Мы попытались разобраться на месте, почему увольнение директора Турочакской средней общеобразовательной школы Александра Николаевича Болтухина  вызвало такое широкое обсуждение не только в педагогическом коллективе, где он трудился, но и среди жителей муниципального образования. Учителя разошлись во мнениях. В Министерство образования и науки Республики Алтай были направлены сразу два обращения: одно в поддержку уволенного Болтухина, другое – за нового директора. 

Напомним, А.Н. Болтухин был назначен директором в сентябре 2016 года, во время, когда в Турочаке начались строительство дополнительного корпуса и масштабная реконструкция старого здания школы. За год до этого здесь обнаружили трещины стен и фундамента, которые возникли, скорее всего, в результате землетрясения  еще в 2003-м. Учебное заведение, получив частичные повреждения, тогда не вошло в перечень соцобъектов, восстановливавшихся за счет федеральных средств. Здание признали непригодным, поэтому детей перевели в приспособленные помещения, разбросанные по всему районному центру. Обучение проходило в две-три смены. На Турочакскую  школу  было выделено 380 млн. рублей в рамках федеральной целевой программы «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах РФ на 2009 — 2018 годы».

Работа директора и администрации школы всегда сопровождалась решением актуальных задач по созданию комфортных условий для обучения.

Болтухин, вспоминая тот период, особо благодарит руководителей организаций, которые согласились разместить у себя школьников. Занятия проходили в зданиях ДРСУ, администрации, Дома культуры и других учреждений.

— И газовые баллончики распыляли, и трубы отрывали, да всякое бывало! Дети же! Строительство обсуждали на каждой планерке, спорили, ругались, но находили выход. Благодарен строителям  — сделали всё, что от них требовалось. После сдачи оставались некоторые недоделки. Обращался напрямую к генподрядчику. Мне руководство: мол, куда? Не твой уровень! Уровень-то не мой, а дело-то мое! – делился Александр Николаевич.        

1 сентября 2018-го ребята сели за парты уже в новых учебных классах.

Александр Болтухин отмечает, что у него во всем своя позиция, что он умеет  твердо отстаивать свою точку зрения. Не раз обращался к властям за помощью в решении насущных для школы проблем. Был неудобен вышестоящему начальству – это называет он сейчас  причиной того, что 3 февраля 2021 года ему вручили приказ Управления образования, составленный на основании распоряжения главы района со ссылкой на часть 2 ст. 278 Трудового кодекса РФ, о том, что с ним расторгнут трудовой договор. Данная статья трудового законодательства предусматривает лишь одностороннее решение собственника имущества и не предполагает конкретных объяснений, почему должностное лицо будет уволено.

Около полугода назад Управление образования Турочакского района возглавила Екатерина Заркова, которая в первые же дни своей работы пригласила Александра Болтухина на деловой разговор.

— Екатерина Михайловна предложила мне написать заявление об увольнении по собственному желанию. Я отказался. На что она ответила: работать вместе дальше нам будет очень трудно, — рассказал А. Болтухин, когда мы спросили, почему его уволили, и продолжил: — Потом начались проверки, в том числе инициированные финотделом района. Нарушений не выявили. Замечаний тоже не было.  Получается, причин не нашлось. В день увольнения  мне выплатили компенсацию в размере трехмесячного содержания. На следующий  день я обратился в прокуратуру с просьбой разобраться в законности процедуры прекращения со мной трудовых отношений. Когда меня ознакомили с приказом, не объяснили, почему это происходит. Но в комментариях нашей районной газете причину кадровой замены всё же назвали: «Это продиктовано неэффективной работой административно-управленческого аппарата школы». Считаю, подобные вещи можно оспорить в суде и тягаться до самого лета, до экзаменов. Но ведь в итоге пострадают дети. Поэтому не хочется лишний раз будоражить ситуацию. Успокоиться уже нужно всем. А я не пропаду – руки-ноги есть, — подбадривает сам себя Александр Николаевич, но на счет судиться или нет сказал, что всё зависит от того, как будут развиваться события. – Обидно за то, что много сплетен, грязи распространяется, обидно за людей, которые работали в администрации школы, в моей команде, – нам столько довелось вместе преодолеть!

Накануне Нового года, в декабре 2020-го, труд Н.А. Болтухина был отмечен Почетной грамотой республиканского министерства образования. В торжественной обстановке награду вручил замглавы района К.А. Ивлев, курирующий социальный блок. В конце января с директором Турочакской школы составили допсоглашение к трудовому контракту с некоторыми изменениями условий работы. Документ был выдан на руки за подписью и.о. начальника Управления образования района.

В сегодняшней ситуации поддержать Болтухина морально стараются многие.

— На днях мне позвонили из министерства, посочувствовали и сказали, что я один из лучших директоров школ в нашем регионе. Управлению образования Турочакского района, работавшему в предыдущем составе, министерство образования всегда давало высокую оценку, при этом требования были очень большие. С приходом нового руководителя  Управления почти враз ушли много профессионалов, потому что люди не желают работать под таким началом. И я чувствовал личную неприязнь по отношению ко мне со стороны вышестоящего начальника. Приведу только один пример. По осени в интернате школы пропала водопроводная вода. Время – октябрь, детей нельзя оставлять без воды. Обследовали здание — может, где прорвало. Оказалось, всё в порядке, то есть порыв случился в неизвестном месте, но вне помещения. С просьбой оказать помощь в устранении повреждения и восстановить водоснабжение я обращался в Управление, к заму по соцвопросам, в ДХУ. В итоге было отказано. Тогда сам переоделся в робу, нашел трактор, и вместе с рабочими копали и искали, где порыв. Нашли, исправили. После этого последовала проверка Управления по поводу моего бездействия как должностного лица в школе и отсутствия воды. Другая ситуация: три года назад прошел ураган в Турочаке, ветром разбило окно в интернате, сорвало крышу. Прежнее руководство сразу безоговорочно выделило средства на ремонт – купили новые пластиковые окна, заменили кровлю. Почему такой человек встал у власти? Наверное, с ним комфортно решать свои дела, ведь он, не споря, не имея своего мнения, делает все, что от него требуется, и неважно, честно, справедливо это будет или нет. Прежний руководитель Управления из-за постоянно оказываемого давления была вынуждена оставить работу.  

С 4 февраля вся семья Болтухиных, в которой воспитываются двое детей школьного возраста, находится на самоизоляции по коронавирусу. Поэтому разговаривали с Александром Николаевичем только по телефону.

Чтобы не запутать себя и читателей во мнениях и эмоциях относительно этой ситуации, мы отправились к тем, кто непосредственно участвовал во всём, что получилось, дабы узнать, как говорится, из первых уст, — в администрацию Турочакского района, в Управление образования, в Турочакскую среднюю общеобразовательную школу. Старались поподробнее расспросить респондентов, а какую из сторон принять, пусть каждый решит для себя сам.

***

— Хотелось бы узнать о сложившейся ситуации в Управлении образования Турочакского района. Есть информация, что за короткий срок там прошли массовые увольнения сотрудников. Чем это было вызвано?

— В августе прошлого года в Управлении образования появился новый человек — Екатерина Михайловна Заркова. Новый человек — соответственно, новые требования — ответил Кирилл Александрович Ивлев, заместитель главы МО «Турочакский район» по социальным вопросам. — У каждого руководителя есть свои привычки, есть симпатии, антипатии, и это в любом коллективе. И видно, новый начальник не симпатизировал этим людям. Есть определенный костяк, который начал поиск себе новой работы. Нашли. Кто-то в школу ушел, кто-то в детский сад собрался. Екатерине Михайловне пришлось с этим справляться, брать новых людей на освободившиеся места. Сейчас у нее грамотные люди, она сформировала свой коллектив, который работает на благо района. Ходят слухи, что Екатерина Михайловна жесткая, требовательная. Считаю, каждый руководитель должен быть требовательным. Если иначе, то к чему это может привести? С одной стороны, я знаю её как человека тактичного, грубых слов никогда не скажет. Как специалист — грамотная. Много лет проработала в Турочакской школе учителем биологии, социальным педагогом.

— А почему прежний начальник Управления образования покинул должность?

— Наталья Степановна Черепанова сейчас возглавляет Территориальную избирательную комиссию района. 

— Сколько сотрудников трудятся в Управлении?

— В Управлении образования района работают 20 человек. Имеется еще подведомственная структура – Центр по обеспечению деятельности Управления, его штат состоит из 19 специалистов.

— Каковы функции Центра по обеспечению деятельности Управления образования?

— В свое время выставлялось требование сократить муниципальные службы, поэтому Управление сократили и было принято решение создать этот Центр, часть сотрудников туда и перешли. Там есть методисты, которые занимаются образовательными программами, но в большинстве это, конечно, материально-техническое обеспечение образовательных организаций и самого Управления. Кто ушел? В основном специалисты разного уровня из Центра по обеспечению деятельности.

— Управление образования курирует работу всех образовательных организаций  в районе, финансово-хозяйственную деятельности и осуществляет методическое сопровождение…

— Да, это крупный пласт, вообще на систему образования  направлено 70% муниципального бюджета. У нас всего 25 образовательных учреждений, в том числе 10 школ, 11 детских садов, Центр дополнительного образования детей и  Детско-юношеская спортивная школа.

— С приходом нового начальника Управления образования руководящий состав сменился во всех  подведомственных учреждениях?

— Нет. Поменяли директора только  в Турочакской школе. В остальных подобное даже не предвидится.

— Как я понимаю, в Турочакской школе директор уволен по статье Трудового кодекса РФ, которая не предполагает объяснения причин освобождения от должности?

— Согласно ч. 2 ст. 278 ТК РФ основанием для увольнения является решение собственника имущества. То есть Александра Николаевича Болтухина никто не обвиняет ни в плохом, ни в хорошем. Я его давно знаю: замечательный человек. Ничего плохого о нем сказать не могу. Но требования, которые выставлялись, к сожалению, не были исполнены, поэтому, видимо, пришло время.  Возможно, он найдет себе новую работу.

— У органов власти района имелась конкретная кандидатура на пост директора, которая была готова выполнять все выдвинутые требования и условия, либо было желание убрать Болтухина любым путем и поставить на его место хоть кого, лишь бы снять его с должности?

— Нет, не скажу, что ситуация сошла на личностные отношения. Что-то нужно новое, ротация кадров. Сам с менеджментом связан. В Европе, в России, если приходит новый руководитель, то 30% кадрового состава обновляется. Это считается нормальным. Турочак, конечно, небольшое село, и такие кадровые перестановки очень тяжело сказываются на людях. На встрече с педагогами, которая прошла 11 февраля с участием специальной комиссии Министерства образования и науки РА и представителей районной админстрации, мы увидели, что в Турочакской школе конфликт давным-давно назрел. Ситуация накалена, и мы сейчас её анализируем. Министерству образования спасибо за то, что направило представителей — нам важна точка зрения со стороны. Думаю, что новый директор Людмила Федоровна Авдеева найдет общий язык с каждым педагогом, потому что она грамотный специалист, много лет проработала в административном управленческом  аппарате именно в образовательных учреждениях  за пределами республики и здесь. 

— Каковы итоги вашей встречи с педколлективом Турочакской школы?

— Есть две стороны – за и против принятого решения. Но плохого не говорят ни в адрес Болтухина, ни в адрес администрации. Больше между собой выясняют отношения, друг на друга перекладывают вину. Это внутренний конфликт.

— В чем его суть?

— Тут надо разбираться, он уже не один год. Просто назрел. Кадровая перестановка и увольнение директора подвигли к тому. 

— Бывшему директору вы предложили другую работу? Ведь у него имеется свой опыт и вообще какие-то плюсы…

— В дальнейшем — да, я рассматриваю его кандидатуру… Никто его бросать не собирается — он наш, турочакский…

— Не получится ли так, что, когда школа нуждалась в нем, когда были сложные времена, шли реконструкция, строительство, нужно было привести все в благоразумный вид, разложить всё по полочкам, наладить систему, чтобы все работало, дети учились в достойных условиях, ресурс человека использовался. А теперь он остается не у дел…  И причина этому неясна. По всей видимости, у вас с ним не найден общий язык. Кому директор был неудобен: районным властям или Управлению образования?

— Нельзя сказать однозначно. Тут комплекс проблем вокруг Александра Николаевича. Нет такого, чтобы всё полностью устраивало властей.

— Я думаю, согласитесь, что в системе образования сегодня трудится крайне мало мужчин. Это позиция нашего общества в целом, к сожалению. С детьми работать трудно, зарплаты сравнительно небольшие, да много причин. Но в данном случае человек согласился взять на себя груз ответственности. А тут  принимается решение уволить посреди учебного года без объяснения…

— Это сложность не только для школы, но и для района, мы прекрасно понимаем, что значит поменять руководителя. Но Екатерина Михайловна до этого приглашала Болтухина, разговаривала с ним, поэтому не просто так взяли и уволили. Для него, я думаю, это не было неожиданностью. Может, даже ждал, что такой момент наступит.

— Но подают ведь, что все произошло резко, за полчаса…

— Нет, он прекрасно понимал, чем всё закончится. Может быть, не раскрывал все карты, не рассказывал.

—  Напрашивается вывод, что не совпали точки зрения на решение тех или иных задач. И только по этой причине человек был отстранен.

— Данная статья применяется повсеместно. Недавно в Управлении культуры была подобная ситуация. Тоже вызвали, обсудили, поговорили — и все. Что хорошо в этой статье, так что при увольнении выплачивается три месячных содержания, тем более с зарплатой руководителя это хорошее подспорье. 

***

Далее нас встретила Екатерина Михайловна Заркова, и.о. начальника Управления образования МО «Турочакский район», которая дала следующие ответы на наши вопросы:

— Неясность остается в том, что все скоропалительно, что за полчаса решение было принято, что нареканий открытых к его работе не предъявлялось. Хотелось бы услышать ваше мнение на этот счет.

— Я пришла на должность исполняющего обязанности начальника Управления образования Турочакского района 5 августа 2020 года. Ровно с этой даты пыталась настроить работу в деловом ключе с директором Турочакской СОШ А.Н. Болтухиным. Призывала его. Сама 10 лет была учителем данной школы, знаю ситуацию изнутри, видела, как школа теряет свои лидирующие позиции. Она была на втором месте после Республиканского лицея. У нас всегда было много стобалльников. Постепенно школа опустилась до уровня школ с низкими образовательными результатами. Я сразу обозначила эти болевые точки, ключевые моменты, на которые нужно обратить внимание. Понимаю обеспокоенность учителей: они, скорее всего, в своей жизни, в своей работе не сталкивались с 278-й статьей ТК РФ, которая предусматривает право собственника имущества расторгнуть трудовой договор с директором организации. Поэтому для них это было нечто шоковое. Так как являюсь начальником структурного подразделения администрации района, я напрямую подчиняюсь главе, соответственно, должна исполнять все его распоряжения и указания. 3 февраля в адрес Управления образования поступило распоряжение главы, чтобы на основании ст. 278 ТК РФ я, как учредитель Турочакской СОШ, как и.о. начальника Управления, прекратила трудовые отношения и расторгла трудовой договор с директором школы. Это решение Виктор Валерьевич Осипов со мной обсуждал, согласовывал, узнавал мое мнение, и мы приняли совместно решение о замене директора только для того, чтобы повысить прежде всего качество образования, вывести школу на лидирующие позиции, то есть все это было в интересах детей, но и, во-вторых, чтобы более эффективно велась финансово-хозяйственная деятельность.

— По финансово-хозяйственной деятельности у вас имеются конкретные факты, говорящие о неэффективности, присутствии нарушений, может быть, сообщения о них, итоги проверок?

— Мы только планируем проведение проверки. Сейчас будем проводить инвентаризацию, проверять финансово-хозяйственную деятельность. Надеюсь, что новый директор будет осуществлять эту работу более эффективно. 

— Можно ли утверждать, что методы и подходы работы бывшего директора не совпадали с позицией администрации района и вашего Управления?

— Можно сказать и так. В некоторых вопросах мы не могли прийти к какому-то согласованию, но это никак не перешло в какие-то личностные отношения. Это были только рабочие моменты. Я Александра Николаевича знаю давно, со школы, он старше меня на год. У нас были обычные деловые взаимоотношения и во время, когда я была его подчиненной, и когда пришла и стала его начальником.

—  Видите, он был руководителем, когда шла реконструкция, велось строительство зданий Турочакской СОШ. Нужно понимать, что были определенные сложности в обеспечении образовательного процесса в тот момент. Но время прошло, человеческий ресурс использован, теперь, получается, он стал не нужен… Появились другие требования?

 —  Кадровые решения – это нормально. С точки зрения менеджмента, в управлении они вполне обоснованны. Никто ничего не имеет против Александра Николаевича как человека, и я бы не сказала, что его ресурс исчерпан. Вполне могу рассмотреть его кандидатуру на другое место.

— А вы ему уже предложили что-нибудь?

— Пока нет. Он просто ушел — и все. По-моему, он дома на карантине. Может, придет и мы ещё поговорим. А по поводу того, что он работал  в разрозненных помещениях при строительстве школы,  то все это началось при другом директоре — Ирине Михайловне Барышниковой. Я нисколько не умаляю заслуг Александра Николаевича, но фактически он пришел в период, когда стройка завершалась.

— Какая обстановка сложилась в педагогическом коллективе? Что можете сказать о встрече педагогов с представителями районной администрацией и комиссией министерства образования?

— Комиссия министерства приезжала не для того, чтобы обозначить какие-то пути выхода из сложившейся ситуации, а чтобы разобраться, увидеть все своими глазами, послушать людей. Мы собрали весь коллектив. Каждая сторона высказалась. До этого в Минобразования было направлено два обращения – одно, как я считаю, составленное некорректно, о том, что мы в грубой форме уволили Болтухина. Нет, все было сделано по закону. Второе было за нового директора, то есть в поддержку Людмилы Федоровны Авдеевой. Министерство выслушало «за» и «против». Порекомендовали нам людей сплотить в коллективе. Ну да, ситуация сложная, как показалось, обозначили мне это, сказали, что школа будет теперь на контроле, но мы этого нисколько не боимся. Людмила Федоровна — опытный управленец. В течение многих лет была завучем, прошла переподготовку по менеджменту в образовании и имеет право на ведение профессиональной деятельности в этой сфере.

— Вы надеетесь, что новый директор сможет вернуть позиции школы по образовательным показателям?

— Да. Меня волнует качество образования. Школе необходимо вновь обрести свой давно утерянный статус одной из лучших школ республики. В 2015 году Турочакская школа по итогам Всероссийского конкурса вошла в число 300 лучших сельских школ России. Что касается коллектива, то в любом есть разногласия.

— Отличается лишь степень накала…

— Скажу на это так: учебный процесс вообще никак не пострадал, то есть дети учатся, уроки не прекращались, педагоги выходят на работу и получают зарплату. Как это описано стороной, которая выступает против увольнения Болтухина, что кто-то увольнял завучей, кто-то получил инфаркт и все такое. Я в это не вникала сильно, потому что знаю: все было сделано в рамках действующего законодательства. Думаю, для бывшего директора это не было новостью как гром среди ясного неба. Наша задача в том, чтобы учебный процесс не остановился, чтобы дети ходили и учились. Дети ходят и учатся, все хорошо. Ну а недовольные, они всегда будут. Это прерогатива главы и начальника решать кадровые вопросы. Мы не назначили человека с улицы, которого не знаем, у которого нет соответствующего образования.  Л.Ф. Авдеева — высококвалифицированный специалист, знающий свое дело. Коллектив её уважает, никто, ни один человек не высказался против нее на собрании. По сути, эта ситуация раскачивается людьми, далекими от школы. Я вижу это так. Как охарактеризовала Людмила Федоровна, попахивает даже «навальщиной», когда пытаются втянуть в это и детей. В детских чатах появляются сообщения, что уволили директора, сейчас увольняют завучей. Но это всё неправда.

— Было ли вашей позицией работать с кем-либо, но только не с Болтухиным, или вы искали человека, который действительно сможет вывести школу на новый уровень, а Болтухину решили предложить что-то другое?

— У меня не было позиции убрать Болтухина. У меня была позиция поставить человека, который, по моему мнению, будет более эффективно осуществлять управленческую деятельность в Турочакской школе.

— А эта должность не предусматривает подбор кадров на конкурсной основе?

— Нет.

— Вас не смущало, что решение о новом назначении принималось в середине учебного года?

— Здесь я не могу пояснить. Было решение главы.

— В вашем Управлении в последнее время тоже происходили кадровые смещения, увольнения…

— Увольнений не было. Поясню. Сейчас уже все понимаю, проанализировала. Двое – мой заместитель и экономист – работали будучи на пенсии. Давно было решено, еще до моего прихода. Одна сотрудница к тому времени написала заявление на увольнение. Системный администратор мечтал заняться робототехникой. Сейчас у нас освободилось место в ЦДТ — к сожалению, наш специалист Алексей Тимофеевич  Маклаков умер не так давно. Там очень много детей посещают этот кружок. Он востребованный.  А у нашего Аркадия Валерьевича  мечта сделать в Турочакском районе свой кванториум. Поэтому он ко мне подошел и сказал, что хочет заняться любимым делом – заниматься с детьми робототехникой. Главный бухгалтер нашла более высокооплачиваемую работу в Доме культуры, у нас с ней прекрасные отношения.

— Сколько всего человек ушло за время вашего пребывания в должности?

— Девять. Сейчас штат у нас полностью укомплектован.

— Вы сказали, что министерство порекомендовало наладить атмосферу в педагогическом коллективе Турочакской школы. Что для этого планируется предпринять?

— Турочакская школа всегда была сильной, славилась своими учителями. Там почти все с многолетним стажем. У каждого своя активная позиция, которую они привыкли отстаивать, но не секрет, что в большом женском коллективе могут быть какие-то разногласия. Они были и раньше. Это не значит, что коллектив раскололся сейчас, нет. Я сама там десять лет работала.

—   Принимаются ли попытки сгладить острые углы во взаимоотношениях, может, проводятся совместные мероприятия или что-то еще?

— Кончено. Понимаете, это только вот случилось. Сейчас Людмила Федоровна, я уверена, наладит, восстановит утерянные когда-то хорошие отношения между людьми. Я проблем в этом не вижу. То, что впереди ЕГЭ, да, осознаю. ЕГЭ проводят организаторы. Они все на месте. Никто никуда не ушел, никто не уволен, школа стоит. Пункт проведения экзамена прошел по федеральной базе. Сменили руководителя пункта проведения экзамена, провели его через федеральную базу. Поэтому все хорошо. Я на состоявшейся встрече  с педколлективом заверила министерство, что мы покажем хорошие результаты по ЕГЭ.

— Вы сказали, что с Болтухиным неоднократно обсуждали методы работы по улучшению ситуации. Какие были встречи, решения, рекомендации? Что он не выполнил?

— Не скажу, что мы с ним неоднократно обсуждали методы работы. Просто с самого начала я обозначила, что надо поднимать качество образования. Это приоритет, то есть все в интересах детей.

— С вашей стороны ему оказывалась помощь, например методическая, может,  приглашали дополнительно специалистов? Каким способом пытались изменить положение?

—  Мы никогда не отказываемся помочь. Если к нам обращаются, то помогаем. На базе Турочакской школы долгое время работала заместитель директора по методической работе Татьяна Ивановна Евстропова. Под её руководством действовали стажировочные площадки. Турочакская школа является стажировочной площадкой РИПКРО. Одним из кадровых решений Александра Николаевича было сокращение этого специалиста. Я считаю, что это снизило эффективность работы школы именно по методическому направлению. Там нужна квалифицированная помощь молодым педагогам. Тем более там кадровый голод. Но это везде. Молодые специалисты не хотят идти работать в школу, потому что маленькие зарплаты.

— Болтухин — педагог по образованию?

— Да, педагог. Он учитель физкультуры. По специальности он отработал, по-моему, полгода. Повторюсь, что очень многое накручивают в данной ситуации. По сути, что? Уволили человека по решению, принятому главой. Он имел право принять такое решение, тем более оно обоснованное. Никакой личной заинтересованности в этом не было.     

***

Людмила Федоровна Авдеева, директор Турочакской  СОШ, привела свои комментарии: 

— Я пыталась выяснить, почему жители Турочакского района, учительское сообщество остро восприняли решение властей об увольнении вашего предшественника и разделились на два лагеря. По-вашему, чем это было вызвано? Вы ведь до назначения работали вместе и тоже наблюдали ситуацию?

— Трудно судить. Когда мне предложили заступить на эту должность, то первым делом, конечно, спросила, какие мотивы привели к тому, что убирают предыдущего директора школы. На это мне было сказано, что с Александром Николаевичем Болтухиным расторгнут договор, и указали статью, которая предполагает немотивирование. То есть мотивация она где-то там, внутри, в отношениях  между работодателем и работником. Поэтому причины, по которым он уволен, мне неизвестны. То есть мне озвучили сам факт — человек уволен. Дали время подумать. После долгих мучительных раздумий я  дала согласие.

— Почему коллектив разделился во мнениях?

— Но это всегда бывает, даже и тогда, когда человек не увольняется. Бывают разноречивые мнения о любом начальнике, о любом руководителе, который возглавляет большой коллектив. Что мнения различны, это вполне нормально. Другое дело, когда в этих своих различных позициях можно встать в позу в отношении того, что произошло. Может быть, поэтому произошел такой глубокий разлад. Но, думаю, прошедшая встреча районных органов власти и комиссии министерства с учителями должна привести к какому-то разумному компромиссу, чтобы исчезла напряженность. Там звучали очень хорошие выступления с той и с другой стороны, а также родителей, равнодушных не было в зале. Мы будем стараться сглаживать. По большому счету, все хотят работать, все — честные труженики, но просто разные позиции. Другое дело, говорить это или замалчивать. В коллективе есть те, кто прямо говорит, а есть те, кто свою позицию не выражает открыто. Это нормально. Наше собрание настроило меня на позитив: все должно образоваться, все начнут спокойно работать.

— Вас не смущает, что прежний руководитель работал в таких условиях, где была конфронтация, которая нашла выход именно сейчас? Как вы хотите наладить отношения?

— Я не первый год в этом коллективе. Несколько лет назад работала здесь в качестве заместителя директора по учебной работе, но при другом директоре. Коллектив мне в целом знаком. В последние годы я была учителем русского языка и литературы. Безусловно, трудности будут. Никуда не делись люди, которые категорично не согласны. Но я хочу сказать следующее. Позиция в отношении меня мягкая, никто — ни та, ни другая сторона — не против моего назначения. Может, при их этой  искренней позиции, на что очень надеюсь, мне удастся стать тем компромиссным решением, которое и поможет нам найти консенсус, точку сближения, чтобы дальше работать.

Коллектив очень работоспособный. Когда я пришла сюда семь лет назад из большой барнаульской школы, где была завучем, то была поражена, что где-то вот в глубинке, будем так говорить, школа может быть с таким высоким уровнем образования, с таким высоким уровнем квалификации учителей, работающих здесь. Такого и не предполагала. Я знаю этот коллектив, его  возможности, способности. Да, в последние годы состав обновился. Но ведь всегда нужны свежие кадры. Здесь и молодые начинающие учителя, и стажисты, которые проработали долгие-долгие годы. Есть местные, которые здесь учились и потом, получив диплом, пришли сюда работать, есть приезжие из разных краев и областей. Мне нравится, что здесь люди открытые, прямолинейные, но и совестливые. К этому тоже надо быть готовым – уметь услышать, принять мнение каждого учителя, работника, способствовать тому, чтобы была душевная атмосфера, которая настраивала бы нас и помогла бы решать какие-то очень важные задачи.

— Чего не хватало в коллективе? Что вы хотите внести в него?

