Ветер перемен, или О чем говорят подростки

Дата:

Если слова «гегешечка», «краш» ничего вам не говорят, не спешите обвинять нас в опечатках или бежать на прием к ЛОРу. Все гораздо проще. Это словечки молодежного сленга. Первое означает победу в компьютерной игре, второе – предмет обожания, безответную любовь. Но это лишь песчинка в море жаргона, терминов, сокращений, которые активно используют молодежь и подростки. 

Что такое «кринж» и «рофл» и почему мы в наше время не войсили и не лойсили? И кстати, вы в курсе, что мы все олды?

Для современных молодых людей толковый словарь Ожегова перестал быть авторитетом в вопросах русского языка. Как реагировать взрослым на тинейджерский новояз – бороться или, как говорят сами подростки, «забить»? И не приведет ли общение на сленге к тому, что подрастающее поколение и вовсе забудет грамотную родную речь? Об этом мы поговорили с кандидатом филологических наук Л.И. Толстых.

– Любовь Ивановна, как вы оцениваете современный русский язык?

– Великий и могучий прекрасно приспособлен для выполнения всех своих функций: общения,   получения и передачи  знаний, выражения эмоций. Другое дело, что есть примеры  плохого владения языком. 

– Изменения в языке, чем они вызваны?

– Тенденция понятная:   огромный поток информации заставляет человека минимизировать воспринимаемое. (Помните, одно время в интернете существовала такая оценка чужого сообщения: «Многа букаф, ниасилил»? – Прим. автора). Одна из причин – утрата системы образования в школе. Все  начиналось с этого. Самая большая  боль – это, конечно, неумение современной молодежи выстраивать и связно излагать свои мысли.  Внимание, которое уделялось развитию устной речи, было недостаточным. Спохватившись, ввели в школьную программу риторику. На этих уроках детей учили красиво говорить, выступать перед аудиторией, правильно выстраивать диалоги. Но через некоторое время пришел ЕГЭ…

Современные дети не могут без сленга, потому что он в некотором смысле помогает экономить время при переписке в Сети. К тому же это модно, подростки стремятся слиться с этой средой, чтобы не оказаться «белыми воронами». Но с помощью сленга они высказывают не мысли, а лишь эмоции. При таком подходе многие свои возможности язык может потерять. 

Как помочь учителям? Как сделать так, чтобы школа стала той основой, которая могла бы повернуть детей к нормальному владению русским языком? Я считаю, начинать надо с возрождения настоящих педагогических институтов, которые в незапамятные времена вдруг превратились в университеты и академии. Нужно готовить учителей, а не «специалистов», и продолжать эту работу в  школе. 

 Но такая задача сейчас, прямо скажем, практически невыполнима. Проблему, я считаю, нужно решать на государственном уровне.

– Но ведь подростковый сленг был всегда, не только в наше время?

– Конечно, сленг был, есть и будет всегда. Отрицать появление новых выражений и слов в языке – бесполезно и совершенно бессмысленно. Придет время, и подросток «вырастет» из сленга – точно так же, как он вырастает из старой одежды или обуви, и будет говорить по-другому. Я так и отношусь к этому: пройдёт! Те же, кто не перестанут говорить на языке улицы, увы, останутся позади. Дети, которые «заточены» на успех, в старших классах начинают понимать, что надо быть образованными, грамотными и использовать язык так, как он и должен существовать.

 – Как же быть с распространённым мнением, что сленг разрушает наш язык? 

– Ответ прост – уместность. Правильное употребление сленговых фраз не вредит никому. Когда я читала лекции студентам, у меня они тоже проскальзывали. И не то чтобы я пыталась подстроиться под молодежь, но это помогало более точно донести свою мысль.

Избыток иностранных слов в современной языковой жизни нашего общества ощущается явно. Настойчиво и порой назойливо они лезут в глаза и уши из телевидения и интернета. Но я не думаю, что русский язык рухнет под всей этой шелухой, которой действительно очень много сейчас, он переварит все это. У нашего языка стойкий иммунитет. Например, когда я училась в старших классах, появилось новое слово «ништяк», которое мне буквально резало слух. Сейчас оно практически исчезло.

Конечно, некоторые слова задержатся в речи, но  большинство, могу поспорить,  уйдут.

–  Что делать родителям?

–  Однозначно не стоит запрещать и ругать детей за сленговые выражения и тем более заставлять говорить пушкинским слогом. Причин для паники нет, просто надо принимать перемены и понимать, что это новое поколение и говорит оно по-новому. Современные дети очень творческие, креативные, умные, активные, умеют ориентироваться в компьютерных технологиях. Их язык временами  очень интересно и полезно изучать, особенно если хочется, чтобы между поколениями отцов и детей все-таки «таял лед»

Когда я работала со студентами, завела специальный словарик, как только появлялось новое слово или выражение – записывала. 

Но, общаясь со своим чадом на его языке, не забывайте одновременно подсказывать ему более родные и красивые словосочетания. 

Нас может разделять очень многое: понимание или непонимание новых слов, любовь или нелюбовь к словотворчеству, знание или незнание правил орфографии и т.д. Зато объединяет неугасающий интерес к родному языку.

Язык – одна из величайших человеческих ценностей в культурном пространстве. И, безусловно, надо любить и беречь язык как хранилище культуры.

Кринж – знакомый нам «испанский стыд». Это калька с глагола to cringe – поёживаться. Он ведёт себя кринжово, то есть заставляет других испытывать неловкость за своё поведение. Уверены, что такое поведение со стороны подростка вам знакомо. Но и он о вас так думает, так что вы квиты.

Рофл – громкий смех. Аббревиатура Rolling On the Floor Laughing – «катаясь по полу от смеха», обычно используется как описание чего-то гомерически смешного, но в определённом контексте может значить издёвку или насмешку – рофлить над кем-то.

Войсить – записывать голосовые сообщения, от англ. voice (голос). Относится к любым аудиосообщениям в соцсетях и мессенджерах.

Лойс  – это тот самый лайк (like), кнопка «нравится» в соцсетях. Это намеренное искажение появилось на просторах «ВКонтакте» и быстро закрепилось среди пользователей. Соответственно, «лойсить» – это ставить like, или лайкать.

Олды (от англ. оld — «старый») – это люди старшего поколения. То есть мы с вами. Спокойно! Дышите. Олдами называют и тех, кому всего за 20. А еще тех, кто отстал в чем-то. Первое правило олдов – не говорить на сленге. Особенно в обществе.

Татьяна РУССКИХ

Все самые последние новости в нашем телеграм канале

Отправь другу

spot_imgspot_img

Популярное

Другие статьи

Прокуратура выявила факт незаконной рубли леса в Чемальском районе

Природоохранная прокуратура выявила факт незаконной рубки лесных насаждений на...

«Иль сны приходят. В них я с вами вместе…»

Время летит неумолимо. Изменить чью-то судьбу мы не можем,...