Четыре стены, лица родных, изредка реабилитационные центры… Что мог видеть ребенок с инвалидностью, скажем, лет двадцать назад? Инклюзивное образование многое изменило, однако всех проблем не решило. Как бы мы того ни хотели, в общеобразовательной школе особым детям тяжело, а занятия по индивидуальным программам не всегда возможны. Центр дистанционных образовательных технологий Республики Алтай для детей-инвалидов и их семей — как космический корабль, позволяющий преодолеть немыслимое и добиться того, о чем даже мечтать не смели. О работе этого учреждения наш разговор с заместителем директораЦентра дистанционных образовательных технологий Республики Алтай Н.В.БОРОНКИНОЙ.

— Центр создан в 2009 году в рамках мероприятия «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов»при реализации приоритетного национального проекта «Образование», направленного на развитие дистанционного образования детей-инвалидов с сохранным интеллектом, обучающихся на дому и не имеющих медицинских противопоказаний для работы с компьютерной техникой, — рассказывает Наталья Васильевна. — С 1 января этого года наше учреждение входит в структуру Республиканского классического лицея.Сейчас вЦентре обучаются 50 детей, планируется увеличитьчислообучающихсядо 60. Это ребятаиз разных уголков нашей республики, из 27 школ региона. Сучебными заведениямимы заключаем договорыо сетевой форме реализации образовательных программ — часть обучения проводит дистанционно Центр, часть – школа (очно или учитель приходит к ребенку на дом).

К сожалению, несмотря на регулярные встречи с педагогами и родителями, не все знают о Центре дистанционных образовательных технологий. Тем временем для детей сотрудничество с нашим учреждением открывает большие возможности. Всем, кому мы организуем обучение, в безвозмездное пользование предоставляется компьютерное оборудование (компьютер, вебкамера, наушники, принтер),бесплатно проводится и обслуживается Интернет. В самых отдаленных селах устанавливается спутниковая связь.

Кроме занятий по школьной программе дети с ограниченными возможностями здоровья занимаются в своего рода кружках. Это развивающие программы, которые выбираются исходя из предпочтений ребенка. Для увлекательных занятий воспитанникам также передается оборудование:цифровые фотокамеры, програмированныелего-конструкторы, музыкальные клавиатуры. Детям открывается мир творчества, робототехники, науки. Они перестают остро ощущать границы своего дома, села. С удовольствием принимают участие в конкурсах, выставках регионального и всероссийского уровней. Среди обучающихся Центра немало по-настоящему талантливых детей. Например, после курса «Я играю на рояле» мальчик из Чои стал писать музыку и выступать. Кто-то очень хорошо рисует, декламирует стихи. Ребята охотно участвуют в Фестивале творчества, находят друзей.

— Какие диагнозы у ваших подопечных?

— Больше всего детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, — рассказывает Н.В. Боронкина. — Есть дети с задержкой психического развития, тяжелыми нарушениями речи,слуха, зрения, сахарным диабетом. То есть с теми заболеваниями, которые не влияют на освоение образовательных программ, но при этом рекомендуется обучение на дому.

С особенными детьми работают «особенные» педагоги? Проходят ли они специальную переподготовку?

— Да, учителям мы оказываем методическую помощь, дополнительно они изучают особенности детей с теми или иными диагнозами. Мы обучаем педагогов работе на компьютере по операционнойсистеме Mac OS, методам и приемам работы с детьми-инвалидами. У нас бывает нехватка кадров и таких специалистов, которые работают только с детьми с ОВЗ, навыков работы в республике очень мало. Своих педагогов в Центре семь, остальные совмещают работус уроками в общеобразовательных школах.Они проходят переподготовку как дефектологи и курсы повышения квалификации по работе с детьми с ОВЗ. Подбирается индивидуальная программа для каждого обучающегося.

Стоит отметить, что дети, занимающиеся в Центре, не исключены из образовательного пространствасвоей школы.Они имеют возможностьпринимать участие во внеклассных мероприятиях, праздниках. Новые дистанционные технологии помогают расширять границы, распознавать свои таланты. А главное, продолжить обучение. База для поступления в вузы и ссузы у них есть!

На вопрос, о чем мечтают сотрудники Центра дистанционных образовательных технологий, Наталья Васильевна ответила: о том, чтобы было больше педагогов, специализирующихся на работе с детьми-инвалидами, умеющих учитывать возрастные и индивидуальные особенности каждого обучающегося,умеющих понять и своевременно помочь. А еще о высокоскоростномИнтернете! В отдаленных селах эта проблема еще остается. Например, в Балыкчедля организации обученияребенкаустановили дорогостоящееспутниковое оборудование,которое позволяет ребенку осваивать программу в дистанционном режиме, но связь бесперебойно может работать только в первой половине дня. В связи с чем приходится регулировать расписание занятий.

Несмотря на все организационные трудности, а их не мало, дистанционное образование для большинства детей данной категории, возможно, единственный шанс на получение качественного образования.

Сотрудники Центра будут рады помочьдетям, желающим получить образование в новом для них формате! ЧтобыМир ребенка заиграл новыми красками!

Наталья КОТЕНКО

Добавить комментарий