Что такое потребительская корзина, как она связана с инфляцией и почему впечатления о росте цен у людей разные? На эти вопросы читателей отвечают специалисты Отделения – Национального банка по Республике Алтай Сибирского ГУ Банка России.

Что входит в потребительская корзину? 

Если говорить простыми словами, это набор товаров и услуг, удовлетворяющих основные потребности человека: продукты, одежда и обувь, медикаменты, техника, мебель, жилищно-коммунальные услуги и многое другое.

Кто ее формирует?

Потребительскую корзину формирует Росстат. Он оценивает, на какие товары и услуги люди тратят больше всего средств, и включает их в потребительскую корзину. В 2021 году Росстат расширил список товаров и услуг, число позиций в оцениваемой потребительской корзине выросло с 520 до 556. В новый перечень вошли маски, антисептики, компьютерная томография и лекарства, которые используют для лечения коронавируса.

Пандемия внесла и другие коррективы в потребительскую корзину. Люди стали активней подписываться на онлайн- и видеосервисы. Цены на эти услуги теперь тоже будут отслеживать.

При этом некоторые товары вышли из состава потребительской корзины. Так, с 2021 года из списка исключены меховые шапки, кнопочные мобильные телефоны, ковры, наборы мягкой мебели.

Почему люди по-разному воспринимают инфляцию?

У каждого человека есть набор товаров и услуг, которые он чаще всего покупает. Поэтому его личная инфляция может отличаться от официальной статистики. Также многое зависит от восприятия цен. Как правило, люди не обращают внимания на товары со стабильной ценой или на снижение цен, но остро реагируют на их повышение. К тому же мы обычно замечаем, как изменилась стоимость тех товаров и услуг, которыми пользуемся каждый день, но не отслеживаем регулярно, как меняются цены на товары длительного пользования – крупную бытовую технику, электронику.

В январе годовая инфляция в Республике Алтай составила 4,2%. В регионе по сравнению с декабрем 2020 года замедлился рост цен на сахар, подсолнечное масло, хлеб и овощи, подешевели рыбные деликатесы. При этом ускорился рост цен на обувь, парфюмерию, косметику и мебель. Замедлилось снижение цен на авиабилеты.

Отсюда и разница в восприятии инфляции: не все любят рыбу, не все каждый месяц покупают мебель и активно путешествуют.

Банк России считает, что с учетом особенностей национальной экономики оптимальный темп прироста цен – вблизи 4% в год. Он позволяет предприятиям развиваться, а людям – планировать покупки и сберегать средства, не боясь, что их деньги обесценятся.

По прогнозу Банка России, годовая инфляция пройдет пик в феврале и марте, после чего начнет плавно снижаться. С учетом проводимой денежно-кредитной политики годовая инфляция составит 3,7 – 4,2% в 2021 году и останется около 4% в дальнейшем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *