Свыше 11 миллионов россиян, или 16% работающего населения страны заняты в сфере торговли.
Рассказываем, как меняется ритейл, какие навыки сегодня в нем необходимы и как результаты предстоящей цифровой Всероссийской переписи населения помогут бизнесу правильно спланировать торговую инфраструктуру в регионах.
В последнюю пятилетку ритейл стабильно удерживает лидерство по числу сотрудников. Согласно данным Росстата, в отрасли работает каждый шестой занятый в экономике россиянин. Отрасль традиционно женская: на 61,5% представительниц прекрасного пола приходится 38,5% мужчин. Средний возраст сотрудников торговых компаний – 38,8 года. В бизнесе в основном обладатели дипломов о среднем профессиональном образовании – их свыше 5 миллионов 290 тысяч, еще почти 3 миллиона имеют высшее образование.
В 2020 году, по мнению доцента базовой кафедры торговой политики РЭУ им Г.В. Плеханова Светланы Казанцевой, численность работников ритейла увеличилась за счёт добавления новых форматов торговли. Продолжается процесс и в 2021 году.
Более того, полагает эксперт, запрос на профессиональные качества в ближайшее время поменяется. Будут особенно востребованы специалисты по работе с данными, так как компании, занятые в торговле, стали чемпионами по потреблению как Big Data, так и микроданных.
«В ритейле сейчас острый спрос на менеджеров, компетентных в сфере инфокоммуникационных технологий, – тмечает Светлана Казанцева. – Без обработки большого количества информации невозможно эффективно управлять территориально распределенными сетями с десятками и сотнями магазинов и миллионами клиентов».
Сведения нужны для анализа и планирования деятельности в новых условиях конкуренции. Источником данных становится не только информация непосредственно из торговых залов. Важный пласт необходимых сведений дает муниципальная статистика и самое масштабное статистическое обследование в стране – Всероссийская перепись населения.
Уже сегодня обновленная витрина статистических данных на сайте Росстата позволяет любому пользователю видеть, сравнивать и анализировать ситуацию в ритейле по каждому региону. И такие специалисты, умеющие работать с данными, будут востребованы, считает Казанцева: «Знание современных статистических трендов, умение обращаться с BI-инструментами становятся необходимы тем, кто сегодня хочет строить карьеру в ритейле»/
Среди необходимых навыков современных торговых менеджеров эксперт выделяет способность к гибкой и оперативной реакции на изменения внешней среды, открытость и общительность, что обеспечивает выживаемость традиционных форматов в офлайне.