15 января исполнилось 85 лет со дня рождения выдающегося ученого, одного из столпов Научно-исследовательского института алтаистики, талантливого искусствоведа Владимира Ивановича Эдокова (1936 — 1995 гг.).

В ХХ столетии в Горном Алтае появился ряд людей, творческая и общественная деятельность которых определила развитие национальной художественной культуры. Именно такой яркой личностью в сфере духовной жизни Горного Алтая второй половины XX века стал ученый, деятель культуры Владимир Эдоков, оставивший значительный след в искусствоведении Горного Алтая, Сибири и России в целом.

В.И. Эдоков был личностью многогранной, его научное наследие до сих пор изучено мало. Он являлся первым алтайским искусствоведом, известным ученым, посвятившим свою жизнь, творчество и практическую деятельность изучению, развитию и становлению изобразительного и декоративно-прикладного искусства Горного Алтая, национальной художественной культуры.

С самого начала становления института алтаистики считалось, что в алтайской науке ведущие позиции занимают фольклористы, историки и языковеды, все остальное являлось как бы приложением к основным направлениям. Но со временем отношение к науке резко изменилось. В социуме начали развиваться профессиональное искусство и культура, которые стали играть важную роль в духовной жизни алтайского общества. И тогда возникла необходимость анализировать эти явления. Владимир Иванович первый занялся исследованием развития культуры и профессионального искусства.

Он родился 15 января 1936 года в Ойрот-Туре. Его отец Иван Ильич Эдоков был популярным в 30-е годы поэтом, переводчиком, мать Дарья Ефимовна – акушеркой. Отец сгинул в 1938-м в тяжелое время довоенных репрессий. Владимир Иванович с детства хорошо рисовал и жадно читал все, что касалось искусства, посещал изостудию в городском Доме культуре, которую вел художник А. Луппов. Окончив семь классов, Эдоков поступил на подготовительное отделение Горно-Алтайского педагогического института, после чего учился на факультете русского языка и литературы, который окончил в 1957-м. Затем он в течение года работал лаборантом и ассистентом на кафедре русской и советской литературы.

Кажется, в конце 50-х В.И. Эдоков определился в своей профессии, но неожиданно для окружающих поехал поступать в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина, входивший в состав Академии художеств. И, несмотря на большой конкурс, поступил.

Эдоков стал учиться на теоретическом факультете и в качестве вольнослушателя заниматься на живописном факультете в мастерской Е.Е. Моисеенко, народного художника СССР. Учеба одновременно на двух факультетах была успешной, но к пятому курсу, когда настало время сделать окончательный выбор, он остановился на истории искусств, решив, что это нужнее. Учеба в академии совпала с хрущевской «оттепелью». Художники, как и вся интеллигенция, жадно прислушивались к свежим веяниям художественной жизни. Это было время, когда открывались новые направления, воскрешали забытые имена художников. В академии же Владимир Иванович ознакомился с творчеством алтайца-художника Григория Ивановича Гуркина, учившегося там 60 лет назад. В этот период учебы Эдоков собрал много интересных материалов о его жизни, годах обучения и написал о нем дипломную работу. Так еще со студенческой скамьи жизнь и творчество великого алтайского художника стали отправной точкой его дальнейших исследований.

В 1963 году, окончив академию, Владимир Иванович вернулся на Алтай. Два года преподавал рисование в педагогическом училище, а с 1 января 1966-го перешел в Горно-Алтайский научно-исследовательский институт истории, языка и литературы (ныне НИИ алтаистики им. С.С. Суразакова), где работал до конца жизни. Именно тут началось становление ученого и искусствоведа Эдокова. Здесь Владимир Иванович прошел путь от младшего научного сотрудника до заведующего сектором народного творчества, который возглавлял около десяти лет, а в последние годы жизни организовал сектор искусствоведения.

Вернувшись на родину, В.И. Эдоков начал собирать в особый творческий коллектив художников, работавших в Горном Алтае. В июне 1969-го он был избран председателем Общественного совета художников при областном Доме народного творчества. Занимал этот почетный пост до января 1988-го, когда благодаря усилиям Эдокова, его коллег и руководства области был создан Союз художников Горно-Алтайской автономной области.

С самого начала своей творческой деятельности В.И. Эдоков занимался пропагандой творчества своих современников, писал различные материалы об изобразительном искусстве: обзоры, творческие портреты, заметки, аналитические статьи. Всего в областных и краевых газетах он опубликовал более трехсот статей на русском и алтайском языках об изобразительном и декоративно-прикладном искусстве не только Горного Алтая, но и Алтайского края в целом. Эта работа имела большое значение как для самих художников, так и для широкого круга зрителей. Эдоков воспитал целое поколение молодых мастеров, способствовал их творческому росту, учитывая индивидуальность каждого, помогал выбирать темы и направления в искусстве, и они вырастали в настоящих мастеров. Одновременно он открывал творчество молодых для широкого зрителя.

Его искусствоведческие и эстетические принципы основывались на внимательном отношении к личности художника, построении своих выводов на фактическом материале, глубоком и точном анализе. В его работах всегда присутствовали доброжелательное напутствие и интересный разбор творчества, живописность и образность языка, вместо стандартных оценок – точность наблюдения, лаконичность характеристик, совершенство композиции, логичность выводов и обобщений, и в результате – глубокий анализ явлений изобразительного искусства. В них отразилось литературное дарование Владимира Ивановича. Прекрасная литературная форма делает эти серьезные научные работы легко и с интересом читаемыми.

Он принадлежал к тому типу ученых, у которых широк круг интересов: живопись, скульптура, графика, монументальное, декоративно-прикладное искусство, народное творчество, вся художественно-культурная жизнь Горного Алтая в течение двадцатого века. Внимательно и профессионально он обращался к прошлому и современности, но главной для него всегда оставалась тема Г.И. Гуркина, прошедшая красной нитью в его работах. В 1967 году вышла его первая монография о великом земляке, а в 1971-м он защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата искусствоведения по теме «Г.И. Гуркин – первый алтайский художник».

Сегодня мы с гордостью говорим, что Г.И. Чорос-Гуркин является национальным достоянием не только алтайского народа, но и всей Сибири. Появилось много исследователей, посвятивших себя изучению его жизни и творчеству. А в 60-х годах и позднее отношение к Гуркину было отрицательным. Даже после формальной реабилитации в 1956-м с его имени не был снят ярлык антисоветчика и националиста. Обсуждение готовой диссертации ученого о творчестве Г.И. Гуркина в стенах обкома КПСС было разгромным, и только через два года В.И. Эдокову удалось защититься.

Все это время, несмотря на противодействие, Эдоков старался вернуть имя художника в духовную жизнь Горного Алтая. Он написал о нем три монографии, опубликовал десятки статей в научной и периодической печати. По существу, благодаря многолетней деятельности искусствоведа Эдокова имя Гуркина, широко известное на заре XX в., а с 1937 г. выброшенное из культурной жизни Горного Алтая, вернулось к своему народу. Сейчас в Национальном музее есть залы с экспозицией его работ, проведено несколько научно-практических конференций, изданы ряд сборников, в частности «Возвращение», книги репродукций картин художника, каталог его работ и, наконец, поставлен памятник на площади, носящей его имя. Символично, что последняя книга Владимира Ивановича имеет название «Возвращение мастера».

И все же свои книги о Г.И. Гуркине В.И. Эдоков называл лишь подступами к серьезному научному исследованию о творчестве художника, которое еще предстоит сделать. Гуркинскую тему ученый считал неисчерпаемой, постоянно повторяя, что Григорий Иванович надолго опередил свое время.

Эдоков, по сути, заново открыл и другого забытого художника – Н.И. Чевалкова (1982 — 1937 гг.), выпустив в 1971 году о нем монографию «Н.И. Чевалков. Очерк о жизни и творчестве». В 20-е годы XX столетия любители искусства Сибири называли Николая Ивановича «алтайским Гогеном». Теперь его работы занимают достойное место в экспозиции музея, о нем написаны статьи и книга. То же самое можно сказать и о творческом наследии первого алтайского скульптора Я. Мечеша, о графиках А. Каланакове, Г. Бекине и других первопроходцах алтайского искусства. Их имена благодаря усилиям В.И. Эдокова возвращены в культурную жизнь республики и страны в целом.

Одновременно ученый изучал декоративно-прикладное искусство своего народа. В 1971-м вышел альбом «Алтайский орнамент», составителем и автором вступительной статьи стал В.И. Эдоков.

Этот период времени его жизни и творчества совпал с созданием сектора народного творчества в институте, заведующим которого он стал. Большой его заслугой является организация множества экспедиций по сбору фольклора и предметов декоративно-прикладного искусства. Фольклорный материал, собранный в 70 — 80-е гг. XX века, представляет ныне богатейший фонд НИИ алтаистики. В.И. Эдоков так говорил о своих экспедициях: «Мы собираем догорающие угольки большого костра народного творчества, пылавшего в прошлые века».

Ныне покойная доктор филологических наук З.С. Казагачева говорила, что в Эдокове «поразительно уживалась любовь к науке, искусству, архивам, серьезной кабинетной работе с любовью к жизни, друзьям, веселым компаниям, застольям. Он обладал тонким юмором. В нем было много из того, что было присуще первому поколению институтских коллег, начиная от С.С. Суразакова и других: последовательность во взглядах, раскованность в суждениях, абсолютное отсутствие высокомерия и двоедушия, много детского, наивно-романтического отношения к повседневной житейской суете. Их всех объединяла самозабвения преданность к своей работе в институте».

Он провел большую работу по подбору и воспитанию кадров для сектора народного творчества. Помогал сотрудникам собирать материалы, редактировал статьи для публикаций. Сектор окреп благодаря его организаторским усилиям.

Но главной для него всегда оставалась работа исследователя, ученого. Изучение творчества отдельных художников, декоративно-прикладного искусства алтайского народа явилось только отправной точкой для обширного труда «История развития народного декоративного и современного профессионального изобразительного искусства Горного Алтая». В этой работе ученый писал о взаимосвязях в этих видах искусства, делал сравнительно-исторические сопоставления с искусством других, в прошлом кочевых, народов Сибири, Средней и Центральной Азии. Это позволило ему выявить общность многих изобразительных принципов, восходящих к древним пластам археологических культур (эпоха Пазарыка III — V вв. до н.э.), и подойти к общим корням этногенеза родственных народов.

Его научное наследие составляет восемь монографий, 40 научных статей на русском и алтайском языках, более трех десятков вступительных статей, предисловий к альбомам и каталогам, 302 газетные статьи, а также девять альбомов, посвященных творчеству отдельных художников.

Владимир Иванович многократно выступал по исследуемым проблемам на международных, всесоюзных и региональных научных конференциях, в том числе в Веймаре, Ташкенте, Москве, Ленинграде, Новосибирске, Душанбе, Элисте и т.д. Он также участвовал в обсуждениях зональных и республиканских выставок, на семинарах и симпозиумах искусствоведов, проходивших в Домах творчества «Паланга» и «Челюскинская». Его выступления вызывали широкий резонанс.

В течение всей жизни В.И. Эдоков вел практическую работу. Член Союза художников с 1973 года, он активно участвовал в деятельности Алтайской организации Союза художников РСФСР, затем Союза художников Республики Алтай: был постоянным членом выставкомов, руководителем секции критиков, а с 1975-го – участником пресс-группы зонального выставкома «Сибирь социалистическая», членом творческой комиссии по критике и искусствознанию правления СХ РСФСР и комиссии при Сибирском и Дальневосточном отделениях Академии художеств СССР, неоднократно участвовал в работе пленумов СХ СССР и РСФСР.

В.И. Эдоков провел большую работу по воспитанию национальных художественных кадров. Много талантливых ребят он находил на детских выставках, оказывал им помощь при поступлении в Алтайское художественное училище, в художественные вузы страны. В их числе заслуженный художник РФ С.В. Дыков, Е.А. Корчуганова, А.В. Эдоков, В.С. Торбоков, рано ушедший талантливый график Г. Токоеков и многие другие.

Много лет Владимир Иванович был членом правления республиканского отделения общества «Знание», в котором руководил секцией литературы и искусства. Он читал лекции по изобразительному искусству во всех районах республики. Кроме того, в педагогическом институте и институте усовершенствования учителей вел факультативный курс «Культура и искусство Горного Алтая». С его именем связана и деятельность Национального музея. Долгие годы художественная коллекция картин и предметов декоративно-прикладного искусства собиралась под его руководством. Он внес огромный вклад в развитие изобразительного и декоративно-прикладного искусства, духовной жизни Горного Алтая второй половины ХХ века.

После его ухода минуло двадцать пять лет. С горечью ощущаешь, что образовался огромный вакуум в нише науке и культуры.

Свою последнюю статью о выдающемся алтайском ученом С.С. Суразакове он назвал «Человек на все времена». Но и сам Эдоков остается в памяти друзей, ученых, художников, коллег, почитателей его таланта Человеком на все времена.

С.Н. Тарбанакова, кандидат искусствоведения

Добавить комментарий