За последние два года в Школе-интернате им. Г.К. Жукова для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сложилась непростая ситуация. К сожалению, в основном из-за введенных карантинных ограничений и нерешенных кадровых вопросов проживание детей в этом учреждении усложнилось. Ребята тяжело переносят закрытый режим, когда нет возможности, как прежде, ходить на тренировки, спектакли, посещать кружки, другие мероприятия за пределами учебного заведения. В коллективе стали возникать негативные ситуации.

Об участившихся случаях конфликтов в школах-интернатах по стране, связанных с соблюдением противоэпидемических мероприятий, заявляла в свое время и Уполномоченный при Президенте РФ. Тревожнее стало и у нас. В настоящее время ожидается назначение нового директора школы-интерната. Надеемся, что он примет все меры, чтобы проживание детей в данном детском учреждении стало комфортным. В то же время руководителю и коллективу будет необходима поддержка всех профильных структур. Без оказания конкретной помощи по всем требующим особого внимания направлениям сложно говорить о каких-либо позитивных изменениях в кратчайшие сроки. Посещение школы-интерната Уполномоченным по правам ребенка, как правило, осуществляется регулярно в плановом режиме либо по приглашению руководства учреждения. Но в связи с обращениями воспитанников, конфликтами, происшествиями Уполномоченный наряду с сотрудниками правоохранительных структур откликается на каждый подобный случай. Произошедшее обсуждается на всех уровнях органов управления. Меры по предотвращению таких ситуаций принимаются Республиканской комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав под руководством заместителя Председателя Правительства РА. При выявлении нарушения прав воспитанников виновным должностным лицам выносится взыскание — вплоть до их увольнения.

29 ноября состоялся мой визит в учреждение для прояснения очередного такого случая, который в оперативном порядке обсуждался с представителями Министерства образования и науки Республики Алтай, КДН и ЗП РА, ПДН и ЗП МВД РФ по РА. В конце ноября велись поиски 15-летнего воспитанника. Как пояснила временно исполняющая обязанности директора 26 ноября: «Данному несовершеннолетнему был назначен прием у врача-дерматолога. Собравшись на выход, не дожидаясь воспитателя, ребенок вышел из интерната самовольно. Самовольные уходы данный воспитанник совершал неоднократно, уходил к бабушке, проживающей в с. Майма. На протяжении трех дней поддерживал связь с сотрудниками Подразделения по делам несовершеннолетних МВД по Республике Алтай, а также школы-интерната. В итоге поисковых мероприятий был обнаружен сотрудниками ПДН у бабушки в с. Майма, затем возвращен в интернат».
В настоящее время ведутся переговоры с бабушкой, с тем чтобы внук мог проживать у нее постоянно. Мама несовершеннолетнего находится в местах лишения свободы. Отец освободился, но не изъявляет желания забрать сына к себе, объясняя тем, что нет жилья, нет работы.
Не меньше тревог вызвал произошедший месяцем ранее случай, когда, со слов руководства интерната, было выяснено, что «в октябре текущего года две воспитанницы вышли на прогулку и вернулись только на следующий день в нетрезвом состоянии. При медицинском осмотре у одной из воспитанниц обнаружено ранение острым предметом, не требующее оперативного лечения, госпитализация воспитаннице не потребовалась. При проведении следственных мероприятий сотрудниками полиции факт надругательства над воспитанниками третьими лицами (друзьями) не установлен…»
В каждом российском регионе Уполномоченные по правам ребенка в первую очередь обращают внимание на вопросы защиты прав детей в учреждениях для детей-сирот. И это не сводится лишь к контролю за соблюдением законных прав ребенка.
Для меня прежде всего важно оказание конкретной помощи, создание нормального психологического климата в детском коллективе, хороших условий для занятий спортом, творчеством, организация для ребят интересного досуга. С этой целью прилагаю все усилия, чтобы привлечь разные крупные благотворительные фонды и поддерживать с ними многолетнее взаимодействие.
Так, по инициативе Уполномоченного в Школе-интернате состоялись семинары по медиации – разрешению спорных и конфликтных ситуаций при содействии Центра толерантности (Москва). Кроме этого недавно сотрудники Благотворительного фонда «Система» (Москва) провели обсуждение разных тем с психологами Школы-интерната им. Г.К. Жукова, которое из-за карантинных ограничений прошло посредством видеоконференцсвязи. Поскольку потребность воспитанников, их преподавателей и воспитателей в таких консультациях остается, то в первой половине будущего года планируются очные встречи.
Для оказания специализированной помощи опытного психолога по просьбе Уполномоченного с учреждением взаимодействует Благотворительный фонд «Катрен» (Новосибирск).
Постоянно поддерживаю связь со специалистами Республиканского центра психолого-медико-социального сопровождения, главным врачом Республиканской психиатрической больницы по возникающим вопросам здоровья детей, а также с сотрудниками СИЗО, куда иногда попадают воспитанники.
Это лишь часть того, что было сделано и делается. Конечно, данная работа будет продолжена, но хочу сказать о другом. Дети, проживающие в интернате, мечтают о доме, жить, разумеется, со своими родителями, в случае невозможности проживания с родителями — с родственниками. Поэтому ответственные сотрудники стараются в таких случаях найти ближайших родственников, где ребенок мог бы обрести дом, или отправить детей к родственникам хотя бы на каникулы. Анализируя происходящее с воспитанниками школы-интерната, все понимают, что нужны серьезные воспитательные меры, другой подход к детям, более теплые взаимоотношения, которых они недополучают в своей жизни. Требуется реформирование всей системы, необходимы серьезные наставники, более разнообразный досуг, отвечающая современным требованиям материально-техническая база. Только в комплексе решая поставленные вопросы и проблемы можно создать нормальные условия для детей, чтобы у каждого ребенка (или двоих детей) была одна мама — любимая воспитательница. Чтобы у каждого ребенка (или на двоих детей) — отдельная комната и т.д.
Настало время обратить серьезное внимание на проблему «детей при живых родителях». Необходимо призвать к серьезной ответственности родителей, которые взвалили воспитание детей на госучреждения, а сами при этом ведут асоциальный образ жизни. Необходимо усилить профилактику социального сиротства на местах, в муниципальных образованиях. Это отдельный серьезный разговор. Следует прекратить установившуюся практику отправки детей в детские дома, школы-интернаты при живых родителях. У детей должны быть свой дом, любящие работоспособные родители.
Важно, чтобы не только ответственные сотрудники, но и каждый неравнодушный человек обратил внимание на проблему детей-сирот. Только при полном взаимодействии всех структур, НКО, общественных объединений и общества в целом можно добиться положительных сдвигов в данном вопросе. Только общими усилиями можно что-то изменить.

Надежда Манзырова,
Уполномоченный по правам ребенка в Республике Алтай

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *