Комсомольский поход к верховьям Катуни

Дата:

Тридцать лет назад в Онгудайском районе помимо проводившегося тогда первого в истории нашего региона праздника Эл Ойын произошло еще одно знаменательное событие. Тогда, в 1988 году, в большой стране под названием СССР широко отмечался 70-летний юбилей ВЛКСМ. В рамках этого мероприятия в районе возникла идея отправить экспедицию, состоящую из молодых комсомольцев, к истокам Катуни на ледник Геблера.

Об этом походе коротко рассказал непосредственный участник тех событий председатель райсовета Эдуард Текенов.

• Да, действительно, в 1988 году состоялось такое интересное восхождение к истокам Катуни. Тогда я работал инженером-гидротехником в колхозе имени Карла Маркса. В июле сказали, что Онгудайским райкомом комсомола организовывается экспедиция к верховьям Катуни. Целью стал ледник Геблера – это южная сторона горы Белухи, противоположная сторона Ак-Кема. Первым секретарём райкома ВЛКСМ тогда работал Сергей Тарханов, он мне позвонил и рекомендовал мне и моей супруге Ульяне войти в состав экспедиции. Мы, долго не раздумывая, согласились. Тогда сформировалась наша молодежная команда, в которую вошли Александр Судуев, Аспан Боктунов, Марина Такаракова, Иван Пупыев, Чечек Чекурашева (Бакчабаева), Ульяна Текенова, Инга Сумечекова (Белекова), Татьяна Пичеленова (Неметова), Виктор Иртамаев и я.

До этого в армии я немного занимался скалолазанием и альпинизмом, за плечами было восхождение на гору Арагац – высочайшую вершину Армении. То есть была кое-какая подготовка. А возглавил экспедицию инструктор-альпинист Виктор Иртамаев, работавший учителем в местной школе. Мы знали, что он был опытным скалолазом, побывавшим и на Памире, и на Кавказе, и потому целиком и полностью ему доверились. Сейчас мало кто знает Виктора Анатольевича как опытного альпиниста, но в то время он много тренировался и имел хорошую подготовку.

Кроме того, мы были молоды, поэтому какой-либо боязни совсем не испытывали. Наоборот, всем было интересно, все жаждали сходить в горы.

Торжественно провожали нашу экспедицию здесь, в Онгудае. Там, где сейчас расположена библиотека, раньше был райком ВЛКСМ. С напутствованными словами выступили первый секретарь Сергей Тарханов и инструктор райкома партии Антонина Саламова. Мы с супругой ждали машину в Караколе, там нас по пути и посадили. На транспорте, который предоставил райком комсомола, к вечеру мы уже приехали в село Кучерла. Составили план-график движения, распределили груз по рюкзакам. Продуктами нас тоже обеспечил райком: тушенка, сгущенка, каши, хлеб, чай и т.д.

На следующий день мы двинулись в путь. Договорились идти так: час быстрым темпом, пять-десять минут отдыхаем и дальше таким же способом. Вечером часам к десяти дошли до Кучерлинского озера. Нагрузка очень большая была, тропы, как сейчас, тогда там не было… Тогда и туристов было мало, они встречались редко, тем более не было ни баз, ни туристических стоянок.

Возле озера переночевали, рано утром встали и пошли дальше. Двигались строго по договоренному графику: час ходьбы, передышки, на час перерыв на обед, снова час ходьбы.

К вечеру мы добрались до Капчальского перевала. Кучерлинское озеро длиной семь километров, мы обогнули его. Дальше река Кoну-Айру. Переправились удачно. Кoну-Айру и Мошту-Айру – это западная сторона Белухи, тоже ледники. Издалека за шесть-семь километров был слышен грохот падающей воды, когда подошли, увидели – оказывается это река Капчал, которая с ледника спускается, падает с высокой скалы. С двух сторон кедры растут. Очень красиво! И вот эта масса воды со скалы «прыгает»… С двух сторон стоит радуга, красота неимоверная! Мы посидели там, полюбовались, потом поднялись по тропинке наверх и к вечеру подошли к ледникам, где и переночевали.

Утром позавтракали и двинулись дальше. Все участники экспедиции были молодые, подготовленные, жилистые, никто не ныл. Все выдерживали заданный темп, были веселы, много общались, хотя и уставали конечно. Переночевали около Капчала и поднялись на ледники.

Ледник вытянулся в длину километра на полтора. Много трещин, которых не видно под снегом. В открытые глубокие расселины с острыми ледяными краями мы бросали камни. Но не дай Бог кому туда свалиться!

По особым приметам определяя трещины, мы поднялись на вершину, там посидели, чуть-чуть подкрепились. Красота, конечно! На вершине в камнях спрятали капсулу с именами участников похода и пожеланиями будущим поколениям. С той стороны стена стоит и тоже ледник длиной в километр. По стене удачно спустились, потом, прикинув по карте, решили не огибать гору, а перейти по перевалу Песчаному.

Конечно, были сложности, попадались скалы. А с той стороны – очень крутой спуск. Когда спустились, увидели настоящие альпийские луга – трава по грудь, все шелестит, звенит, играет. Как будто попали в другой мир – цветы такие растут, бабочки, кузнечики и все остальное. Дальше начинается Катунь – места красивые, нетронутые. И на этом фоне лошади лежат – сытые, гладкие, откормленные. Оказалось, это были казахские лошади с той стороны, где Рахмановсике ключи.

Потом выяснилось, что мы чуть-чуть не дошли до начала Катуни. Нам встретились иностранцы, сказали, что швейцарцы, на вертолете прилетели. Определенные люди рядом с ними стояли, один к нам подошел и попросил не подходить к иностранцам. Тогда, как известно, это строго запрещалось. Он же подсказал, как идти вниз по Катуни. Там километрах в пяти-шести стояла казахская юрта. Если местных попросить, они за некоторую плату готовы были переправить нас на другую сторону реки. Но мы не стали спускаться, пошли по своей стороне. Оказывается, бегущая с южной стороны Белухи, где балконы и ледники, речка и есть начало Катуни. Мы прошли сколько смогли и там переночевали. А на следующий день, когда хотели пройти по этой стороне, эту маленькую речку оказалось невозможно перейти, течение было сильным.

Виктор Иртамаев, Александр Судуев и я собрались дойти до начала ледника Геблера, до самого истока Катуни. Решили переправиться через Катунь, благо там она неглубока. Когда дошли до середины реки, ног уже не чувствовали – вода ледяная. Но раз уж начали, надо идти до конца. Кое-как переправились на ту сторону и часа через два дошли до стены ледника Геблера, где начинается наша великая Катунь.

Там, на ледниках, Виктор Иртамаев провел для нас мастер-класс – показал, как пользоваться альпинистским снаряжением, как подниматься по отвесной стене.

Мы потренировались, походили, полюбовались… Лед там такого бирюзового цвета, как Катунь летом. Трудно описать словами все, что видели, все величие и красоту нашего Алтая…

Таким образом, мы дошли туда, оставили памятный знак-вымпел, посвященный 70-летию ВЛКСМ. Вечером спустились, переправились обратно через Катунь, даже не почувствовав холода. Настроение отличное, все были рады, что дошли до намеченного места, выполнили задачу экспедиции. В лагере попили чай, переночевали и утром двинулись обратно.

Пошли в обход горы Песчаной, снег растаял, идти уже было легче. По леднику спустились, два раза переночевали и добрались до Кучерлы. Домой все вернулись  счастливые, гордые тем, что выполнили задание. Так закончилась эта незабываемая экспедиция, в общей сложности занявшая десять дней.

И сегодня, спустя 30 лет, я поздравляю участников той экспедиции с юбилеем легендарного восхождения и 100-летием ВЛКСМ. Тогда весь путь в походе я не переставал удивляться красоте наших гор. И с тех пор я почти каждый год хожу на Ак-Кем, Кучерлинские озера и в другие места. Дети мои ходят на Белуху. Я не понимаю, почему наши святые места, верховья Катуни, оказывается, переданы в аренду Казахстану. Получается наша святая святых Катунь берет начало в Казахстане. Наши предки не отдавали ни пяди своей земли. Думаю, что нашему правительству и депутатам нужно вникнуть в суть вопроса, быть в курсе и взять под контроль дальнейшее развитие событий. Если мы потеряем начало Катуни, потомки нас не поймут.

СПРАВКА

Ледник Геблера – самый большой ледник горы Белухи на южном её склоне. Другое его название – Катунский. Назван в честь Фридриха Августа фон Геблера, выдающегося естествоиспытателя, географа, члена-корреспондента РАН. Длина ледника – 8,5 км, площадь – 8,5 кв. км. Питает исток реки Катуни. Состоит из двух основных потоков – Восточного и Среднего, к которым примыкает приток с запада. Главные два потока в основном питает седло Белухи.

По информации Википедии.

Записал А. Атаров

Фото М. Такараковой

Опубликовано в газете «Ажуда»

Все самые последние новости в нашем телеграм канале

Предыдущая статья
Следующая статья

Отправь другу

spot_imgspot_img

Популярное

Другие статьи

Под счастливым числом

Сегодня, 29 марта, в Перинатальном центре Республики Алтай по...

В Республике Алтай завершается контрактация объектов дорожного нацпроекта

В Республике Алтай завершается определение подрядных организаций для ремонта...

Близкие ветерана, прошедшего через войну и фашистскую оккупацию, передали для нужд СВО его автомобиль

29 марта на передовую отправился УАЗ, который принадлежал Аркадию...

В Чемальском районе застолье в кафе закончилось для посетителя ножевыми ранениями

В дежурную часть Отделения МВД России по Чемальскому району...