До наличных – километры…

Дата:

Еще десяток лет назад зарплату на многих предприятиях и в организациях выдавали в кассе. Большинство бабушек по старинке ждали почтальона с пенсией. Сельские жители вне зависимости от возраста тоже оперировали в основном наличными. Банковские карты и банкоматы были уже не внове, ими достаточно активно пользовались, особенно горожане, но у людей был выбор. Сейчас – по-другому. Все вроде бы сделано для удобства пользователей – держателей карт и получателей зарплаты. С помощью компьютера или телефона мы можем перевести на соответствующий счет оплату за коммунальные, телефонные и прочие услуги, заплатить штраф или кредит, вернуть долг или оказать помощь, даже купить товар в ларьке, где не оказалось терминала. Не получилось с телефоном – дошли до ближайшего банкомата. Все это верно, когда речь идет о жителях крупных населенных пунктов. А вот что делать тем, кому не повезло (или, наоборот, повезло) с местом жительства – кто находится в отдаленных, порой совсем маленьких селах, куда и дороги-то толком нет, а Интернет «бывает лишь по праздникам», да и то не везде? Банкоматов там нет априори – для их установки должен быть соблюден ряд условий: определенное число жителей, наличие инкассаторской службы, стабильная интернет-связь, возможность обеспечить охрану и т.д.

«Гонцы», такси и пеший ход

По стране таких «глухих» уголков – великое множество. Есть они и в нашей республике. Впрочем, чтобы ознакомиться с проблемой, вовсе необязательно искать село поменьше да поглуше. Кто бы мог подумать, что трудности с наличными и возможностью воспользоваться банкоматом есть даже в достаточно большой и вполне себе известной Усть-Коксе? О селах района и говорить не приходится. Чтобы снять деньги, люди зачастую собирают в райцентр «гонца», вручая ему свои карты и список пин-кодов. Иногда выбираются «в район» по отдельности, каждый со своей картой, чтобы оплатить услуги, заплатить штрафы, налоги, снять наличные и т.д. Это как минимум минус полдня – день, несколько сотен рублей (за такси, потому что автобусы между селами тоже курсируют далеко не везде), где-то и вовсе приходится идти пешком по безлюдной дороге, и не факт, что снять средства получится с первого раза. Бывает так: очередь подошла, а деньги в банкомате закончились или он вовсе завис (если банкомат неподалеку от дома – не проблема, а если до него километры…).

В одной из командировок коллеги из нашей редакции остановились на окраине Дъектиека, чтобы подвезти пожилую женщину, пешком направлявшуюся в Шебалино. Разговорились. Попутчица шла в банк. Пояснила: все выплаты приходят на карту, воспользоваться ею можно только в магазинах, оснащенных терминалами, а в селе ох как нужны наличные – дров привезти или наколоть, да мало ли еще нужд у сельского жителя! В Дъектиеке хотя бы есть Интернет, и при острой необходимости воспользоваться им можно в школе или в сельской администрации. А, к примеру, для жителей Кумалыра и многих ему подобных сел такая роскошь, как Всемирная сеть, недоступна. При надобности совершить любую, даже самую простую финансовую операцию им остается одна дорога: пешком, на такси или попутке в райцентр.

Проект отличный, но – не панацея

Подобная ситуация в Кош-Агачском, Чойском да и в любом другом районе республики, за исключением, пожалуй, части Майминского, прилегающей к Чуйскому тракту.

Сегодня модно говорить о проекте «Электронная деревня», которым в республике охвачено 15 населенных пунктов. Идея замечательная, но и хороший сам по себе проект, как оказалось, не панацея. В администрации Тобелера, например, установлен специальный компьютер, воспользоваться которым для входа в Интернет и связи с банком может любой житель села. Разумеется, пользуются, и это отчасти спасает, но вот если нужны наличные…

Недовольство по поводу невозможности воспользоваться наличными деньгами высказывают жители Каракокши Чойского района, Ильинки, Беш-Озека и Барагаша – Шебалинского и ряда других сел.  

Понятно, что претензии здесь не к одним только банкам, ведь подобные вопросы решаются комплексно, с участием операторов связи, органов исполнительной власти разного уровня, других структур. Все вроде бы стараются как могут, но проблема если и решается, то медленно и далеко не везде. Где-то «подводит» рельеф – проблемы со связью, где-то нет возможности обеспечить охрану, а где-то и вовсе невыгодно держать и обслуживать банкомат, так как число жителей очень мало.

В среде банкиров наличные, по мнению многих, – прошлый век. Но попробовали бы они со своими знаниями современных технологий и умениями их применять прожить на сумму, равную обычной пенсии, к тому же пришедшую на карту, прожить в отдаленной деревне, где нет банкомата, а часто и Интернета, хотя бы месяц (при этом периодически выезжая за деньгами на такси в райцентр)!

Выбор для отдельных категорий

«Цифровизация всей страны» – политика государственная, с ней не поспоришь, да это и не нужно. Важно предоставить людям информацию и возможность выбора: кому-то удобно пользоваться картой, а кому-то лучше получить деньги на руки, разложить «по кучкам» и лишь затем начать тратить.

Впрочем, у пенсионеров и ряда других категорий граждан право выбора все же есть. Как пояснила руководитель Группы финансового бизнеса УФПС Республики Алтай филиала ФГУП «Почта России» Валентина Казанцева, в соответствии с Федеральным законом №176-ФЗ от 17 июля 1999 года ФГУП «Почта России» является партнером организаций, осуществляющих выплаты пенсий, пособий, субсидий, компенсаций и ряда других целевых платежей. К ним относятся Министерство труда и социальной защиты, Федеральная служба по труду и занятости, территориальные органы Пенсионного фонда России, органы защиты населения Российской Федерации, региональные отделения Фонда социального страхования РФ. Чтобы получать пенсию или другую положенную выплату через почтальона, нужно написать заявление в соответствующую структуру и отдать его лично или отправить заказным письмом. Можно, конечно, заполнить его и на портале государственных услуг, но речь сейчас о другой ситуации. Документ обязаны принять и далее будут выплачивать пенсии и другие выплаты в соответствии с желанием получателя. Сегодня в республике работают 92 отделения почтовой связи, а почтальоны есть в каждом без исключения населенном пункте – сотрудники почты компетентны в обозначенном выше вопросе, могут предоставить соответствующий бланк и помочь составить заявление.

Позиция понятна, проблема остается

Другое дело, когда есть кредит (а кто в наше время совсем без кредитов?), – банки, как правило, настаивают, чтобы человек перевел выплату пенсии или пособия на соответствующую карту. Позиция их понятна: положенная сумма списывается по мере поступления. А вот человек зачастую остается один на один с картой и невозможностью обналичить оставшиеся деньги.

Отдельная тема – работающие жители отдаленных сел, особенно бюджетники. Карта любого вида и почти любого банка достаточно удобна, если вы житель крупного населенного пункта или в вашем селе есть хотя бы стабильный Интернет, а во дворе – автомобиль. Если же вы учитель малокомплектной школы или медик в малюсенькой деревеньке – предусматривайте в своем бюджете средства на «доставку себя к банкомату», готовьтесь к пешему преодолению многокилометрового пути или же пишите пин-код «гонцу».

P.S.: Мы будем рады, если банки откликнутся на чаяния селян и как-то поспособствуют решению их проблем, подскажут выход из сложившейся ситуации.

  • С вопросами о банкоматах редакция письменно обращалась в отделения Сбербанка, так как большинство жителей республики пользуются услугами именно этого кредитного учреждения. С ответом мы обязательно ознакомим наших читателей.

 «Электронная деревня» в помощь

В процессе подготовки материала о банкоматах довелось пообщаться не только с жителями отдаленных сел (собственно, по их инициативе тема материала и возникла), но также со специалистами ряда структур – Отделения ПФР РФ по РА, Управления Роспотребнадзора по РА, нескольких банков, Министерства экономического развития и туризма Республики Алтай. О том, что касается установки банкоматов, сказано выше (она возможна только при соблюдении ряда условий). А вот проект «Электронная деревня», совместно реализуемый Сбербанком, Правительством Республики Алтай, операторами связи МТС и Ростелекомом, действительно может помочь – по крайней мере жителям сел, где есть Интернет, – обеспечение доступности электронных сервисов в сельских населенных пунктах и является его (проекта) основной целью.

В нашей республике соответствующее четырехстороннее соглашение было подписано в мае 2015-го. Сегодня, повторюсь, проект работает в 15 населенных пунктах (шесть в Усть-Коксинском, четыре в Онгудайском, один в Чойском, по два в Усть-Канском и Кош-Агачском районах). Государственными услугами и сервисами Сбербанка (для оплаты коммунальных услуг, кредитов, штрафов, денежных переводов и пр.) их жители пользуются с помощью интернет-киосков, расположенных в точках свободного доступа.

Участники проекта отмечают, что он позволяет сократить время на осуществление платежей, избавляя людей от очередей и поездок в другие населенные пункты, а также способствует повышению финансовой грамотности населения.

Специалисты на местах обучают жителей пользоваться банковскими сервисами, в каждом из населенных пунктов, где функционирует «Электронная деревня», есть телефонная линия поддержки клиентов.

Проект развивается, список сел в рамках «Электронной деревни» будет расширяться.

Единственное условие: чтобы воспользоваться услугой, необходимо получить банковскую карту.

 

Галина МИРОНОВА

Все самые последние новости в нашем телеграм канале

Отправь другу

spot_imgspot_img

Популярное

Другие статьи

Отели на Алтае российские туристы бронируют за 2 месяца до заезда

Горно-Алтайск, РФ – Платформа Bronevik.com, входящая в МТС Travel,...

О работе пункта пропуска Ташанта

Пограничное управление ФСБ России по Республике Алтай информирует граждан...

Жители республики могут сообщить о правонарушениях со стороны судебных приставов по телефону доверия

В рамках мероприятий по противодействию коррупции в УФССП России...

Благоустройство дворов продолжается в Горно-Алтайске

Более 50 дворов благоустроено в Горно-Алтайске по национальному проекту...