Сенатор Татьяна Гигель встретилась с работниками Министерства  сельского хозяйства РА по проблеме разграничения государственных земель в административных границах республики.  

На повестку дня представитель в Совете Федерации государственной законодательной власти РА, член Комитета по аграрно-продовольственной  политике и природопользованию вынесла тему о повышении показателя эффективного и рационального использования и ввода в оборот неиспользуемых земель, особенно сельскохозяйственного назначения.

Необходимость решения этого вопроса в регионе обусловлена  тем, что для многих жителей республики именно ведение сельского хозяйства является основным средством производства и единственным видом деятельности. При этом большая часть земель сельскохозяйственного назначения (свыше 50%) занята лесными площадями и прочими угодьями, расположенными на склонах со сложным рельефом. По материалам лесоустройства такие лесные участки – бывшие «колхозные и совхозные» леса – числятся в лесном фонде, земля же при этом относится к категории «земли сельхозназначения». Границы таких участков не сформированы, и местоположение их не определено. Они  не поставлены на государственный кадастровый учёт в соответствии с действующим федеральным законодательством.

Татьяна Анатольевна согласилась с работниками Минсельхоза, что в связи с отсутствием регистрации правовой принадлежности и пространственных данных в системе Росреестра эти участки не участвуют в формировании налоговых поступлений муниципальных бюджетов.

На ее взгляд, госпрограмма «Эффективное вовлечение в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развитие мелиоративного комплекса Российской Федерации», утвержденная постановлением Правительства РФ №731 от 14 мая 2021 года, принята своевременно. Реализация ее начнется с 2022 года. Она  не только нацеливает на цифровизацию всех земельных ресурсов регионов, но и позволяет активно заниматься вышеозвученными проблемами.

Фактически обозначенные земельные участки используются в качестве естественных пастбищных угодий в целях традиционного природопользования – отгонного животноводства.

По мнению законодателя, очень значимо пояснение эксперта Горно-Алтайского селекционно-информационного центра Риммы Сергеевны Нашевой: Министерство сельского хозяйства Республики Алтай заинтересовано в данной работе и активно собирает необходимые для участия в программе пакеты документов, понимая, что времени для раскачки нет. Важность вхождения в программу еще и в том, что она позволяет возместить из федерального бюджета 90 процентов финансовых затрат, использованных на межевание земель и постановку их на государственный кадастровый учёт.

Гигель согласилась с работниками ведомства, что полноценное землеустройство и соответственно вовлечение  земель сельхозназначения в оборот потребуют целого комплекса напряженной работы. Сюда входят изучение сведений государственного кадастра недвижимости и сравнение государственного фонда данных, полученных в результате землеустроительных и кадастровых работ, актуализация природно-сельскохозяйственного районирования, включающая оценку качества и плодородия земель в разрезе каждого муниципального района, необходимость новой кадастровой оценки (последняя оценка земель сельхозназначения была  13 лет назад). Необходим муниципальный и государственный контроль при постановке на учет участков, фактически используемых, но не оформленных должным образом, а также совершенствование порядка признания права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли и процедуры изъятия неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения.

Парламентарий считает: совершенно оправданно звучит предложение министерства о необходимости специальной региональной программы, финансирующей этот комплекс работ. Она должна включать возмещение затрат по землеустроительным и кадастровым работам для оформления прав на земельные участки муниципальным образованиям, физическим и юридическим лицам, а также субсидирование введения в оборот неиспользуемых сельскохозяйственных угодий, в том числе возмещение затрат на мелиоративные и культурно-технические мероприятия. Получение субсидий из госпрограммы возможно только после предварительной оплаты всех работ из региональных бюджетов.

С пониманием отнеслась законодатель к желанию сотрудников ведомства создать  единую геоинформационную систему, позволяющую вести достоверный учёт всех земель. На ее взгляд, приобретенный министерством в 2019 году программный продукт «РеспРА», платформой которого является информационная система РусГИС, позволит сформировать качественную базу данных земель сельскохозяйственного назначения в разрезе конкретных землепользователей с отображением прав на используемые земли, наличием полей с выращиваемыми культурами и сортами сельскохозяйственных растений. Значимо и то, что данная система позволяет вести подготовку отчетов в соответствующие ведомства.

Ее внедрение позволит не только контролировать неиспользование земель, но и увеличить эффективность субсидий, анализировать ресурсы развития кормовой базы каждого конкретного хозяйства, исходя из качественных характеристик его площадей.

Гигель поддержала работников ведомства в том, что старые карты внутрихозяйственного учета, находящиеся в архивах Управления Росреестра, не отражают текущего состояния земель, так как последний раз «основной» учет был проведен в Республике Алтай еще в 1996 году. В муниципальных образованиях в силу ограниченности финансовых ресурсов также нет полной базы данных земель, находящихся в их административных границах. Как правило, они ограничиваются регистрацией договоров на участки, предоставляемые на правах аренды. К тому же  ни в одном из районов республики не решена проблема неразграниченной собственности, основную часть которой составляют неоформленные паевые земли – используемые, но не состоящие на учете ни в кадастре, ни  в муниципальном образовании. Ни один орган республиканской власти не располагает полной и достоверной информацией о земельных ресурсах региона, в том числе и о землях сельскохозяйственного назначения, подчеркнула она.

Законодатель взяла на заметку и выявленные факты того, что многие числящиеся в государственном фонде сельхозугодья (пашни, сенокосы, пастбища) на местности сегодня фактически отсутствуют – территории либо застроены, либо заросли, либо выбыли из оборота в результате негативных природных явлений (подтопление, водная и ветровая эрозия и т.п.). К примеру, пашня в Турочакском районе заросла настолько, что ее целесообразно перевести в лесной фонд, часть естественных сенокосных угодий в Шебалинском районе оказалась распаханной и используется как пашня, соответственно, по факту это земля сельхозназначения. В Чемальском районе сельскохозяйственные угодья и вовсе применяются в рекреационных целях.

Министерству сельского хозяйства Республики Алтай как органу власти, ответственному за мониторинг земель сельскохозяйственного назначения и координирующему развитие отраслей сельского хозяйства, необходимо обладать полной и постоянно актуализируемой информацией.

Справка «ЗА»: По имеющимся данным, в Республике Алтай общая площадь сельскохозяйственных угодий во всех категориях земель составляет 1791 тысячу гектаров (19% общей площади региона). Многие небольшие участки сельскохозяйственных угодий вкраплены в большие массивы леса (общей площадью 945,9 тысячи га), числящиеся в категории земель сельскохозяйственного назначения. Также в фонде перераспределения земель сельхозназначения числятся 641,7 тысячи га, из которых 103,3 тысячи га (16% общей площади) – земли сельскохозяйственных угодий, 249,1 тысячи га (39%) – лесные площади,  242,9 тысячи га (38%) – прочие угодья. Неразграниченными государственными землями считаются 1425945 га, или 15% общей площади, числящиеся в административных границах республики. 

Н. Васильева 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *