Российские леса богаты пищевыми и лекарственными растениями. По экспертному анализу эксплуатационные запасы самых распространенных орехов, ягод и грибов составляют 7,4 миллиона тонн, а биологические запасы – 13,4 миллиона тонн. Дикоросы широко используются населением, а для части сельчан их сбор и продажа и вовсе служат средством существования. О перспективах развития сферы заготовки дикоросов и имеющихся в ней проблемах наш разговор с сенатором Татьяной ГИГЕЛЬ.
– Татьяна Анатольевна, какие проблемы, по-вашему, сдерживают развитие этого рынка?
– Прежде всего я бы выделила межотраслевой характер регулирования отрасли. Как пищевые ресурсы дикоросы отнесены к ведению Минсельхоза, при этом они растут на территории лесного фонда, в ведении Минприроды. Отсюда двойное администрирование, несогласованность действий, затягивание принятия решений.
Кроме того, сокращается доля сельского населения и, соответственно, число людей, готовых постоянно заниматься сбором дикорастущих ресурсов леса. Сказывается и климат – ярко выраженная сезонность сборов.
К тому же в отрасли наблюдается дефицит квалифицированных кадров, нет инфраструктуры для полноценной переработки сырья, добавляет проблем низкая транспортная доступность. А то, что часто заготавливают сырье одни, а перерабатывают и реализуют другие, уменьшает объемы и увеличивает цены.
Еще проблема – нет системного финансирования отрасли. Банки очень осторожно подходят к кредитованию компаний, занимающихся закупкой, заготовкой и переработкой дикоросов. Предпринимателям приходится брать кредиты чуть ли не на условиях потребительских займов. При этом по оценкам экспертов в отрасль нужно вложить более 15 миллиардов рублей только для развития закупок. Еще один фактор – НДС 20% «давит» на рынок и вызывает удорожание продукции в торговых сетях и супермаркетах.
Нет единой системы контроля и надзора, не выработаны единые подходы к стандартизации и сертификации в соответствии с международными требованиями.
К главным же проблемам, сдерживающим развитие отрасли, я бы отнесла несовершенство правового регулирования, несогласованность законодательных норм. Заготовка дикоросов регламентируется универсальной нормативно-правовой базой, не учитывающей отличительных особенностей тех или иных видов.
Нужно ускорить принятие проекта федерального закона №548919-7 «О внесении изменений в Лесной кодекс РФ и в закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах и их союзах) в РФ в части совершенствования правового регулирования заготовки пищевых и недревесных лесных ресурсов гражданами для собственных нужд».
– На ваш взгляд, рынок дикоросов у нас в стране легальный или все-таки нет?
– По большому счету рынок легальный. Есть два основных пути попадания дикоросов в экономический оборот: через предпринимателей, заготавливающих их на арендованных лесных участках, и закупки у граждан, собирающих для собственных нужд и продающих излишки без налогообложения. Так называемый «серый» рынок – оборот, не отражающийся в документах, или тот, что по заниженным ценам уходит на экспорт.
– Реально ли его легализовать?
– Думаю, да. Первые шаги уже делаются. Выработанные нашим Экспертно-консультативным советом рекомендации по совершенствованию норм правового регулирования и выработки механизмов государственной поддержки в сфере заготовки и переработки дикоросов направлялись в Правительство России, в профильные министерства и ведомства.
В феврале была принята Стратегия развития лесного комплекса РФ до 2030 года, где предусмотрены меры развития и господдержки в сфере заготовки и переработки пищевых лесных ресурсов. Пункт «Проведение комплексного анализа сырьевой базы пищевых и лесных ресурсов» предполагает размещение сведений в Федеральной государственной системе лесного комплекса.
По мнению экспертов, «серый» рынок во многом связан с тем, что представители иностранных компаний, работающие внутри страны и закупающие продукцию для экспорта, умышленно занижают ее стоимость в 10 – 20 раз, чтобы не возвращать валютную выручку. Я много лет тесно работаю с Союзом переработчиков дикоросов «Национальный экоресурс». По инициативе его президента Юрия Рудакова начала работу цифровая платформа «Дикоросы», которая победила на конкурсе АСИ и Фонда «Росконгресс». Она внедряется в пяти пилотных регионах, готовы подключиться еще несколько.
– В чем ее особенности?
– Она позволит безопасно рассчитываться с участниками рынка, видеть, какие дикоросы заготавливаются, определять места и объемы сбора, то есть упорядочить процесс заготовки и переработки от таежной поляны до стола потребителя. Это повысит доверие потребителей к продукции на основе дикоросов. Даже те, кто продают сырье у обочин дорог на стихийных рынках, смогут делать это цивилизованно.
– С чем связано колебание цен на рынке дикоросов?
– С дефицитом сырья (200% от объема сбора), зависимостью урожая от погоды, временем года – в начале сезона дикоросы дороже, чем во время массового сбора. Влияет и естественная инфляция, и ситуативные факторы, например дефицит средств у закупщиков. А еще в большинстве регионов нет таксационных данных по запасам дикоросов.
Как говорила вначале, объем дикоросов, которые можно извлекать из природы без нарушения экологического баланса, – около 8 миллионов тонн. Сейчас заготавливается около 5% от этого запаса. Перспективы большие, нужно над этим работать.
Н. Васильева