С 8 по 12 декабря в Ульяновске проходил финальный этап Всероссийского конкурса «Ученик года-2021». В финале участвовали 100 учащихся 9 – 11 классов из 38 регионов России. Одним из лауреатов стала Алина КЛЕЙМЕНОВА, ученица 11 класса Лицея №1 имени М.В. Карамаева из Горно-Алтайска. Алина совершила поездку вместе с заместителем директора лицея по воспитательной работе Еленой Романовой, которая готовила и поддерживала конкурсантку. По их возвращении домой мы встретились и побеседовали со счастливой обладательницей заслуженного звания.
- Алина, расскажите, путь в финал был долгим и трудным?
- Первый раз я приняла участие в «Ученике года», когда училась в пятом классе. Заняла второе место на городском уровне, до победы не хватило всего десятка баллов. Тогда я поставила перед собой цель взять первое место в городе, потом в республике… О победах на российском конкурсе, конечно, в то время даже не думала.
- Кто-то наверняка вам помогал готовиться к участию в таком престижном и масштабном конкурсе…
- Самым важным и близким моим наставником, можно сказать, «крыльями за спиной» была Елена Олеговна Романова. Она помогала мне в тех вещах, с которыми самостоятельно я точно не смогла бы справиться. С ней мы и отправились в Ульяновск, там вместе готовили музыку и сценарий моего выступления. Без нее ни о каких победах не стоило и мечтать. Также большую поддержку мне оказали ее дочь Анастасия и на начальном этапе мой классный руководитель Светлана Ивановна Южакова.
- С какими чувствами вы готовились к поездке?
- Финал конкурса организаторы вначале предполагали проводить в заочной форме, потом вернулись к очной, а позже перенесли мероприятие с сентября на декабрь. Было очень сложно дожидаться, когда же наступит «час икс». Я заранее знала, что на финал приедут десятки участников, что это будут сильные классные ребята… и очень сложные соперники. Ожидания были огромные. Поначалу был страх, но потом, по ходу подготовки, я лучше поняла, что от меня требуется, и он стал уходить.
- Какими были первые впечатления от Ульяновска?
- Этот город нас огорошил холодной погодой с ветром: -5° ощущались как все -30°. А на участников конкурса произвело сильное впечатление то, что я была в алтайской шапке: в нашем лице все приветствовали Республику Алтай!
Потом познакомилась с ребятами. Всего в финале участвовали 100 человек, нас разделили на четыре группы, и я оказалась во второй. Команда сложилась очень дружная, мы сдружились с ребятами. С ними было интересно, мне сразу стало понятно, что это люди, которые по-настоящему чего-то хотят от себя, от жизни. - Читал, что в финале у вас было пять конкурсных испытаний. Какие именно?
- Первым испытанием стала творческая самопрезентация. Мы должны были рассказать о себе, о своих достоинствах и достижениях. Я по жребию выступала одиннадцатой. Пока до меня дошла очередь, успела посмотреть большинство выступлений и поняла, кто на что способен. Выступив, получила заряд энергии и эмоций. В качестве экспертов были задействованы очень интересные люди – актеры, заслуженные учителя, победители всероссийских конкурсов. Выступать перед ними оказалось очень ответственным делом, их критические замечания тоже были интересны.
Следующим конкурсом стало решение кейсовых заданий. Нам ставили цель исследовать ситуацию, разобраться в сути проблемы, предложить креативный путь ее решения и презентовать его перед членами жюри. - То есть это был такой «мозговой штурм»?
- Да. Мне досталась такая ситуация: мы классом готовим для своего классного руководителя подарок на день рождения. Посчитали, что букета и видеопоздравления будет недостаточно, и потому решили взять билет на ее любимый спектакль «Алые паруса». Но мой одноклассник по дороге в школу потерял билет. Что делать? На подготовку давалось 15 минут. Этого времени мне хватило, чтобы кое-что скреативить. Дальше, когда начинаешь излагать решение, стоит смотреть на реакцию членов жюри. Когда они начинают кивать головами, понимаешь: все будет хорошо.
- Интересно, какое же решение вы приняли?
- Я последовала логике. Сначала надо позвонить в кассу театра, узнать, есть ли еще билеты и можно ли их заказать онлайн. Если нет – придумать что-то другое, например, поставить самим маленький спектакль, небольшой этюд, в ходе которого класс подарит своей наставнице розы и торт, изображающий корабль с алыми парусами. И в этой же теме украсить кабинет. Жюри идея понравилась.
На следующий день проводился краеведческий конкурс «Широка страна моя родная», на котором все мы представляли свои регионы. - Вам было важно показать республику, ее культуру за пределами Горного Алтая?
- Для меня это испытание стало самым важным: очень хотелось, чтобы о Республике Алтай все узнали как можно больше, ведь ее до сих пор многие путают с Алтайским краем. Нужно было показать наш субъект как уникальный самобытный регион со своими особенностями и ценностями. Это как раз и получилось. Я выступила, станцевала, рассказала об алтайских традициях, об обряде повязывания священных ленточек кыйра…
- Как готовили танец?
- Я вообще-то никогда раньше не занималась алтайским танцем, мой профиль – народные и восточные танцы. Так что мы готовили его экспромтом, за два дня. Жюри мое выступление удивило, ведь оно отличалось от номеров ребят из центральных регионов. Московская область, Смоленская – все это привычно, а тут алтайский национальный танец!
- Для них это экзотика.
- Да. А после выступления был тест на знание культуры народов, населяющих регионы России. Мы думали, будут сложные вопросы, а они оказались достаточно банальными. Мы к таким не готовились, но все же сумели выкрутиться.
В последний день конкурсной программы нам предстояли дебаты и ролевая игра. К дебатам подготовилась серьезно, и в итоге эксперты отметили меня как хорошего спикера. - Вы дебатировали друг с другом?
- В каждой команде по жребию было сформировано восемь пар. Мне в пару попалась девочка из Татарстана. Тема была такая: «Интернет вредит человеку». Какую сторону придется отстаивать – за или против – выяснялось лишь в последний момент перед испытанием. Мне досталось выступление в поддержку идеи о вреде интернета – выигрышная позиция. Я изложила свои тезисы с фактами и доказательствами, потом выслушала контраргументы и ответила на них. Важно было перетянуть экспертов на свою сторону, что и являлось основной целью дебатов. И это у меня получилось – позже выяснилось, что по рейтингу я разделила с другими конкурсантами первое место.
- А в чем заключалась ролевая игра?
- Изначально об этом этапе мы не имели вообще никакого представления. Нашу команду разделили на три мини-группы. Нам предстояло воссоздать работу швейного ателье, мне досталась роль ответственного по ресурсам. Каждому участнику следовало, исходя из доставшейся ему «должности», показать свои лидерские способности и прочие качества. К нам приходили настоящие волонтеры, заказывали вещи. Мы шили футболку и бандану.
- В общем, все было по-настоящему?
- Почти. Шили мы руками, и когда вещь надевали на «заказчика», она трещала по швам, но все же… Итогом всего стал «показ мод». Именно ролевая игра мне понравилась больше всего. В этот день мы сплотились, сдружились и стали настоящей командой.
- В дальнейшем будете поддерживать отношения?
- Да, уже создали группы в соцсетях. А в преддверии Нового года собираемся делать друг другу подарки. Это замечательные ребята, я многому у них научилась.
- Что в ходе конкурса показалось самым сложным?
- Если честно, я волновалась перед каждым этапом. Все было в новинку, ведь раньше в российских конкурсах участвовала только в команде, а здесь пришлось справляться в одиночку, если не считать поддержки Елены Олеговны.
- Много моральных сил, получается, потребовалось. Спать-то хоть удавалось?
- Не очень. Часа по два-три, не больше.
- Что еще запомнилось из поездки?
- На следующий день состоялось награждение. Когда объявили, что я стала лауреатом и завоевала второе место, была просто счастлива!
А еще мы съездили на экскурсию по городу. Ульяновск – родина Ленина, там много связанных с ним мест. - Расскажите о ваших увлечениях. Я так понимаю, их немало.
- Раньше всего я увлеклась театром. Со второго или третьего класса по восьмой занималась в театральном кружке в городском Центре детского творчества. Первой моей ролью был старший козленок в постановке сказки «Семеро козлят». В четвертом классе поступила в танцевальную студию ГЦДТ. Позже стала заниматься в театральной студии лицея под руководством Светланы Ивановны Южаковой. Пришла туда сама, без каких-то принуждений со стороны родителей. Вначале это был современный танец, а позже я очень увлеклась народным, который преподавала Наталья Ивановна Старцева, а также восточными, и вот уже семь лет участвую в хореографических конкурсах и фестивалях и занимаю призовые места.
Кроме того, в родном лицее под руководством Елены Олеговны Романовой занялась экологической деятельностью. У нас работает клуб «Озеро чудес». Совсем недавно я приняла с ним участие во Всероссийском «Марафоне друзей заповедных островов». С созданным нашей командой экологическим проектом мы заняли второе место.
Еще одно мое увлечение – пожарно-прикладной спорт. На базе лицея действует дружина юных пожарных «Команда 01». В ее составе мы с ребятами заняли первые места на республиканском и межрегиональном конкурсах и четвертое – на всероссийском. Это очень интересно – первый раз в жизни держать в руках пожарный рукав и тушить пожар, пусть и ненастоящий. Также с 2016 года я принимаю участие во множестве акций Российского движения школьников. - Что бы вы пожелали другим учащимся, которые хотят добиться каких-то выдающихся результатов?
- Главное – не бояться, быть уверенным в своих силах и планомерно достигать поставленных целей.
В завершение я хотела бы сказать спасибо родному лицею! Он дал мне базу и сотворил из меня настоящую личность. Я также благодарна администрации Горно-Алтайска, Колледжу культуры и искусства им. Чорос-Гуркина за оказанные ими помощь и поддержку. И еще природе Горного Алтая – за безграничное вдохновение!
Беседовал Алексей МИШИН