«Изучение и обсуждение вопросов культуры евразийских народов в контексте сценического искусства является актуальным для решения острых проблем современности», — отметил в преддверии Международного театроведческого форума «Эпическое наследие народов Евразии в сценическом воплощении», проходившего с 21 по 24 ноября в Национальном театре им. П.В. Кучияка, депутат Государственной Думы РФ Иван Белеков. Он подчеркнул, что разрабатываемые эпические темы на сцене способствуют осмыслению общности человеческих ценностей и исторических судеб народов Евразии.

В форуме, который за три дня посетили свыше тысячи человек, приняли участие ведущие российские и зарубежные эксперты в сфере театрального искусства, деятели искусства и науки из Азербайджана, Казахстана, Чехии, республик Башкортастан, Калмыкия, Татарстан, Тыва, Саха (Якутия) и Хакасия. Учредителями мероприятия выступили Министерство культуры Республики Алтай  при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Правительства РА, Национальный театр имени П.В. Кучияка, Алтайское республиканское отделение Союза театральных деятелей РФ, соорганизаторами – Горно-Алтайский государственный университет и НИИ алтаистики им. С.С. Суразакова. Целью ставилось выявление современных возможностей театрального искусства при решении актуальных проблем исследования и  сохранения эпического наследия народов Евразии. По итогам форума планируется издание сборника материалов.

21 ноября в Национальном театре  им. П.В. Кучияка по эпосу А.Г. Калкина прошел новый показ спектакля «Маадай-Кара», поставленного в прошлом году известным якутским режиссером народным артистом России Андреем Борисовым.

22 ноября в фойе театра состоялась презентация передвижной выставки «Из истории Национального драматического театра имени П.В. Кучияка», на которой были представлены редкие архивные фотографии первых организаторов, руководителей и актеров театра, и описание истории его становления.

В тот же день в Большом зале Национального театра состоялись открытие и пленарное заседание форума. Собравшихся приветствовали исполняющий обязанности заместителя Председателя Правительства РА Игорь Коршунов,  председатель Комитета Госсобрания – Эл Курултай по национальной политике, образованию, культуре, общественным объединениям и СМИ Наталья Екеева и  исполняющая обязанности министра культуры РА Ольга  Антарадонова. Выступавшие подчеркнули особую значимость мероприятия в череде культурных событий, посвященных Году театра  в Российской Федерации. Ольга Антарадонова зачитала участникам, организаторам и гостям форума приветствие министра культуры РФ Владимира Мединского.

После пленарного заседания работа форума продолжилась в секциях «Театральное искусство и эпическое наследие в условиях трансформации социокультурного пространства» и «Жанровое многообразие и языковая стихия при работе с аутентичными текстами эпического наследия».

Вечером гости из Якутии представили зрителям спектакль-олонхо «Кыыс Дэбилийэ» Н.П. Бурнашева (совместный проект Театра олонхо и Арктического института культуры и искусств, режиссер М.М. Маркова).

23 ноября состоялся «круглый стол» «Эпическое наследие тюркских народов», в котором приняли участие российские и зарубежные ученые, работники культуры и представители творческих коллективов Республики Алтай. В театре прошли мастер-классы по режиссуре и  написанию рецензий на спектакли, а также концерт этногруппы «Тюрк Кабай» (солисты – заслуженный артист РФ Болот Байрышев, артисты Национального театра Айдар Унатов и Вадим Деев).

В тот же день в Национальном театре состоялась пресс-конференция, в ходе которой театроведы  подвели итоги трехдневного марафона.

По мнению Андрея Борисова, идея проведения Международного театроведческого форума на Алтае очень закономерна и органична, поскольку культура многих народов России берет начало на Алтае.

Значимость данного проекта, считает Андрей Саввич,  трудно переоценить, поскольку требуется осмысление эпического наследия с точки зрения науки. А за визуализацией эпосов, убежден режиссер, – будущее всех российских национальных театров.

Андрей Борисов рассказал о творческих перспективах руководимого им Театра олонхо, который действует в Якутске уже более десяти лет. (Примечание редакции: Театр олонхо ставит спектакли на основе древнего якутского эпоса. Артисты, используя импровизацию и сказительское мастерство, соединяют этнический фольклор, танцы и песнопения).

Андрей Саввич также ответил на вопросы журналистов, касающиеся необходимости подготовки зрителя к восприятию новых форм сценического воплощения эпического наследия и важности обмена опытом для актеров и режиссеров.

О важности поиска новых форм сценического воплощения эпического наследия,которые могли бы привлечь на спектакли зрителя, говорила театровед, старший эксперт Центра социокультурных экспертиз кандидат искусствоведения Елена Покорская (Москва).

«Для этого и нужны такие встречи, когда люди разных специальностей, имеющих отношение к театру, – критики, ученые, практики, режиссеры и актеры, – могут во взаимодействии найти точку отсчета и перспективу своей работы», — подчеркнула гостья.

«На форуме собрались люди, влюбленные в эпос, объединившиеся вокруг Андрея Саввича Борисова – человека, создавшего театр эпоса», — отметил доктор философии по искусствоведению, профессор Азербайджанского государственного университета культуры и искусства Айдын Юнус Оглы Талыбзаде.

Отвечая на поступившие вопросы, театральный критик подчеркнул необходимость творческого подхода к эпическому наследию предков.

Профессор Казахской национальной академии искусств им. Т. Жургенова кандидат искусствоведения Сания Кабдиева считает, что эпос – важнейшая составляющая репертуарной политики любого национального театра. Театроведы рассматривают его не только как культурное наследие, но и как фактор развития национального театра.

В эти дни участники форума, отметила Сания Дуйсенхановна,  увидели два спектакля, продемонстрировавшие, какими разными могут быть подходы к сценическому воплощению эпического наследия. Для того чтобы люди его не забывали, важна деятельность театров, нацеленная на развитие способов представления эпоса на театральной сцене и их созвучие требованиям времени.

«Каждый народ Сибири и Евразии в целом имеет богатое фольклорное наследие, — заметилапрофессор кафедры философии Тывинского государственного университета, главный научный сотрудник ТИГИ, заслуженный работник образования Республики Тыва, доктор культурологии, кандидат искусствоведения Айлана Кужугет. -Однако изданные тома стоят на полках библиотек нетронутыми, потому что эпос очень трудно читать».

В данной ситуации новые сценические формы, которые предлагают якутский Театр олонхо и другие театры, воплощающие на сцене героический эпос, – это единственный выход и главная возможность популяризации эпического наследия,  убеждена гостья.

В ходе пресс-конференции своими мнениями с журналистами поделились также Нияз Игламов, руководитель литературной части Татарского государственного академического театра им. Г. Камала, преподаватель Казанского государственного университета культуры и искусств, член экспертного совета российской национальной театральной премии «Золотая Маска», и Светлана Тарбанакова, заслуженный деятель искусств Республики Алтай, председатель Алтайского республиканского отделения Союза театральных деятелей РФ.

Алексей МИШИН

Фото Владимира Сухова

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *