К сожалению, по прошествии всего четверти века в общенародной памяти Алтая постепенно затирались и стали исчезать знаковые имена, с которыми связаны история формирования науки и развитие изобразительного искусства Республики Алтай прошлого века. Как известно, потеря памяти чревата амнезией и деградацией интеллекта, а особенность истории в том, что она имеет свойство циклично повторяться.

Сегодня Владимира Эдокова без преувеличения можно назвать человеком, опередившим свое время. К сожалению, такое понимание приходит, как правило, по прошествии многих лет. В судьбе первого профессионального искусствоведа Горного Алтая как в водах реки отразились все противоречия ушедшей эпохи. Забегая вперед, можно сказать: то, что он делал и о чем мечтал, находит олицетворение только ныне, а многие из его нереализованных идей еще ждут своего часа.

Неискушенному читателю можно напомнить некоторые факты биографии В.И. Эдокова – ученого и человека. Он родился в интеллигентной семье. В 30-е годы его отец был репрессирован, мать одна воспитывала троих детей – Владимира и его братьев Александра и Анатолия. Трудности военного и послевоенного лихолетья наложили свой отпечаток на всю их последующую жизнь.

Если детские годы Володи Эдокова сравнить с ручейком, то его молодость – это уже бурный и быстрый поток, пробивающий дорогу среди завалов и препятствий жизни. В 50-е он окончил факультет русского языка и литературы Горно-Алтайского пединститута, после работал ассистентом кафедры русской и советской литературы. Невзирая на открывающиеся перспективы, он неожиданно уехал в Ленинград. Победила давняя и всепоглощающая любовь к изобразительному искусству. Несмотря на то что в то время в Горном Алтае не было художественных музеев и выставочных залов и все его знакомство с искусством ограничивалось лишь чтением отдельных книг и журналов, Владимиру Эдокову все-таки удалось поступить в Ленинградскую академию художеств.

И здесь случилось своеобразное открытие – он стал лишь вторым алтайцем после Гуркина, учившимся в стенах академии. Напомним, в то время имя Г.И. Чорос-Гуркина находилось под строгим идеологическим запретом, сведения о его творчестве вымарывались отовсюду, так как он считался политически неблагонадежным. Тема Гуркина стала для Эдокова постоянной проверкой на прочность. Это сегодня благодаря ему в Горно-Алтайске стоит памятник художнику и названа улица в его честь, а в то время только за упоминание имени Григория Ивановича человек получал клеймо националиста и противника существующего режима. Несомненная заслуга Владимира Ивановича в том, что он постепенно сумел восстановить память о великом сыне алтайского народа – сначала о его живописи, затем о литературном, политическом и общественном наследии.

Конечно, научно-исследовательская работа В.И. Эдокова не ограничивалась только гуркинской темой. Большой его заслугой стала общественно-просветительская деятельность, благодаря которой появился профессиональный Союз художников Республики Алтай. Владимиром Ивановичем была проведена большая собирательская и экспедиционная работа для формирования фондов Национального музея имени А.В. Анохина. Велись кропотливая фиксация и систематизация всех культурно-художественных процессов от скифо-сибирского стиля Пазырыка до тенденций 90-х годов прошлого века, и даже преждевременный уход ученого в 1995-м не прервал развития заложенных им начал.

Показательным примером сохранения наследия выдающегося искусствоведа могут служить прошедшие после его ухода научные конференции и выставки. Так, музейными работниками была подготовлена большая экспозиция, посвященная его научно-исследовательской деятельности в Национальном музее. В дальнейшем вышли в свет сборник «В.И. Эдоков и художественная культура Республики Алтай второй половины ХХ века» (2006 г.), материалы научных чтений, посвященных 80-летию со дня рождения В.И. Эдокова, «Актуальные проблемы современного искусствоведения в Республике Алтай» (2016 г.).

Об историко-культурной значимости творческого наследия Владимира Ивановича еще будет написано немало, но его роль как для будущих поколений, так и для современников, к сожалению, пока недостаточно раскрыта и ждет своих исследователей.

Театральный критик и искусствовед С.Н. Тарбанакова в течение многих лет собирает обширный архив его статей, а также публикаций из каталогов о художниках (С.К. Янсоне, Ю.Н. Капустине, В.Д. Запрудаеве, К.И. Басаргине, В.Н. Костине, А.В. Панине и т.д.) и других изданий. Используя региональные и краевые СМИ (газеты «Звезда Алтая», «Алтайдын Чолмоны», «Постскриптум», «Алтайская правда» и другую периодику), она готовит опубликованные в них статьи Владимира Ивановича к публикации в виде отдельной книги, содержащей описание художественно-культурной жизни Горного Алтая с 60-х по 90-е годы прошлого века. Данное собрание будет иметь особую историческую ценность, поскольку представленная в нем информация, несомненно, окажется востребована любителями искусства, учащимися и студентами Колледжа культуры и искусства им. Г.И. Чорос-Гуркина.

Но даже здесь возникают определенные проблемы. Кто-то уже втихаря выставляет собранный Светланой Николаевной уникальный материал в интернете, пытаясь на этом заработать. Неизвестному публикатору следует напомнить об ответственности за нарушение авторского права. Да уж, времена и нравы…

В наше время многое поменялось, цифровые технологии открыли новые возможности и доступ к любой открытой информации. Однако новое еще не значит лучшее. Можно привести простой пример, как китайская технология точечной выбивки по черному искусственному камню перекочевала с кладбищ на городские улицы в виде мемориальных досок. На наш взгляд, каждая такая доска как объект культурно-исторического наследия должна быть как минимум произведением искусства, однако уровень художественного образования и интеллекта современных управленцев, согласующих их установку, оставляет желать лучшего.

Объемная модель мемориальной доски, предназначенной для установки на доме по проспекту Коммунистическому, 78, где жил В.И. Эдоков, была создана заслуженным художником РФ В.П. Чукуевым еще в 1998 году, когда вышло постановление Правительства Республики Алтай об увековечении памяти искусствоведа. Но, как известно, воз и ныне там. Нашлись «специалисты», кстати, имеющие научные звания и высокие должности, претендующие на «элиту» республики, которые просто прикарманили выделенные правительством средства. Как видно, история завершает очередной виток, возвращаясь к своему началу, а она ошибок не прощает. Как говорил известный киногерой, сила – в правде. Настоящие открытия ждут нас впереди, когда дневники и другое эпистолярное наследие В.И. Эдокова восстановят историческую правду и круг замкнется.

Алексей Эдоков, кандидат искусствоведения, член Союза художников России, преподаватель Колледжа культуры и искусства им. Г.И. Чорос-Гуркина

мемориальная доска работы В.П. Чукуева
рисунок С.В. Дыкова

Добавить комментарий