— Прежде всего хочется спокойных отношений — без нервозности, без ажиотажа. Я хорошо знаю учебную работу, и для меня её освоить или каким-то образом посмотреть, как она ведется, не составит большого труда, потому что  в качестве завуча отработала 18 лет — управленческий стаж у меня большой. Была замом не только по учебной работе, но и по методической, была завметодкабинетом. Но что касается финансовой и хозяйственной деятельности, то мне предстоит во многое вникнуть. Это очень важный участок работы директора. А чтобы вникнуть, надо, чтобы было спокойно, чтобы все подразделения работали в своем ритме, чтобы у меня было время осознать, понять и вести вот эту часть работы, которая для меня сейчас является, безусловно, очень важной. И нужны люди, понимающие, что не нужны нам эти противостояния.

—  Ожидаются ли в школе кадровые перестановки?

— Я на прошедшей встрече сказала: чтобы не было никаких домыслов, передряг, потому что есть мнение, что пришедший директор якобы имеет явную установку на то, чтобы все здесь поменять, искромсать с шашкой наголо и т.д. Я громко отчетливо  произнесла в присутствии всех собравшихся: никаких кадровых перестановок не ожидается, все работаем в прежнем штатном режиме, не нарушены права ни одного члена коллектива. В ответ — молчание. Если Александр Николаевич считает, что его права были нарушены, то он  должен обратиться в суд, который решит, насколько. Будет так, как решит суд. Я подчинюсь любому судебному решению. Если все вернется на круги своя, я снова стану учителем русского языка и литературы, об этом разговоров нет. Поднимать противостояние в защиту, обрекая школу на проблемы больше, чем они есть, считаю, преждевременно. Нельзя настраивать  ни родителей, ни детей, потому что мы единый коллектив. Без этого единства сотрудничества не будет. Нельзя манипулировать людьми. У нас одно предназначение – мы должны учить наших детей, дать им образование.

— Если А.Н. Болтухину не объяснили причины его увольнения, то он может предполагать, что его права в чем-то ущемлены? С решением о расторжении трудового договора он до конца не согласен?

— Не знаю. Я же с ним не разговаривала по поводу решения.

— Он не приходил в коллектив?

— Нет, не приходил. Были письма педагогов против него и в поддержку, но там нигде не фигурирует, что «вот я  сказал, меня уволили» и так далее. Есть только слова других людей о том, что он уволен неправильно, что он не достоин увольнения. У нас с ним всегда были нормальные отношения. Переговорили только по телефону: «Давайте я вас посвящу,  Людмила Федоровна… У нас ведь всегда были хорошие отношения?» — «Да, Александр Николаевич, и будут».  Вот и весь наш короткий разговор.

Я очень надеюсь на благоразумие каждого члена коллектива. Здесь село, все знают друг друга, и работать иначе просто невозможно.

Очень проникнута оптимизмом. Буду стараться найти методы по сближению.

Выводы о том, кто прав, а кто нет, сделать непросто. Появилось ещё больше вопросов.  Можно согласиться с тем, что школа сдала прежние позиции по образовательным результатам. Тогда за что вручают государственную награду директору? Почему так долго смотрели на то, как тонет корабль, почему не спасали раньше, не предложили помощь? По 278-й статье в Турочакском районе за последнее время было уволено уже несколько руководителей разных муниципальных учреждений. И есть информация, что на очереди еще один директор одной их местных школ, с которым распрощаются таким же образом. Получается, что эта статья стала уловкой и популярным инструментом районных властей расправляться с неугодными и неудобными, несмотря на профессионализм последних. Если конфликт в педколлективе Турочакской школы длится долгое время и о нем известно всем, так чего же смотрели, господа? Позволить довести ситуацию до кипения, до взрыва, до открытой ненависти и противостояния, наверное, тоже должно осуждаться. Даже непосвященному заметно, как много тут накопилось проблем, как много острых углов. Чтобы решить, обойти, сгладить их, потребуется большой труд всех вместе и каждого в отдельности…

Справка ЗА:

В Турочакской СОШ: всего работников – около 150 человек, из них педагогов  — 82, обучается 1092 школьника, 21 ребенок проживает в пришкольном интернате. 

Наталия Манышева

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *