Алексей Дмитриев – яркий и неординарный художник. Его живописные работы всегда интересны и имеют свой философский подтекст. Уже несколько лет он работает иллюстратором книг и в этой ипостаси остается верным себе. Его рисунки к каждому новому изданию неповторимы, они следуют за текстом, тонко отражая важные моменты произведения. Мы побеседовали с художником о книгах и профессии иллюстратора в современном мире.

-Алексей Константинович, расскажите немного о своих выставках, прошедших в Москве.

— Недавно закончились две выставки, на которых были представлены иллюстрации к известным и любимым многими книгам. Одна из них проходила в выставочных залах Государственного музея им. А.С. Пушкина на Арбате и называлась «#НЕ_СКАЗКИ». На ней были представлены иллюстрации к выпущенной издательством «Арбор» книге «Уральские сказы» Павла Бажова и к еще не изданной поэме Александра Сергеевича «Руслан и Людмила». Вторая выставка проходила в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына и называлась «Профессор Преображенский 1.0». Это была третья, заключительная выставка из нашего проекта, сделанного совместно с издательской группой «Арбор». Все три объединяли иллюстрации к повести Михаила Булгакова «Собачье сердце» и различные артефакты, относящиеся к эпохе написания книги, такие как медицинские инструменты или предполагаемые вещи героев повести вроде кожаного плаща, условно принадлежавшего Швондеру, флакона знаменитого одеколона «Brocard», которым вполне мог пользоваться доктор Борменталь.
Обе выставки были организованы и проведены при активной поддержке издательства «Арбор», куратором выступила московский искусствовед Лидия Енова.

— Мы привыкли поэму «Руслан и Людмила», сказы Бажова воспринимать как сказки. И вдруг название выставки «#НЕ_СКАЗКИ». Почему решили подчеркнуть именно этот момент?

— Именно потому, что в нашем читательском сознании поэма и сказы почему-то считаются сказками, мы объединили в одной экспозиции иллюстрации к этим абсолютно разным произведениям совершенно непохожих авторов. В работе над сказами, которая была сделана несколько лет назад, как и над поэмой, мне хотелось пробиться через эти «сказочные» штампы в нашем сознании, оказавшись ближе к первоисточнику.
В сказах Бажова и в «Руслане и Людмиле» мне хотелось подчеркнуть в одном случае бытовую основу, а в другом — именно романтическую нотку ранней поэмы Александра Сергеевича.

— На сегодняшний день вы чаще выставляетесь за пределами Республики Алтай. С чем это связано?

Во-первых, у нас не так много выставочных площадок. По большому счету, из серьезных это только Национальный музей им. А.В. Анохина. Уже несколько лет подряд, за исключением прошлого года, я делаю декабрьские выставки в детской художественной школе. Проект называется «Выставка одной книги», где посетители знакомятся с моими иллюстрациями к книгам издательской группы «Арбор». Это такие своеобразные годовые творческие отчеты. Что касается выставок за пределами Республики Алтай, я их особо не ищу. Так получилось, что на протяжении последних двух-трех лет информация обо мне просочилась за пределы республики, у зрителей появился интерес к тому, что я делаю.

— Сможет ли в ближайшем будущем республиканский зритель увидеть одну из ваших выставок?

— Что-то из выставленного сейчас в Москве горно-алтайский зритель уже видел, как, например, «Сказы» Бажова. Цикл «Кочевье», выставлявшийся в Ташкенте, Тбилиси, Новосибирске и Бийске, можно было посмотреть в 2018 году в Республиканском музее на моей большой выставке «Интроспектива 55». Так что нельзя сказать, что мои земляки как-то обделены. «Профессор Преображенский 1.0» я планирую показать в декабре в детской художественной школе.

— Рисунки к каждой книге неповторимы. Изменяются стиль, техника, язык. Смотришь и понимаешь, что они идеально подходят именно к данному произведению. От чего отталкиваетесь при создании иллюстраций? Как идет процесс создания?

— Я к каждой книге подхожу как театральный художник, и язык складывается из нескольких критериев, но прежде всего из уважительного отношения к тексту и автору. Всегда хочется подобрать к тексту особенный ключик, лежащий в эпохе, в которую творил писатель, в особенностях его биографии, в том. насколько проблематика книги созвучна нашему времени, что для меня является интересным в ней. Плюс мне очень нравится пробовать разные техники. Иногда с этим возникает почти игра. Так, например, мы придумали иллюстрации к «Трем толстякам» в форме цирковых афиш начала 20 века.

— Сегодня люди стали меньше читать художественную литературу, классическая литература переиздается редко. Наверное, в связи с этим есть мнение, что профессия художника-иллюстратора устаревает.

— Это совершенно не так. Сейчас выпускается много самых разных книг. И постоянные споры о том, актуальна ли бумажная книга или ее вытеснили электронные «читалки», бессмысленны. Мне кажется, что бумажная книга отделилась от электронной, она выделилась в особенную категорию книгоиздательства, это приводит к тому, что сейчас к оформлению предъявляются более высокие требования, чем раньше. Иллюстрирование — это отдельный очень серьезный вид изобразительного искусства на стыке с дизайном. Его развитие и востребованность художников говорят о том, что интерес к хорошей иллюстрированной книге возрастает.

— Расскажите, пожалуйста, о ближайших планах.

— Скажу честно: я ничего особенно не планирую. Плыву по течению и отвечаю на какие-то вызовы, которые ставит передо мной жизнь. Как уже говорил, я работаю над иллюстрацией книги современного автора, параллельно обдумываю новые проекты, которые предложил «Арбор».
Поэтому 9 ноября в Представительстве России в Сербии, в Русском доме в Белграде открылась моя выставка «Кочевье». На ней будут представлены уже известные зрителю полукартины-полуобъекты, но в этот раз я решил дополнить холсты еще и фотографиями. Первое предложение поступило от куратора галереи «Скицца» в Израиле Марины Шелест, которая убедила меня, что некоторые из моих фотографий достаточно художественны и могут стать предметом выставки. Фотографии, которые я привез в Сербию, — это алтайские пейзажи из серии «Тихая жизнь». Они по своей идеологии, по мировосприятию очень близки к живописной серии «Кочевье» и хорошо дополняют друг друга.
Мне очень приятно, что мое желание ознакомить сербского зрителя с духом Горного Алтая нашло понимание и поддержку в Комитете по национальной политике и связям с общественностью Республики Алтай, а его руководитель Людмила Сергеевна Варванец предложила сотрудничество и самую непосредственную помощь в организации и проведении выставки. Также очень приятно отметить, что в церемонии открытия выставки «#НЕ_СКАЗКИ» в Москве приняла участие полномочный представитель Республики Алтай Ирина Лозовая, она сочла необходимым поддержать художника, представляющего Горный Алтай. Надо заметить, что шаги нашей власти по поддержке таких проектов очень радуют.
Важно быть максимально искренним, творчество — это не просто занятие искусством, мы сами творим свою судьбу, творим судьбу нашей страны и всей Земли. Уверен: тогда и наша жизнь станет красивее, добрее и счастливее.

Надежда Губина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *