Сегодня, 15 августа (в третье воскресенье месяца), в нашей стране отмечают День Воздушного флота России. Он имеет большое значение для любого региона (авиация есть везде, а где-то она и вовсе едва ли не единственный вид транспорта), но особенное – для нашей республики, привлекающей миллионы туристов со всего мира. Праздник с подачи И.В. Сталина отмечается с 1933 года, тогда он назывался Днем советского воздушного флота, изменения в наименование внесли с распадом Советского Союза.

Регулярное воздушное сообщение в стране ведет отсчет с 1922-го (первая линия – Москва — Кенигсберг), в Горном Алтае – с 31 декабря 1968-го, когда аэропорт «Горно-Алтайск» был открыт для приёма самолетов Ан-2. Решение Горно-Алтайского облисполкома «Об утверждении проекта строительства аэропорта «Горно-Алтайск» сметной стоимостью 1450 рублей было принято пятью годами раньше. 600-метровая взлетно-посадочная полоса позволяла принимать самолеты четвертого класса. В 1972-м ВПП реконструировали, удлинив до 1400 метров, что позволило принимать Як-40. На этом самолете начали выполняться ежедневные регулярные рейсы до Барнаула и Новосибирска.

  • Як-40 — первый в мире реактивный самолет для местных воздушных линий и первый пассажирский, разработанный ОКБ А.С. Яковлева. Его серийное производство началось в октябре 1968-го. Моноплан с избыточным запасом прочности может взлетать и садиться на аэродромы с грунтовым покрытием, в том числе в условиях высокогорья (до 2500 метров над уровнем моря), оборудован системами защиты от обледенения, кондиционирования воздуха, кислородной и противопожарной защитой. Отличается высокой надежностью, может взлетать при отказе любого из трех двигателей, совершать горизонтальный полет на одном двигателе.

В том же году в аэропорт поступили вертолеты Ми-8 и Ми-2, открылись рейсы на Артыбаш, Улаган, Балыкчу. С открытием в 1973-м аэропорта в Кош-Агаче, а годом позже – удлинением полосы в Усть-Коксе стали выполняться рейсы (по два – три ежедневно) на Як-40 в эти населенные пункты. С 1969 по 1972 год пассажиропоток ежегодно увеличивался в два раза. В 1990-х число регулярных рейсов стало неуклонно сокращаться, пока в 1995-м они не прекратились полностью.

В 2010-м, после 15-летнего перерыва и масштабной реконструкции, аэропорт «Горно-Алтайск» возобновил регулярное авиасообщение с Новосибирском.

В 2011-м ввели в эксплуатацию реконструированный аэродромный комплекс, включающий перрон, стоянки судов, светосигнальное оборудование, мачты освещения, удлиненную до 2300 метров полосу. К этому времени были сертифицированы все службы, обеспечивающие обслуживание полетов, авиапредприятие допущено к приему трех новых типов воздушных судов. В июне открылись рейсы в Нижневартовск и Сургут. А 9 ноября 2011 года состоялось официальное открытие федерального аэропорта «Горно-Алтайск». Еще одно знаковое событие – первый в истории региона авиарейс из Москвы – произошло в мае 2012-го.

Сегодня наш аэропорт может принимать Боинг-737 всех модификаций, А-319, А-320 и А-321, Ту-204. Пассажиры получают сервис высокого уровня. Воздушные ворота республики открыты для сотен тысяч туристов.

Не так давно в «Российской газете» вышло интервью Лидии ЗАХАРОВОЙ с управляющим партнером АФК «Система» (четыре года назад вошла в капитал аэропорта), председателем Совета директоров АО «Аэропорт «Горно-Алтайск» Али УЗДЕНОВЫМ. Приводим почти полностью.

— За шесть месяцев 2021 года пассажиропоток по сравнению с тем же периодом 2020-го вырос на 304%. За счет чего?

— Алтай как магнитом влечет к себе туристов. Из-за закрытия границ республика превратилась в одно из самых популярных у путешественников мест. На машине доехать из центра России сложно, прямого железнодорожного сообщения нет, в результате растет объём авиаперевозок. В этом году просто стремительно: в первом полугодии по сравнению с аналогичными периодами 2019-го и 2020-го пассажиропоток вырос в четыре раза – 120 тысяч пассажиров против 30 тысяч. Годовые темпы роста тоже несколько лет подряд растут намного быстрее, чем в среднем по отрасли. Нам удалось привлечь в регион таких лидеров, как «Аэрофлот», «Победа», «Уральские авиалинии», «Nordwind». В аэропорт с пассажиропотоком менее 300 тысяч пассажиров летают восемь авиакомпаний, среди которых есть практически все крупнейшие в России – уникальная для нашей страны ситуация и большая совместная победа аэропорта и Республики Алтай.

