Душа никогда не стареет…

Дата:

Сейчас время, когда людей, которым за 70 лет и больше, остается все меньше и меньше. Это поколение детей войны, которые повидали на своем веку многое: с самого младенчества, предоставленные воле судьбы, они не видели ни родительской заботы, ни должной медицинской помощи. Потому что они родились именно в роковые 40-е годы, когда братские народы СССР встали на защиту Родины от вероломного нападения фашистской Германии. И тогда людям некогда было думать о детях, о семьях, о воспитании.
Все ковали Великую Победу, жертвуя всем, – и те, кто в тылу, и те, кто на фронте. А дети, рожденные в это страшное время, были испытаны на прочность самой судьбой-матушкой и, можно сказать, прошли некий естественный отбор.

Одним из детей войны в Улаганском районе, которых сегодня можно пересчитать по пальцам, является Афанасий Трофимович Кеденов. Он родился в селе Саратан в 1941 году, сейчас живет в Язуле со второй супругой.

  • После ухода из жизни моей первой супруги так сложилось, что я встретил Раису Исаковну, женщину намного моложе меня. И, несмотря ни на что, мы стали жить вместе, – сказал Афанасий Трофимович.
    Не углубляясь в автобиографию, скажем, что Раиса Исаковна и Афанасий Трофимович считаются одной из самых уважаемых семей отдаленного горного села. И одной из примечательных особенностей этой семьи является то, что они, воспитанные в советском пуританском духе, в отличие от остальных, не стесняются открыто говорить о возникших между ними тогда, в начале 1990-х годов, сильных чувствах.
  • Как говорится, это была любовь, – смеется Раиса Исаковна и с гордостью добавляет: – Он никогда не делил детей на своих и чужих. Это имеет очень большое значение. Все дети для него равны. А я тогда была вдовой с тремя детьми. Представьте себе жизнь одинокой женщины с тремя малолетними детьми на руках в сельской местности. И дрова, и вода, и домашняя скотина, и дети, и работа – все на женских плечах! Думаю, что в большей части он меня сильно жалел, за что я ему очень благодарна.
    Помня о почтенном возрасте нашего героя, являющегося свидетелем истории, повидавшего тяготы войны, затем восстанавливавшего страну, пережившего и холод, и голод, и перестройку, думаю, необходимо отметить, что Афанасий Трофимович не похож на других стариков, которые представляются большинству из нас больными и ворчливыми. Он позитивный человек, его добротой, отношением к жизни, благодарностью своей судьбе невозможно не восхищаться. С первого взгляда видно, что у этого человека душа еще молода, и музыка в буквальном смысле всегда с ним: МР3-плеер с картами памяти с песнями разных жанров (видимо, на каждый случай жизни) все время наготове – под подушкой. Как рассказала его супруга, когда к ним в гости приходят их внуки со всей остальной деревенской детворой, в аиле устраиваются настоящие дискотеки, и Афанасий Трофимович в них играет главную роль.
    И в тот раз, когда мы приехали к ним в гости, несмотря на больные колени, превозмогая боль, он вытащил МР3-плеер и включил на всю громкость сначала алтайскую песню, затем – русскую, искренне радовался нашему приходу и танцевал от души.
    Кстати, Афанасий Трофимович на сегодняшний день является самым старшим человеком в Язуле, который не собирается грустить и париться по поводу своего возраста, он живой пример нестареющей души.
  • У меня все хорошо, я благодарен судьбе за то, что дала мне жизнь, за то, что не дала умереть от голода, что дожил до хороших времен, за первую жену, которая родила мне детей, за Раису Исаковну, которая заботится обо мне, – рассказывал он. – Мою маму звали Наталья Даниловна. Она была из рода саратанских Манзыровых, умерла в 1965 году. Отец Трофим Алексеевич Кеденов (уроженец села Язула) ушел на фронт в 1941 году еще до моего рождения. Мать осталась одна с младенцем на руках. Родных братьев и сестер у меня нет. Так сложилось!
    Особенно тяжело приходилось в военные годы: мама трудилась не покладая рук на всех колхозных работах. Я вырос сам по себе. Одежды, еды не было. Многие умирали от болезней, от голода. Но мы с мамой выжили, несмотря ни на что. Даже в малые годы я пас овец, коров вместе с прабабушкой, не только своих и колхозных, но и людям помогал – разнорабочим. Считаю, что Бог дал мне жизнь хоть и трудную, но хорошую.
    Первая супруга Клара Николаевна Тойдонова умерла в 1992 году. Мы с ней вырастили пятерых детей, троих уже, к сожалению, нет в живых.
    В армии я служил в Новосибирске, в секретной части. Нас учили правильно копать траншеи, проводить водопроводы и теплотрассы. Вернулся домой в конце 1961 года. Работал в совхозе чабаном, звеноводом, конюхом, будучи трактористом, прокладывал дороги на животноводческие стоянки Элдугом, Нижний Элдугом, Верхний Элдугом, Башкуш-Бажы. Кстати, если говорить о трактористах моего поколения, нужно вспомнить о Николае Семеновиче Дудареве и Илье Лукиче Тойдонове. Ведь только благодаря их усилиям была сделана дорога, по которой вы сейчас приехали. Сами видели, какая она сложная и опасная. Так вот, эти два молодых парня были настоящими мастерами своего дела. Они без какого-либо дорогостоящего плана сами на тракторе проложили путь длиной около 70 км. Тогда директорами совхоза были Челтугашев, Тозыяков и другие, много их было.
    Теперь это грунтовая, частично гравийная автодорога. Она хороша, когда погода ясная. В дожди превращается в непроходимую жижу, в которой утопают по самый борт даже КамАЗы. Кстати, как вы приехали? Мы месяц были отрезаны от райцентра, наши машины там утопали, говорят. Да ну ладно, раз уж вы приехали, значит, ремонт идет.
    Раиса Исаковна, слегка стесняясь и подшучивая, ловко перекладывала сырчики (курут), сушившиеся в дыму на специально сооруженной над очагом полке. Рассказала и о своей семье.
  • Нас у мамы Анисьи Самсоновны Карабашевой было восемь детей, я вторая, родилась в 1958 году, – не отрываясь от домашних хлопот, говорила она. – Старший брат Николай и младшие Савелий и Валерий умерли. Сегодня нас осталось пятеро: Любовь Тимофеевна, по мужу Темдекова, работает здесь заведующей сельским клубом, Зоя Тимофеевна долгие годы работала в Улаганской больнице фельдшером психиатром-наркологом, теперь на заслуженном отдыхе. Диндилей Ивановна живет в Улагане, а младший брат Василий Иванович – здесь, в Язуле. Наша матушка вырастила нас одна. Восхищаюсь женщинами их поколения. Но, с другой стороны, время было такое, куда деваться?
    Потом Раиса Исаковна угощала нас исключительно национальной едой. Необходимо подчеркнуть, что Язула является тем сельским поселением, где хоть и есть признаки цивилизации (водопровод, цифровая связь), но неизменным остаются национальные устои и менталитет. Язулинские люди всегда были и остаются примером вежливости и гостеприимства, впрочем, как и весь улаганский народ. Может быть, отдаленность и труднодоступность села повлияли на это, но тем не менее, бывая в Язуле, всегда видишь, как они дружны, щедры и гостеприимны, как чисты душой и помыслами, оставшись в наш современный век практически наедине с природой.

Татьяна Тадыева
Фото автора

Все самые последние новости в нашем телеграм канале

Отправь другу

spot_imgspot_img

Популярное

Другие статьи

Прокуратура выявила факт незаконной рубли леса в Чемальском районе

Природоохранная прокуратура выявила факт незаконной рубки лесных насаждений на...

«Иль сны приходят. В них я с вами вместе…»

Время летит неумолимо. Изменить чью-то судьбу мы не можем,...