История судоходства в «саду разбегающихся тропок»

Дата:

«Летнее пастбище» у говорливой речки
Есть на Телецком озере в его северной части уютная солнечная терраса рядом с долиной небольшой говорливой речки Чичинек. Склоны с южной экспозицией и обширные поляны давным-давно определили её название – Яйлю, «тёплое место», «летнее пастбище». Люди селились в этих местах с незапамятных времён – здесь находили древние бронзовые ножи и гвозди, хозяйственную утварь средних и царские монеты 17 – 19 веков, а также множество артефактов, связанных с Гражданской войной.
Русские первопроходцы в районе Яйлю впервые появились в феврале 1642 года. Официальное время образования поселения (когда оно было нанесено на карты Российской империи) – 1812-й. В 1932-м в правобережной части бассейна Телецкого озера был образован Алтайский государственный заповедник с центральной усадьбой в Яйлю. За год до этого в поселке открылась метеостанция. В 1937-м были заложены первые на Телецком озере сады, появилась первая пасека и открылась начальная школа.
В 1998 году акватория Телецкого озера вместе с территорией Алтайского и Катунского заповедников, горой Белухой и плато Укок вошла в Список Всемирного природного наследия ЮНЕСКО под общим названием «Алтай – Золотые горы». В 2003-м в Яйлю была проложена грунтовая дорога. В 2009-м Алтайский заповедник вошёл во всемирную сеть биосферных резерватов и посёлок стал позиционироваться как «биосферный полигон» ООПТ. В 2011 году был построен и освящён Храм Преображения Господня, и с тех пор Яйлю считается селом. С 2013-го работает первая в России солнечная гибридная электростанция. В 2015-м появилась мобильная связь, в 2018-м жители получили возможность подключиться к мобильному Интернету 3G.
В настоящее время Яйлю как заповедный форпост представляет собой своеобразный музей под открытым небом, где расположился уникальный комплекс природного, исторического и культурного наследия Алтын-Кёля. Здесь гости озера и заповедника могут окунуться в историю, и особенности охраны и изучения природы, ознакомиться с драматическими страницами судоходства и садоводства, увидеть реализацию отдельных проектов по ресурсосберегающим технологиям и даже, при желании, принять в них участие. Сотрудники заповедника и местные жители с готовностью покажут музей первой в системе особо охраняемых природных территорий патрульной группы, монумент «Три Яблока» – памятник телецкому садоводству, Священный Кедр деда Альчи – родовое древо тубаларов. У Храма Преображения Господня расскажут о праздновании Яблочного Спаса, а у памятника первому пароходу приоткроют картины далёкого прошлого и удивительные примеры гражданской ответственности настоящего.
Памятник первому пароходу
Памятник первому пароходу Золотого озера, «Шефу», – паровой котел с этого судна – установили сотрудники метеостанции в 1977 году. Близ него экскурсоводы знакомят гостей с историей развития судоходства на Телецком озере, а экскурсанты отправляются в путешествие по «саду разбегающихся тропок». Одна проведет дорогами великого российского реформатора Петра Аркадьевича Столыпина (именно он передал «Шеф», построенный в Швеции для русского царя Николая II и принадлежавший теперь ему, на Телецкое озеро для нужд православного мужского монастыря). Другая тропа уведёт к знаменитому русскому и советскому изобретателю Владимиру Григорьевичу Шухову. Этот великий человек не только придумал водотрубные горизонтальные котлы (как паровой котёл «Шефа»), но и спроектировал первые в мире нефтепроводы и форсунки высокого давления, резервуары для хранения нефти и нефтеналивные суда, зерновые элеваторы и сетчатые строительные конструкции («Шуховская» телебашня), на основе которых построены самые высокие в мире здания. Здесь же экскурсанты ознакомятся с тремя этапами развития судоходства на Телецком озере.
Начало
Первый этап – история «Шефа», который проработал здесь с 1913-го до начала 50-х годов. Спущенный на воду в 1900-м, «Шефом» он был до 1916-го, затем носил имена «Св. Иннокентий» (до 1918-го), «Партизан» (до 1936-го), «Заповедник» (до 1951-го). В народе его всегда называли «Иннокентием» – по имени известного миссионера и просветителя Восточной Сибири Иннокентия Кульчицкого, епископа Иркутского, о котором тоже расскажут гостям. Пароходик трудился, служа верой и правдой Благовещенскому монастырю, Челушманскому совхозу и Алтайскому заповеднику. Он исправно таскал лес, возил почту и научные экспедиции, высоких гостей и простых работников. Для увеличения грузовместимости брал на прицеп вместительные карбасы. С 1926 года команда парохода участвовала в организации познавательных экскурсий для учащихся местных школ. Демонтирован он был в 1951-м. При этом паровой котёл – будущий памятник остался в Яйлю, а корпус перегнали в Иогач, и он ещё долго служил отстойником-холодильником на дизельной электростанции. Зимой местные женщины ходили на «Иннокентия» полоскать бельё…
Для туристов и специалистов
Второй этап – появление портовых буксиров «Тройка» и «Лесоруб» для нужд Алтайского заповедника и Иогачского леспромхоза, однопалубного теплохода «Алмаз» для перевозки увеличивающегося потока туристов. В 1965 году по инициативе известного исследователя Телецкого озера Валентина Васильевича Селегея для гидрологического мониторинга метеостанция получила катер «Александр Грин». Позже в связи с развитием туризма на озере появился ещё один однопалубный теплоход, «Жемчуг», а в качестве рабочих судов пришли суда класса «Ярославец». Бурное развитие социального профсоюзного туризма во второй половине 60-х годов прошлого века потребовало новых решений для перевозки большого числа пассажиров. В 1968-м на озеро пришел двухпалубный теплоход класса «ОМ», впоследствии «Пионер Алтая» (назван в память о торпедном катере, построенном на средства алтайских пионеров и комсомольцев и достойно сражавшемся с фашистами на Балтике). Он был построен на Московском судостроительном заводе в 1964 году, две навигации отработал в Московском пароходстве, а в 1967-м его передали Бийскому пароходству. По каналу имени Москвы, Волго-Балтийскому водному пути и Беломоро-Балтийскому каналу судно ушло в Белое море, оттуда Северным морским путём – в Обскую губу. Далее поднялось по Оби до Барнаула, где зазимовало. Там его максимально облегчили, демонтировав легкосъёмное оборудование. Сразу после вскрытия реки теплоход ушел в Бийск и, как только уровень воды в Бии поднялся до необходимой отметки, своим ходом пошел вверх. Бия была тогда судоходной до Турочака, дальше через перекаты и пороги судну помогли двигаться трактора, шедшие по кромке берега и тянувшие его тросами. В 1972-м подобным способом на озеро был доставлен аналогичный теплоход «Яков Баляев».
Во время навигации теплоходы ежедневно выполняли рейсы по всему Телецкому озеру. Многочисленные туристы имели уникальную (особенно по нынешним временам) возможность за символическую плату ознакомиться с заповедной красотой Алтын-Кёля, а местные жители – выехать с дальних кордонов на «большую землю». Это был период расцвета социального туризма. В девяностые, после известных событий, озеро надолго опустело… Вытащенные на берег и брошенные теплоходы печально ржавели. В 2007-м был решён вопрос об утилизации «Якова Баляева»… И здесь начался следующий этап судоходства на Телецком озере. История эта крепко связана с местным жителем и ответственным гражданином Иваном Южаковым.
Человек и теплоход
Когда начали резать «Яков Баляев», Иван, выросший на озере, прошедший жёсткую жизненную школу и ставший предпринимателем, выкупил «Пионер Алтая».
Теплоход поставили на кильблоки, сделали косметический ремонт и открыли в нём кафе и музей Телецкого озера. А потом пришло решение о восстановлении «Пионера» в первозданном виде. Проект разработали в Новосибирском инженерном центре судового проектирования, и, по словам специалистов, это был первый в истории современной России случай восстановления подобного судна для регулярных пассажирских перевозок.
Через 100 лет после первой судоходной навигации на Телецком озере, 18 сентября 2013 года, восстановленный «Пионер» вышел в свой первый технический рейс. Испытания успешно завершились 30 октября, после прохода по всей акватории озера. С 12 июня 2014-го теплоход в летнюю навигацию ежедневно курсирует от Артыбаша до водопада Корбу и обратно. В отдельные дни он заходит в Яйлю, чтобы предоставить возможность группам школьников прикоснуться к заповедной красоте. Иван Валерьевич идёт навстречу детям из Республики Алтай, они могут безвозмездно посмотреть на Алтын-Кёль из-за высоких и надёжных бортов теплохода.
Послесловие
С коллегой из Министерства природных ресурсов России Владимиром Горбатовским мы сидим на смотровой площадке Чачилган или, как называет её наша детвора, Васькиной Горе. На юге высится укутанный белоснежными облаками массив хребта Алтын-Туу, чуть дальше виднеется в дымке гора Туалок и просматривается створ долины Челушмана. Слева, на востоке, совсем рядом, рукой подать, хребет Корбу. На западе на обширных полянах ровными строчками написана история заповедного сада, украшенная крышами яйлинских домов. Яркое солнце играет с волнами Золотого Озера и посылает нам свои весёлые блестящие приветы. Сквозь звенящую тишину слышится нарастающий гул – это движется «Пионер Алтая». Я показываю на теплоход и говорю гостю, что это идёт легенда и яркий пример гражданской ответственности: нужно иметь достаточно мужества, чтобы решиться восстановить теплоход подобного класса в нынешних экономических и человеческих реалиях, когда сложно найти единомышленников и в государственных структурах, и среди земляков. Но Иван не испугался проблем. Он восстановил «Пионер Алтая» в том числе и потому, что когда-то, в босоногом детстве, каждый день собирался на нём прокатиться, но как-то не сложилось. И только став его полновластным хозяином, Иван Южаков увидел красоту Алтын-Кёля с борта теплохода.

Евгений Веселовский,
член Русского географического общества и Ассоциации «Морское наследие России», Алтайский государственный природный биосферный заповедник
При подготовке использованы материалы ИТЦ «Кедрогор» и портала «Водный транспорт». Дополнительные источники: О. Алекин «На Алтай. К Телецкому озеру (Путевой очерк)», В.И. Верещагин «Восточному Алтаю. Дневник путешествия в 1905 году. Алтайский сборник», В.В. Селегей «Телецкое озеро: очерки истории», Отчет об Алтайской Духовной Миссии за 1912 год в Томских епархиальных ведомостях от 2013 года, газеты «Алтай» (1912 год), «Ойротский край» (1926), «Красная Ойротия» (1934, 1935), «Алтайская правда» (1958, 1963, 1964, 1980, 1981 и 1982).

Все самые последние новости в нашем телеграм канале

Предыдущая статья
Следующая статья

Отправь другу

spot_imgspot_img

Популярное

Другие статьи

Прокуратура выявила факт незаконной рубли леса в Чемальском районе

Природоохранная прокуратура выявила факт незаконной рубки лесных насаждений на...

«Иль сны приходят. В них я с вами вместе…»

Время летит неумолимо. Изменить чью-то судьбу мы не можем,...