Героиня этой публикации живёт в селе Черга Шебалинского района в небольшом деревянном доме, двери которого всегда открыты, как и её душа. Бояться людей и что-то прятать от чужих глаз художница Раиса Кулакова не привыкла. Наш внезапный визит хозяйку очень удивил, но при этом она и слова не обронила, что не готова принять незваных гостей, да ещё и с фотоаппаратом. На минутку задержавшись, чтобы полюбоваться искусно расписанным фасадом, вслед за Раисой Ивановной вошли в дом. Единственное, что выделялось из общей скромной обстановки, — изображенный во всю стену олень, по словам автора, символизирующий утерянную мудрость, которую народ должен обрести вновь.

— Собственно, это моя мастерская, она же кухня и гостиная. Маленькая печка, немного дров… Стараюсь жить так, как жили наши предки — не брать у природы лишнего, не нарушать гармонию, — рассказывает хозяйка.

Раиса Ивановна, невероятно бойкая, общительная женщина, достала с полки альбомы с фотографиями и рисунками разных лет (своего рода путь становления художника) и, перелистывая страницы, рассказала свою историю.

Родилась в 1967 году в селе Мухор-Черга в многодетной семье чабанов. Окончив Горно-Алтайский пединститут по специальности «биолог», 30 лет отдала подрастающему поколению: работала педагогом дополнительного образования, воспитателем в Чергинской школе-интернате, вела кружок «Душа камня».

Со слов моей собеседницы, она чувствует, что всё вокруг живое — горы, облака, льющие воду, огонь и даже камни.

— Когда я прихожу на берег, каждый камень видится мне с лицом. Более того, французские ученые подтвердили мои предположения, доказав, что камни «дышат». Согласно исследованиям, на один «вдох» у них уходит от трех дней до двух недель. А каждый «удар сердца» длится около суток.

С таким же уважением и почитанием самобытная художница относится и к огню.

— В огонь нельзя бросать мусор, плевать, касаться его острыми предметами. Рядом с ним необходимо говорить только хорошие слова, особенно если это домашний очаг. Тогда и семья будет дружной и крепкой. В огне всё оживает. Даже угли могут подавать знаки. В культуре алтайского народа есть поверье: если недогоревшая головешка становится вертикально, значит, придёт гость. Нужно угостить огонь молоком, хлебом или маслом, чтобы дорога гостя была легкой, — воодушевленно и эмоционально «расшифровывает» Раиса Ивановна свою работу «Коночи — хозяин печи».

К слову, вместо холста художница использует и необычные материалы, например бараньи лопатки (древний знак пожелания изобилия молодой семье, благополучия и счастья в доме) и позвонки животных. 
— После специальной обработки корой лиственницы, которая является сильным антисептиком и природным красителем, они становятся незаменимыми игрушками для детей. И пальчики развивают, и зубкам прорезываться помогают. А какие музыкальные инструменты из них получаются!

Но подлинный переворот в жизни Кулаковой совершил духовный учитель – буддистская монахиня из Шебалино Нина Николаевна Антонова. Именно она в 2008 году вдохновила Раису Ивановну заняться живописью всерьез.

Назвать даже примерное количество картин, написанных за это время, художница затруднилась: «Может, 200, может, 400…»

«Одинокий топшуур», «Живая преемственность», «Зов предков», «Песнь журавля» — в основе ее работ, наполненных этнической и философской символикой, лежит Алтай — его природа, его душа, его люди и духи.

Большинство сюжетов и образов, по словам Раисы Кулаковой, приходят к ней во сне. А потом наступает самый сакральный момент, когда можно взять в руки кисть и написать проступившие видения, не подчиняясь известным стереотипам, никого не копируя и никому не подражая. Свое творческое кредо Раиса Кулакова определила так: пишу как чувствую.

Иногда, впадая в состояние глубокой медитации, она может несколько дней подряд писать картину. Так рождаются шедевры размером почти два на два метра. Воочию, к сожалению, нам не удалось их увидеть — они находятся у дорогих ее сердцу людей.

Кроме того, постепенно, шаг за шагом, появилась целая серия горьких размышлений о сегодняшнем дне и тревожных человеческих чувствах – боли, отчаянии, покаянии, самоотречении, утешении и прозрении.

Миссия художника — есть ли она? И если есть, то в чем состоит? Раиса Кулакова, всерьез обеспокоенная проблемой спасения планеты, признается, что все ее творчество — это стремление пробудить чувства людей.

— Тема экологии является моей внутренней болью, — говорит моя собеседница, заметно погрустнев. — Человек слишком долго брал от природы и не задумывался, что её щедрость и богатства не вечны, что брать их надо разумно, расходовать бережно и когда-нибудь они могут иссякнуть. Сейчас натиск человека на природу усилился. Леса вырубаются, реки загрязняются, тысячи видов животных, растений находятся на грани исчезновения.

К сожалению, в современном мире, полном неопределенности, безудержного потребления, человеческие чувства и моральные качества отошли на второй план. Но ведь это самое главное! Лишь при помощи чувств и ощущений мы можем спасти природу и самих себя! — убеждена художница.

…С каждым километром удаляясь от Черги, не покидало необычное ощущение — словно с меня стряхнули пыль. И понимание: важно не только то, что вы видите, куда важнее, что вы чувствуете. И если это «послевкусие» от увиденной картины останется у зрителя, значит, художник достиг результата и работа состоялась!

Татьяна РУССКИХ
Фото Владимира Сухова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *