезене. Спрашивала их, как будут жить без света. Говорят: «Зато тихо…»
  • Может быть, за ними кто-то еще переедет, село оживет? Электричество проведут…
  • Возможно, но, к сожалению, света там никогда не было. Жители пользовались станциями. Вообще все, кто живет на другой стороне Бии, а это кроме Сюри микрорайон Заречье (примерно 70 домов), испытывают немало трудностей. Пешеходный мост через Бию постоянно нуждается в ремонте. Мы его называем «дорогой жизни». Он был построен в 2014-м, после того как по решению прокуратуры закрыли паромную переправу, сейчас мост пришел в аварийное состояние. Своими силами латаем, но этого недостаточно. Нам важно добиться ремонта этого моста, а в будущем — строительства современного автомобильного. В Заречье живут много пенсионеров, детей, учителей. Им далеко идти пешком. Туда не могут попасть скорая помощь, пожарная машина…
  • В Старом Кебезене, Усть-Пыже, Тулое много людей живет?
  • В Старом Кебезене около 70 дворов. Много ребятишек, из них примерно сорок — школьники. В Усть-Пыже живут около 180 человек. Примерно столько же в Тулое. В сельском поселении много пожилых людей и приезжих. Вообще люди к нам едут, остаются жить надолго. Из Московской, Новосибирской областей есть.
  • Как местные принимают новоселов?
  • Хорошо принимают. Кто с добром приезжает, того с добром и встречают.
  • Расскажите о себе, об основных заботах главы поселения.
  • Работаю я недавно. Этой осенью только заступила в должность. Родом из Усть-Канского района, однако мамины корни отсюда. Часто приезжали в Турочакский район к родственникам. Отец сразу влюбился в эту местность: тайга, река! Переехали в Усть-Пыжу. В Кебезене я стала жить, выйдя замуж.
    Работала завклубом, потом в администрацию пригласили. Трудилась делопроизводителем, специалистом по хозяйственному учету, начальником военно-учетного стола. Получила образование — стала работать экономистом.
    Бывшая глава сельского поселения Н.С. Гусева меня многому научила, старалась ввести меня в курс всего. Мне всегда нравилась эта работа, задумывалась о том, что нужно идти дальше, реально сделать что-то хорошее для своей малой родины. Хочу, чтобы наше поселение процветало.
    Кроме моста у нас остро стоит проблема с детским садом. Его закрыли по причине аварийного состояния. Сейчас малышей приходится возить в соседнее село. Целый год добивались нового автобуса, старый был в плачевном состоянии, очень холодный. И все равно очень сложно каждое утро доставлять детей от полутора до шести лет в другой населенный пункт.
    Когда в 2019-м закрывали садик, обещали, что в ближайшее время построят новый. К сожалению, работы даже не начаты. Мы неоднократно писали о нашей проблеме в разные ведомства, пока все только обещают, сроки не указывают.
    Как глава поселения мечтаю о современном оборудовании детских площадок. В Кебезене (Заречье) площадка появилась благодаря меценатам – супругам Королевым. Они же построили новую церковь. А в остальных населенных пунктах детских зон для спорта и игр нет. В Тулое благодаря помощи депутата Республики Алтай С.А. Ложкина огородили спортивную площадку. Теперь будем добиваться приобретения оборудования. Детей у нас много, спортивные и игровые комплексы будут востребованы. Сейчас ребятишкам нечем заняться. От безделья и правонарушения разные… Программ, участвуя в которых можно что-то построить, много, к сожалению, необходимо софинансирование, а у сельских поселений с этим совсем плохо. Лишнюю копейку неоткуда взять. Собственные доходы малы: налоги, арендная плата. Хватает что-то купить по мелочи.
    Не так давно дороги были переданы на местный уровень. В планах — привести в соответствие все дороги. Особенно в небольших селах.
  • Как у вас обстоят дела с трудоустройством?
  • Организаций у нас почти нет: администрация, школы и ФАПы. В Усть-Пыже много лет работал лесхоз, но прошла реорганизация, многих сократили.
  • На что люди живут?
  • Кто не трудоустроен официально, занимается сбором дикоросов: колбы, папоротника, облепихи, орехов. Стараются за четыре-пять месяцев заработать столько, чтобы хватило на зиму.
  • Много тех, кто откровенно нуждается?
  • Считаю, что много. Даже если в семье есть работающий, и то тяжело. Кто помоложе, разводят скот, кур, сажают огород. Но как бы ни было сложно, уезжают немногие. Кто-то работает за пределами республики, две семьи отправились на постоянное место жительства куда-то на север. Однако нельзя сказать, что это массовое явление. Работать вахтой тоже не все готовы — есть обманутые работодателями: не то что заработать — думали, на что домой уехать. Знаете: где родился, там и пригодился. Надо здесь трудиться. Есть у нас люди, которые создали себе рабочие места, а потом еще и других на работу взяли. Действуют пекарня, пилорама, дерево-обрабатывающий цех.
  • Как в поселении обстоят дела с безнадзорными животными, имею в виду не только собак, но и скот?
  • К сожалению, у нас нет выпасов. Все, что за пределами земель поселения, – гослесфонд. Возможности определить где-то место под пастбище нет. У кого свои сенокосы, на них пасут животных, остальные — выпускают по селу. Так что беспризорные у нас и коровы, и свиньи, и собаки… Это постоянная головная боль! Еще модно стало разводить коз, а это куда бОльшая проблема! Как говорят: хочешь поругаться с соседом, заведи себе козу. Они очень вредят, объедая все на уровне своего роста. Без присмотра набедокурить могут не на шутку! Выдаем предписания, комиссия выписывает штрафы, но людей это не останавливает, все равно выпускают животных.
  • На субботники жители охотно выходят?
  • Да, бОльшая часть населения выходит. Каждую весну мы проводим санитарную уборку на сельском кладбище. Предприниматели дают технику, весь мусор убираем, старые деревья спиливаем. Всем миром многое можно сделать!
    Уезжая, еще раз посмотрели на мост. Только сейчас, вглядываясь в окна домов, расположенных на том берегу подумали: «Как они бытовую технику доставляют? А если человек тяжело болен, как его отвезти в районную больницу? А стройматериалы, продукты… Да мало ли чего еще!» Вопросы появлялись один за другим. Может быть, в какой-то степени зима решит проблемы. Опять же сейчас вторая половина декабря – в Республике Алтай не открыта ни одна ледовая переправа! Отсутствие автомобильного моста сдерживает экономическое развитие Заречья, может быть, и Сюрю не покинули бы люди, будь туда проще путь.

Наталья Котенко

Фото Владимира Сухова

Все самые последние новости в нашем телеграм канале

Отправь другу

spot_imgspot_img

Популярное

Другие статьи

Для семей бойцов СВО провели экскурсию по территории курорта «Манжерок»

Участниками экскурсии стали 45 человек, чьи отцы и мужья...

Планы по дорожному ремонту и гарантийные обязательства подрядчиков обсудили на заседании региональной проектной группы

В Горно-Алтайске состоялось очередное заседание региональной проектной группы по...

30 лет назад состоялась первая сессия Государственного Собрания – Эл Курултай

19 марта состоялось торжественное собрание, посвященное этой знаменательной дате. В...

«Русской весне» – десять лет

18 марта Республика Алтай вместе со всей страной отметила...