В обычном частном доме в Горно-Алтайске у самой обыкновенной мамы двоих детей на кухне стоит… ткацкий станок. При помощи древнего ремесла молодая красивая женщина Галина Неупокоева создает настоящие произведения народного искусства!
Кто из нас не помнит старинные «бабушкины половички», что были, почитай, в каждом доме? В основном их делали из ветоши: старых рубашек, простыней, иногда в ход шли шерстяные нити и обычные швейные нитки. А в деревнях и вовсе не было возможности что-то купить, и нити пряли из льна, сами же красили. Мастеров, владеющих этим ремеслом, сейчас единицы. И Галина – одна из них. Поэтому знакомству с мастерицей я придала особое значение – ведь своим творчеством и умением она, по сути, позволяет нам, обычным людям, хотя бы немного прикоснуться к старинным традициям, узнать о том, как жили наши предки. 
По образованию психолог, консультант по грудному вскармливанию, волонтер Галина рассказала, чем ее привлекло ткачество, как она постигала старинное ремесло и насколько этот вид рукоделия актуален в наше время.

— Галина, как в твоей жизни появилось ручное ткачество?
— Мое знакомство с этим видом ремесла состоялось в 2002-м — увидела у подруги небольшой ткацкий станок. Необычный процесс очень понравился, через полтора года я освоила ткачество на дощечках. Конечно, начинала с малого — первой работой был пояс, — постепенно переходила к более сложным вещам. Затем муж самостоятельно смастерил вертикальный ткацкий станок, на нем я соткала хлопковую ткань, которая, кстати, хранится до сих пор и с вышитой надписью «Ручное ткачество» используется на фестивалях в качестве вывески. В 2011 году мы заказали горизонтальный станок шведского производства и вместе с мужем стали осваивать его сами — благо информации сейчас предостаточно. Так что, можно сказать, я самоучка..

 — Были ли до этого другие увлечения чем-то из мира ручного творчества?

— Будучи мамой двоих детей, как же я не могла попробовать кучу разных видов творчества (смеется)? А вообще я с детства любила шить, периодически шила повседневную одежду для себя и мамы, костюмы для исторических танцев, по выкройке из «Бурды» сшила себе свадебное платье, были также чехлы для телефонов, сумочки, слинг — тканевое приспособление разных конструкций, используемое для переноски ребёнка в первые месяцы жизни и до 2 — 3 лет. Также вышивала, занималась бисероплетением. Мне всегда хотелось создавать нечто полезное, что можно потрогать руками. Поэтому ткачество не стало полной неожиданностью для меня. Все это было очень органично и, возможно, где-то предсказуемо.

— Само словосочетание «ручное ткачество» у большинства, наверное, ассоциируется с чем-то устаревшим, несовременным, занятием для бабушек в деревне. А на твой взгляд, насколько актуален сейчас этот вид рукоделия?

— Устаревший? Я так не думаю. Наоборот, хэндмейд с каждым годом все больше входит в моду. А секрет в том, что можно совместить натуральный состав, нечто душевное, к чему приложили труд, и современные тенденции. В наше время многим хочется осознавать, что вещь уникальна и неповторима. Это дорогого стоит.
Принцип действия ткацкого станка для современного человека, привыкшего покупать одежду в магазине, отчасти напоминает запуск ракеты в космос – так же масштабно, сложно и непонятно. Однако сам процесс тканья в череде подготовительных работ оказывается самым элементарным по сравнению со всем остальным.
Конечно же, мы не могли упустить шанса посмотреть ткацкий станок в деле. Мастерица нажимает на педали, накручивает узелки, обеими руками берётся за набилки с бердом и сильно ударяет ими прокинутую полоску ткани к переднему навою. Вся операция повторяется много раз. Причём приходится ударять набилками по ряду нити два раза и следить, чтобы на кромке не образовалось петель.

Наблюдая за тем, как ловко у Галины это получается, чувствуя, как просыпается генетическая память и радуясь процессу рождения полотна из нитей, невольно задалась вопросом: сколько метров ткани в день можно соткать?

— Подсчитать чистое время создания одного изделия очень сложно. Сначала нужно определить ширину, длину и плотность полотна. Затем начинается подготовка нитей. В процессе снования мастер должен расположить рядом друг с другом около трех километров нитей (или больше) таким образом, чтобы они не перепутались. У новичков на заправку станка может уйти два-три дня, я сейчас справляюсь гораздо быстрее — примерно за четыре-пять часов. На тканье метра половика с учетом подготовки утка уходит минимум три часа.

— Приходилось ли когда-нибудь сомневаться по поводу своих изделий: понравятся не понравятся, купят не купят, кому это все нужно?

— Вначале сомнений не было, мне все нравилось, — говорит мастерица, хотя тут же замечает на своих изделиях некоторые неточности. — Они появились с опытом.

Галине, как уже настоящему мастеру своего дела, временами свойственна самокритика.

— Чтобы стать музыкантом, нужен слух, а без каких способностей не обойтись ткачихе?
— Прежде всего, — считает мой собеседница, — нужны интерес и усидчивость. Сам процесс весьма кропотливый, требующий немало терпения и сил. Где-то зазевался, пропустил нить — и весь орнамент насмарку. Бывало и так, — признается Галина, — что иногда приходилось заново пробирать часть нитей в галева (петли для образования ткацкого зева) или все нити в бердо, распускать часть сотканного и ткать заново.

 Как автор статьи, предвижу, что здесь некоторые читали спросят: мол, зачем заморачиваться? Проще купить уже готовые вещи! На подобные реплики скажу: действительно, сегодня в хозмагах продаются недорогие индийские коврики разной величины, сделанные ровно по тому же типу. Но, во-первых, стоимость и качество их сильно преувеличены, а во-вторых, сотканные вручную, с душой, они доставят владелице куда большее удовольствие…
— Каких творческих принципов ты придерживаешься в работе?

— Для меня важно, чтобы на выходе изделие стоило не очень дорого и было практичным. Принципиально не использую дорогие материалы, предпочитаю натуральные — хлопковую и шерстяную пряжу. Очень трепетно отношусь к подаркам и дарю свои работы только тогда, когда уверена, что людям это действительно нужно.
— Есть ли какая-то особая философия, которую ты вкладываешь в свои изделия?

— Я делаю только то, что нравится мне самой. Поэтому и знаю, на каком «языке» говорит мой покупатель. Раз он ко мне пришел, значит, в чем-то наши вкусы совпадают! Кроме того, для меня крайне важна экологичность — я люблю ткать из б/у хлопка, тем самым дарю изделию вторую жизнь.
Половики мастерица в основном ткет из нарезанных на узкие длинные полоски (от 0,5 см до 2 см ширины) тряпочек или бюджетной шерстяной пряжи. Правильно изготовленные, хорошо подбитые половики могут прослужить десятки лет, выдержав не одну стирку.

 Однако этим ассортимент не ограничивается — в самом прямом смысле из-под ее станков выходят километры дорожек, сумки, пояса, чехлы для телефонов и табуретов, обмотки (элемент исторического костюма) и даже пончо.

  Твои дети еще довольно малы. Как удается сочетать рукоделие с их воспитанием?

— Дети постоянно требуют внимания. Можно, конечно, посадить их за экраны — но этот вариант нам не подходит. Мои мальчишки — главные почитатели моего творчества, они имеют представление о технологии создания вещей, старший даже самостоятельно ткал небольшие изделия.

Благодаря своему увлечению Галина Неупокоева — неоднократный участник и лауреат различных фестивалей и конкурсов.

На мероприятия девушка наряжается в сарафан с рубашкой и продает свои самотканые изделия. Часто возит с собой настольный ткацкий станок с комплектом челноков и бральниц, показывает гостям процесс ткачества, проводит мастер-классы, собирая большие очереди из желающих постичь ремесло ткачества

— О чем сейчас мечтается?

— У меня, скорее, есть четкие планы, Хочется развиваться, расширять техники, участвовать в ярмарках и фестивалях.

Сейчас гораздо более востребовано ткачество на заказ. Продавать готовые изделия мне гораздо удобнее. Но пока я не нашла такого места, где могла бы мои половики стабильно продавать. В настоящее время реализация изделий осуществляется через интернет-магазин «Ярмарка мастеров» и магазин «Кладовка» в г. Горно-Алтайске.
Благодаря таким энтузиастам, как Галина Неупокоева, это многовековое ремесло возрождается и приобретает новое звучание, как искусство. Ведь так важно не дать порваться ниточке, протянутой нам сквозь века, сохранять и развивать народные традиции. 

Татьяна РУССКИХ

Добавить комментарий