В биографии Г.И. Чорос-Гуркина есть одна, исключительной важности, деталь, на которую не обращают пока достаточного внимания. А она этапная в формировании личности. Я имею в виду работу Гуркина учителем. Именно в это же время он познакомился с собирателем алтайского фольклора
А.В. Анохиным, открывшим молодому художнику мир современной живописи. Но факт остаётся фактом: учительство Гуркина, полагаю, должно быть подвергнуто особому исследованию. Идеи Григория Ивановича, в том числе и в сфере образования наших национальных кадров, суждено было воплотить уже другим.

В истории Алтая выбито немало свидетельств не только о знаковых событиях нашего народа, но и пусть об не алтайцах по крови предков, но алтайцах по духовной сути, которые столь много внесли в реализацию гуманистических идеалов Чорос-Гуркина, идеи подлинной государственности. Одним из таких людей наш народ бесспорно считает основателя национальной кузницы кадров, педагога-наставника, выпускника знаменитого ВГИКа, интернационалиста Василия Константиновича Плакаса. После войны, когда перед советским образованием встали новые задачи, Горно-Алтайский облисполком принял решение о реорганизации национального рабфака и создании областной национальной школы, прямо обосновывая это своё решение необходимостью «подготовки квалифицированных кадров из числа алтайского населения». Много лет, до самой своей кончины, школой руководил В.К. Плакас. С именем этого выдающегося педагога связаны самые лучшие традиции школы – воспитание её питомцев в духе гуманизма, высокой нравственности, интернационализма и патриотизма.

Республиканская гимназия имени В.К. Плакаса, а в нашу юношескую бытность – областная национальная средняя школа (ОНСШ) – уникальное учебное заведение. В моём понимании это не обычное общеобразовательное учреждение, как таковое, а один из, я бы сказал, ключевых «народообразующих» факторов. Национальная школа, которая сегодня называется республиканской, определяется не только языком, традициями, культурой, но и «фактором национального состояния». Именно это животворящее наполнение несёт в себе школа Плакаса!

Когда я размышляю о школе В.К. Плакаса, волей-неволей на ум приходит сравнение с той ролью, которая была возложена в России на Царскосельский лицей. Ведь это было отнюдь не только привилегированное учебное заведение для детей дворян, где они приобретали знания, как таковые. Там были особые условия учёбы и воспитания. Не образование даже стояло во главе угла, а формирование личности. Рождение тех самых Светочей русской нации. (К слову, такие школы, куда устраивали одарённых ребят, в Средневековье были в Японии и Китае. Одно дело учебный процесс открывать, другое дело – отобрать – кто из детей куда пойдёт по своим наклонностям и способностям!..)

Учащиеся, окунаясь в особую атмосферу, находили верных друзей, до конца дней сохранивших преданность нерушимому братству. В русской истории Царскосельский лицей известен в первую очередь как школа, воспитавшая Пушкина и воспетая им. И дело даже не в обучении, как таковом. Лицеистам прививался пульс времени, незаскорузлость и самобытность мысли. Среда рождала уникальные личности. Это же мы видим и в истории Алтая, на ярком примере национальной школы
В.К. Плакаса. Этот Просветитель особен тем, что заложил самобытную педагогическую основу, создал новую систему отбора. Сам лично каждый год выезжал по всем горам и аймакам, занимался отбором. Сейчас же отдают предпочтение дистанционным экзаменам или ЕГЭ, как таковому. А Плакас исповедовал живое общение с детьми и их родителями. Это была целенаправленная система обучения и воспитания. Безусловно, В.К. Плакас опирался на государственные стандарты, но вкладывал свои методы, своё видение, свой подход, вёл обучение на основе традиций Алтая, духовных богатств Алтая. Главный вопрос, который он ставил перед собой и педагогическим коллективом (равно как и главную цель) – во имя чего?

Я сам имел счастье и удачу простого алтайского мальчика из далёкого урочища Салдьар, которое не только затерялось в горах, но нынче даже не значится на карте Алтая, пройти великую и самобытную школу В.К. Плакаса, благословившего меня на большой и достойный жизненный путь. Помню, как до самого отбоя не затухал свет: кружки, беседы, встречи с интересными людьми. Всё было наполнено светлым духом общения, взаимообогащения. Коллективизм сочетался с раскрытием индивидуальных особенностей подростков. В.К. Плакас формировал в каждом из нас личность гражданина-интернационалиста. Именно исходя из этого постулата он подбирал и педагогические кадры: брал лучших из лучших, формируя из них педагогическую элиту Алтая.

За семь десятилетий гимназия стала заметным явлением в образовательной и духовно-культурной жизни Республики Алтай. Вне сомнения, она и в дальнейшем будет достойно и весомо укреплять статус Республики в её образовательной и духовной составляющей, нести в большой мир идеи нашего самобытного и уникального народного мыслителя Григория Ивановича Чорос-Гуркина. Республиканская гимназия, по достоинству обретшая имя В.К. Плакаса, являет собой лучшее общеобразовательное учреждение, которому доверено по праву быть включенным в число ассоциированной сети школ ЮНЕСКО.

Когда я сегодня открываю дверь нашей республиканской гимназии (простите – она теплее для меня, как ОНСШ), меня охватывает дух, навеянный самим великим Учителем Василием Константиновичем Плакасом. Он учил нас думать, воспитывал в нас чувства любви к своей родной земле, знания истории Алтая, уважительного общения между детьми разных национальностей. Абсолютно убеждён в том, что сегодня, когда мы стоим перед новыми вызовами, нам нужны вот такие Учителя и такие Школы!

…Никогда не забудется, как в 1975 году на уровне ряда «особо бдительных» представителей руководства области была попытка закрыть нашу школу и главным мотивом было то, что «там не обучаются дети чабанов, а сама школа «превратилась в царский лицей». Это сегодня мы горды, что школа сохранила частицу традиций знаменитого Царскосельского лицея,о котором я вскользь упомянул уже выше. Тогда представители нашей интеллигенции, плечом к плечу с преемником В.К.Плакаса Вязниковым Александром Хрисановичем (имеющим за плечами фронтовую закалку, несущим в себе верность общему делу и несгибаемый дух), встали на защиту, сказав своё решительное «НЕТ».

И в этот критический момент удивительные пассионарные качества личности проявила Учитель с большой буквы Роза Санабаевна Алушкина. О ней очень ёмко выразился один из знаковых выпускников ОНСШ, яркий представитель современной духовной элиты Алтая, бывший член Общественной палаты России Эдуард Васильевич Бабрашев: «Она являла собой живое воплощение предначертанности духа уникальной национальной школы. Именно на ней долгие годы держались плакасовские скрепы «Царскосельского лицея на Алтае».

На сторону нашей интеллигенции твёрдо встал тогда первый секретарь правления, автор эпохальных творений – романов «Строговы», «Соль земли», «Отец и сын», «Сибирь», «Грядущему веку» Георгий Мокеевич Марков, Председатель правления Союза писателей СССР и дважды Герой Социалистического Труда. Офицер-фронтовик, человек подлинно сибирского духа, он имел мужество сказать своё весомое слово, которое не могло быть неуслышанным. Знаковый писатель очень сильно тогда поддержал Алтай: школу восстановили.

Я убеждён, что если бы была учреждена медаль ЮНЕСКО «За подвижничество», она была бы присвоена В.К. Плакасу! Если бы у нас, на Алтае, была бы учреждена медаль Пассионария Г.И. Чорос-Гуркина «За самопожертвование личности», она (вне сомнения!) была бы присвоена Василию Константиновичу Плакасу.

Диман БЕЛЕКОВ

Добавить комментарий