За шесть месяцев 2021-го аэропорт обслужил на 18% больше пассажиров, чем за весь 2019-й, и свыше 80% от общего их количества в 2020-м. К концу года, по нашим прогнозам, пассажиропоток превысит 230 тысяч человек.

— Аэропорт к этому готов?

— Он уже сейчас капитально загружен и требует расширения. Мы планируем построить новый терминал внутренних авиалиний, рассчитанный на пиковую нагрузку около 550 пассажиров в час (700 — 800 тысяч в год). Пока проектируем, в 2022-м начнем строительство, а полноценно откроем терминал в 2024-м. Он будет отвечать всем современным требованиям: с комфортными зонами прилета и вылета, красивыми просторными залами ожидания, ресторанной зоной и торговой галереей, и станет не просто воздушной гаванью, а благоустроенным общественным пространством для туристов и местных жителей.

— С учетом ситуации с пандемией в силе ли планы по приданию аэропорту статуса международного?

— Любая эпидемия когда-то заканчивается, и мы должны быть готовы к наплыву иностранных туристов наравне с россиянами. Получить статус международного аэропорта планируем по окончании строительства внутреннего терминала. Через пять лет аэропорт сможет принимать 350 — 400 тысяч человек в год. Мы спроектируем его таким образом, что при дальнейшем росте пассажиропотока мощности аэропорта можно будет увеличивать без остановки работы терминала.

— Сколько рейсов сейчас обслуживает аэропорт в высокий сезон?

— Летом Горно-Алтайск ежедневно принимает до семи — восьми рейсов из Москвы и Санкт-Петербурга, по 150 — 180 пассажиров каждый. Плюс рейсы из Новосибирска, Красноярска, Томска, Новокузнецка и рейсы местных линий. В общей сложности в пиковые дни – до 2,5 — 3 тысяч пассажиров.

Многие столичные рейсы прибывают с утра, в связи с этим в пиковые часы аэропорт может быть перегружен в несколько раз. Что подтверждает: обойтись без реконструкции невозможно. Нагрузка уже превышает технические возможности аэродрома, который имеет всего три стоянки для крупных самолетов и шесть – для судов внутрирегиональных линий.

Поэтому необходимо развивать не только терминальную, но и аэродромную инфраструктуру, которая принадлежит государству. Для увеличения пропускной способности и приема дополнительных бортов требуется расширить перрон и увеличить число стоянок, нужна еще одна рулежная дорожка. Мы активно работаем с Минтрансом России и региональными властями над включением аэропорта Горно-Алтайска в план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. Надеемся, эта работа принесет результаты.

  • Рассказать, с чем коллектив предприятия подошел к профессиональному празднику, и прокомментировать планируемые изменения в облике аэропорта «Горно-Алтайск» мы попросили его генерального директора Сергея КРУГЛОВА.

— Прежде всего, хочу поздравить с праздником коллектив и всех жителей республики. Специалисты работают в очень напряженном режиме, чтобы и местным жителям, и гостям было в аэропорту максимально комфортно и уютно. Через три месяца Воздушные ворота республики отметят свой первый юбилей. Нам исполнится 10 лет. Это самый молодой аэропорт федерального значения в России. И он же самый быстро растущий. Совет директоров поставил задачу увеличить в этом году пассажиропоток до 230 тысяч человек (плюс 55%). К празднику была достигнута цифра 200 тысяч, а к концу года мы хотим довести пассажиропоток до 300 тысяч.

Кстати, рост объемов не самоцель. Нам удалось создать в Горно-Алтайске конкурентную среду, в результате стоимость авиабилетов уменьшилась в три раза. Отпала необходимость ради экономии летать через Барнаул и Новосибирск. Вскоре начинаем проектирование нового аэровокзала. Уверяю, это будет самый современный и удобный для пассажиров терминал – если АФК «Система» берет под свое управление предприятие, то доводит его до совершенства. Это их стиль. Будет реконструирована и вся прилегающая инфраструктура. Стройка начнется летом следующего года, завершим ее в конце 2023-го. Огромное спасибо за внимание к авиации со стороны Главы Республики Алтай Олега Леонидовича Хорохордина. Он инициировал возобновление воздушного сообщения с Кош-Агачем и Усть-Коксой, на очереди открытие новых направлений внутри республики.

Транспортные сети называют кровеносной системой экономики любой страны. В XXI веке всё более и более значимым становится именно воздушный транспорт. Наша задача – обеспечить, чтобы Республика Алтай была в числе передовых по развитию авиации в регионе. И пока нам это удается. Еще раз с Праздником!   

Галина Миронова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *