Играет Вадим Деев

Дата:

С апреля этого года Алтайское республиканское отделение Союза театральных деятелей РФ возглавляет актер Национального драматического театра им. П.В. Кучияка Вадим Леонидович ДЕЕВ.

Вадим Деев в детстве не мечтал стать актером. Он родился в селе Иня Онгудайского района в простой семье, не связанной ни с культурой, ни тем более с искусством, мама была воспитательницей, а отец – рабочим. Вадима увлекал спорт, он хотел стать хорошим спортсменом. Но вот однажды к ним приехал с концертом мастер горлового пения Болот Байрышев. Выступление артиста потрясло мальчика настолько, что он стал проявлять большой интерес к горловому пению и старался подражать услышанному.

Человек, тем более в таком юном возрасте, предполагает, а судьба располагает. В это время в Онгудайской школе искусств, которой руководил заслуженный работник культуры РФ К.Ф. Малчиев, открылось отделение для одаренных детей с проживанием в интернате. Вадима направили туда на обучение. Школа старалась разносторонне развивать детей: они учились играть на фортепиано, баяне, на многих алтайских национальных инструментах, в первую очередь на топшууре, горловому пению, рисованию и даже танцам.

Вадим окончил среднюю школу и школу искусства одновременно. И тут Министерство культуры Республики Алтай объявило набор в Алтайскую студию актерского факультета Высшего театрального училища им. М.С. Щепкина в Москве. Вадим поступил туда: хорошая внешность, владение национальными инструментами и горловым пением – все шло в плюс. На курсе, которым руководил актер Малого театра Д.Д. Кознов, обучались 20 человек. Там Вадим встретился с Айдаром Унатовым, который прежде приезжал в Онгудайскую школу искусства на различные фестивали, семинары из своего села Талда. В Москве они подружились.

Учеба была трудной для многих студийцев. Они многого не понимали, и им пришлось привыкать к другому миру, отличному от того, в котором до этого жили. Не все восприняли атмосферу большого города и одолели учебу. Но в основном все ребята с курса успешно закончили свое обучение, поставив интересные дипломные спектакли, такие как задорный «Слуга двух господ» К. Гольдони, «Власть тьмы» Л. Толстого, и подготовив мастер-классы, с которыми молодые актеры отправились в первую гастрольную поездку в Туву и Хакасию.

Вадим начал свою творческую деятельность в Национальном драматическом театре им. П.В. Кучияка. В первый год играл, как все молодые актеры, в эпизодах, в детских спектаклях. Это были потребовавшая пластического решения роль скомороха в «Морозко» И. Яблоковой, Принца в «Дюймовочке» Х.К. Андерсена, грозного Таракана в «Мухе-Цокотухе» К. Чуковского, неунывающего Аладдина в одноименной постановке и другие. Он воплотил молчаливого драматического Римаса в спектакле «Саня, Ваня и с ними Римас» В. Гуркина, жениха с амбициями Михаила Кудимова в «Старшем сыне» А. Вампилова, хитроватого слугу в «Хозяйке гостиницы» К. Гольдони, туповатого деревенского жителя в «Ступеньках, ведущих к небу» Кобэ Абэ и других героев, создав разноплановые характеры и заявив о себе, как о разностороннем актере.

За годы работы в театре Деев сыграл более двух десятков разноплановых ролей: комедийных, драматических, трагикомических. Одновременно совместно с Айдаром Унатовым участвовал в различных международных и всероссийских фестивалях народного творчества, проводимых в Сочи, Москве, городах Испании и Франции, стал неоднократным дипломантом и лауреатом многих конкурсов.

С особым чувством ответственности актер работает в спектаклях, созданных по пьесам алтайских авторов. В них он создал немало интересных образов: хитрого и трусливого трактирного вора, про которого можно сказать «молодец против овец, сам овца против молодца», в «Тубе» Л. Кокышева, молодого комсомольца в «Долине Дьявола» П.В. Кучияка и других. Во всех работах актер сочетает внешний рисунок ролей с психологической разработкой характеров, всегда убедителен, жизненно правдив. Ему пришлось вводиться в спектакль А.С. Борисова «Восхождение на Хан-Алтай», где он создал образ народного героя, никогда не унывающего и вездесущего Тастаракая, являющегося одновременно мифом и земным человеком. Когда в театр приехал другой якутский режиссер, С. Потапов, – молодой, талантливый амбициозный, получивший за свой спектакль высшую награду театрального сообщества «Золотую маску», – при постановке нашей национальной классики, пьесы П.В. Кучияка «Чейнеш», он выбрал Деева на роль Кара и заявил, что в этой пьесе его интересуют ситуация и характеры персонажей, никаких революций, сделав упор на любви трех молодых людей – Кара, Чейнеш и Яжная. Но любви аргументированной в спектакле не оказалось. Непонятно, за что Яжнай убивает Чейнеш. Вадим Деев играл главного героя Кара убедительно, ему не хватало материала, так же как и Э. Колбину, игравшему Яжная. В результате в спектакле остались только образы сильных этого мира – зайсана, бая, кама и их жен. Мне кажется, относиться так к нашему наследию нельзя даже такому талантливому режиссеру, как С. Потапов. Не все так просто в датском королевстве.

Говорят, что чудес не бывает. Нет, они случаются: во второй раз согласился поставить спектакль в нашем театре известный в мире талантливый якутский режиссер Андрей Савич Борисов. Это было алтайское героическое сказание «Алып Манаш». Он тоже выбрал В. Деева на роль Когудея Мергена, и не ошибся. Когудей Мерген проживает на глазах зрителей всю свою жизнь, от младенчества до становления богатырем. Главный герой в исполнении Деева воплощает мужество, бесстрашие, силу, доброту. Актер использовал горловое пение, игру на национальных инструментах (топшууре, шооре), что придало образу еще большую убедительность. Можно сказать, Деев достоверно и убедительно раскрыл героический характер своего персонажа. В спектакле есть сцены скачек, когда герой поднимается «под небеса» – под купол театра. Это опасно и трудно, но Вадим с этими трюками справлялся сам.

Еще один образ, который актер создал в неординарном спектакле «Овцы и волки» А. Островского, поставленном режиссером В.Т. Смирновым, – это роль уверенного в себе Беркутова. Этот человек знает многих обитателей поместья и поставит свое дело. По аналогии образ, который создал Деев, напоминает многих современных предпринимателей. Это один из самых интересных образов спектакля.

Вадим Деев как музыкант участвовал в музыкальном оформлении спектаклей, таких как «Тургак», поставленный по мотивам пьесы «В ожидании Годо» С. Беккета. Получилось очень удачно. В 2019 году актеры театра А.Н. Унатов, В.Л. Деев и заслуженный артист РФ и РА Б.Т. Байрышев организовали ансамбль горлового пения «Тюрк Кабай», который успешно гастролирует по районам Республики Алтай, за ее пределами, бывает в Москве и других крупных городах России.

Деев принимает активное участие в мероприятиях, проводимых Алтайским республиканским отделением Союза театральных деятелей РФ (ВТО) и Национальным драматическим театром им. П.В. Кучияка, он бессменный участник республиканских и городских культурных событий. Хороший семьянин, воспитывает двоих детей. В коллективе пользуется уважением. Члены СТД Алтайского республиканского отделения СТД РФ на отчетно-выборном собрании выбрали его председателем. Пожелаем ему успехов в этом направлении!

С.Н. Тарбанакова, кандидат искусствоведения

Все самые последние новости в нашем телеграм канале

Предыдущая статья
Следующая статья

Отправь другу

spot_imgspot_img

Популярное

Другие статьи

Дети с ОВЗ посетили курорт Сбера «Манжерок»

Благотворительный день прошел на курорте Сбера «Манжерок» для детей...

В Горно-Алтайске сотрудники полиции и предприниматели организовали турнир по мини-футболу среди учебных заведений

В рамках профилактических операций «Твой выбор» и «Чистое поколение»,...

«Ростелеком» разработал цифрового консультанта для розничных магазинов

«Ростелеком» завершил разработку нового сервиса «Цифровой консультант» для ритейл-индустрии....

Женщина в русском селенье

Зоя Викторовна Жданова в Чойском районе человек известный, можно...