Профессия на стыке медицины и педагогики

Дата:

На стенах красочные рисунки, развивающий коврик из фетра, на столах кинетический песок, яркие игрушки и книги… Кабинет небольшой, но очень уютный. Буквально во всем чувствуется творческая рука хозяйки. Несмотря на то что учителем-дефектологом детского сада №5 комбинированного вида Анастасия Жиленкова работает всего год, за ее плечами серьезное профессиональное достижение – она победитель республиканского конкурса педагогического мастерства «Шаг навстречу-2018».

  • Я родом из Усть-Калманского района Алтайского края. Моя семья – это династия педагогов. Бабушка была учителем географии, папа – учителем истории и более двадцати лет директором школы. Я и не задумывалась над выбором профессии, само собой разумелось, что тоже непременно буду педагогом.
    Помню свой первый рабочий день: тридцать малышей-трехлеток кричат, шумят и шалят, казалось, что привыкнуть к такому невозможно, на следующее же утро я прямиком отправилась увольняться, но выяснилось: прежде нужно отработать две недели. А за это время поняла, что все не так уж страшно, как представлялось, наоборот, работать с детьми – это здорово! – делится Анастасия.
    Воспитателем в Горно-Алтайском детском саду №11 она проработала четыре года, пока ее не пригласили методистом в другой детский сад.
    После курсов переквалификации Анастасия начала трудиться в новом для себя качестве, работа, по ее словам, была «бумажной», что яркой личности и деятельной натуре пришлось не по вкусу, хотелось заняться чем-то, что дает больше пространства для творчества. В это время как раз освободилось место дефектолога, Анастасия решила попробовать. На новой должности пришлось много учиться, пройти специальные курсы, самостоятельно штудировать литературу по логопедии и дефектологии. Но зато на новом рабочем месте оказались неплохие преимущества, например короткий рабочий день – всего четыре часа, а главное – целое поле для реализации своих творческих задумок и идей.
  • Сначала, конечно, пришлось трудно, – признается Анастасия.
    Ее подопечные – это примерно двадцать ребят с различными зрительными патологиями.
    Рабочий процесс специалиста построен в тесном взаимодействии с воспитателями и медицинским работником.
    Лечением глаз детей занимается Нелля Алексеевна Кондратова, специалист с большим стажем работы. Каждый день она осматривает воспитанников, дает рекомендации, в соответствии с которыми необходимо вести занятия.
  • Нужно знать зрительную специфику, структуру дефекта и строение глаз каждого ребенка.
    С ребенком с остаточным зрением (глубокое нарушение зрения) нужно работать по принципу «рука в руке», поскольку малыш с таким диагнозом не может самостоятельно ни писать, ни рисовать, ни обследовать предметы. К каждому в группе требуется индивидуальный подход.
    За консультацией к нам обращаются не только родители наших воспитанников, но и довольно часто по направлениям врачей другие мамы и папы, у детей которых обнаружено то или иное заболевание глаз. Этим малышам кроме лечения, которое прописывает врач, необходимы специальные упражнения.
    Родителям нужно знать, как заниматься и играть с ребенком. Если выполнять все рекомендации, многих проблем в будущем можно избежать.
    Хорошо выправляется косоглазие. Многие родители торопятся с операцией. Но в некоторых случаях лучше не подвергать ребенка хирургическому вмешательству, безопаснее и надежнее устранить дефект с помощью специальных упражнений, разрабатывая глазные мышцы.
    С мотивацией детей у нас проблем нет, они, как правило, с удовольствием идут на занятия. Но перегружать знаниями малышей с заболеваниями глаз так же опасно, как не заниматься с ними вовсе. Чтобы добиться хороших результатов, и родителям, и педагогам нужно двигаться со специалистами в одном направлении, мы стараемся это объяснять мамам и папам. Но, увы, прислушиваются не все. Бывает, что достигнутый результат недельной работы в детском саду сводится к нулю, если ребенку на час или больше дали «зависнуть» в телефоне, планшете или даже позволили долго смотреть телевизор. Малыши умеют манипулировать взрослыми, и, удовлетворяя их просьбы, родители порой оказывают детям медвежью услугу. Еще одна большая проблема – поломка очков. Их для детей изготавливают индивидуально под заказ, цены на них доходят порой до восьми – девяти тысяч рублей. Если очки сломались или разбились, что неизбежно в детском коллективе, понадобятся две – три недели на изготовление новых, а драгоценное время уходит. В лечении важен каждый день, но нагрузка должна быть дозированной и на умственную, и на зрительную сферу, прежде всего для ребенка с особыми образовательными потребностями, – подчеркивает педагог.
    Она отмечает, что к выпуску из детского сада многие ребята избавляются от своих недугов и ничем не отличаются от сверстников, в школе к ним предъявляются те же требования, что и ко всем остальным.
    Дети с серьезными нарушениями зрения могут продолжить образование в специализированных учреждениях, ближайшие из них находятся в Бийске и Барнауле. Многие родители, зная о том, что их ребенок не сможет учиться в обычной школе, заранее готовятся к переезду.
    Стоит отметить, Горно-Алтайский детский сад №5 – единственный в республике, в котором есть группы для детей с нарушениями зрения. Их посещают около сорока ребят. Самыми распространенными диагнозами являются дальнозоркость, косоглазие, дальнозоркий астигматизм, близорукость, есть ребята и с более сложными заболеваниями, такими как отслоение сетчатки, амблиопия высокой степени, блефароптоз и другие.
    В садике организована системная лечебно-восстановительная работа, сочетающаяся с коррекционно-педагогической.
    Мест для всех желающих не хватает, своей очереди каждый год, как правило, ожидают пятнадцать дошколят.
    Для решения этой проблемы скоро открывается группа кратковременного пребывания детей. Теперь специальные коррекционные занятия смогут посещать еще около двадцати малышей в возрасте от полутора лет.
    С недавних пор детский сад №5 сотрудничает с Благотворительным фондом «Иллюстрированные книжки для маленьких слепых детей». Фонд выпускает специальные цветные иллюстрированные рельефные книги с тактильными элементами, благодаря чему воспитанники садика учатся читать добрые интересные сказки.
     

Галина ЯСАКОВА

Все самые последние новости в нашем телеграм канале

Предыдущая статья
Следующая статья

Отправь другу

spot_imgspot_img

Популярное

Другие статьи

Пришел праздник к малышам

Национальному воспитанию в детском саду «Росток» в Кош-Агаче уделяют...

В Республике Алтай пройдет единый День открытых дверей федерального проекта «Профессионалитет»

20 апреля на площадках федерального проекта «Профессионалитет» в Республике Алтай...

«Единая Россия» проведёт «Диктант Победы» на суше, в море и в небе

Международное масштабное тестирование на знание истории Великой Отечественной войны...

По требованию прокуратуры подрядчик привлечен к ответственности за нарушения при благоустройстве городской площади

По требованию прокурора города подрядчик привлечен к административной ответственности...