Услышать голос исчезнувшей цивилизации…

Дата:

Воссоздать музыкальный инструмент, существовавший до нашей эры, оживить музыку, забытую, казалось бы, навеки, – такую цель поставила перед собой творческая лаборатория при Культурно-историческом музейном центре. Проект «Реконструкция древней музыки и музыкального инструментария скифская арфа V- IV вв. до н.э.» победил во втором конкурсе Фонда президентских грантов в 2017 году в номинации «Сохранение исторической памяти». Автором и руководителем проекта является Светлана Шатровна Катынова.

Как отмечает Светлана Шатровна, целью проекта является не только создание «звучащего» инструмента, но и воссоздание скифской арфы как одного из свидетельств культурного богатства и глубины национальной исторической памяти, восстановление утраченных и создание новых музыкальных традиций, организация культурной среды для лучшего понимания истории музыкальных инструментов человечества.
В рамках проекта предполагаются: сбор и систематизация исторических и фольклорных материалов, всестороннее изучение музейного экспоната, консультации со специалистами по древним музыкальным инструментам.
При Культурно-историческом музейном центре организована работа мастерской по изготовлению и реставрации народных музыкальных инструментов и предполагается создание студии для экспериментальной работы со звуком и обогащения инструмента новыми акустическими свойствами в дальнейшем.
В целях популяризации знаний о древнем инструменте, внедрения его в современную музыкальную культуру планируются организация выставок арфы cо звуковым маркированием музеев и культурных центров, разработка и установка модулей, издание справочника, оснащенного фото-, видеоматериалами, проведение экспериментальных площадок для обучения желающих игре на инструменте, участие в конкурсах и фестивалях, проведение форумов, семинаров.
С 2017 года началась рекультивация Пазырыкских курганов Улаганского района. По окончании работ предполагается создание музея под открытым небом. Воссозданная арфа станет одной из ярких экспозиций выставки.
– Участники проекта побывали в командировке в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге, провели сравнительное изучение пазырыкской и башадарской арф. По результатам собранных материалов созданы чертежи, эскизы.
Мы хотели бы создать наиболее точные копии древних арф и их современные варианты. Часть инструментов будет передана республиканским музеям – Национальному музею им. А.В. Анохина, его Улаганскому и Онгудайскому филиалам.
Наш проект рассчитан на год. По его окончании мы надеемся продолжить работу по внедрению инструмента в современную музыкальную среду. Проект найдет, мы уверены в этом, свое развитие. На воссозданном инструменте можно будет исполнять не только алтайскую музыку, но и произведения других народов, а также классические и современные композиции. Надеемся, что в будущем в музыкальных школах республики откроются специальные классы для обучения игре на этом инструменте.
Сейчас мы занимаемся проектом – «Международный фестиваль «Арфа Шелкового пути». Уже ведется работа с представителями музыкальных академий, консерваторий Китая, Кореи, Монголии, Японии, Германии, Америки, Казахстана, где восстанавливались древние арфы.
Хочу заметить, что бюджет гранта требует детальной разработки. Например, что касается оплаты труда. В нашем проекте все оказанные услуги оплачиваются. У меня часто спрашивают, как удалось в заявку гранта включить оплату труда. Прежде всего бюджет проекта должен быть реальным – без выдуманных цифр, каждый пункт нужно детально прорабатывать и обосновывать.
Работа по реконструкции арфы – большой и кропотливый труд, объединяющий разные сферы деятельности, в котором важна каждая деталь, например порода и качество древесины, способ ее обработки. Как показало исследование, струны арфы изготовлены не из волос или сухожилий, как мы предполагали, а из скрученных кишок животных. В некоторых тюркских языках (к примеру в тувинском) словом «ятха» обозначаются внутренности животных. Кстати, музыкальный инструмент, найденный в 2008 году в Баян-Ульгийском аймаке Монголии, относящийся к типу арф, назван алтайн ятха. Словом «дьаткан» часто называют музыкальный инструмент в алтайских фольклорных текстах.
Конечно, это только наши предположения и догадки, название же пазырыкского инструмента требует более тщательного и всестороннего изучения.
Уникальность проекта состоит в том, что, реконструировав древний инструмент, мы получим возможность возродить ранние музыкальные традиции и практики, тем самым представить миру образец пазырыкской арфы как культурного наследия обширной евразийской зоны, – рассказала Катынова.

Галина МИРОНОВА
Фото предоставлено Культурно-историческим музейным центром

Все самые последние новости в нашем телеграм канале

Отправь другу

spot_imgspot_img

Популярное

Другие статьи

В Чемальском районе приступили к дорожному ремонту

В Чемальском районе приступили к ремонтным работам на автодороге "Усть-Сема...

Суд назначил сельчанину реальный срок лишения свободы за кражу денег с банковского счета знакомого

Горно-Алтайский городской суд назначил реальное лишение свободы за хищение...

Пятиклассник из Боочи — победитель всероссийской научной конференции

Пятиклассник Салым Сарбашев из Боочи стал победителем на всероссийской...

За неделю от укусов клещей пострадали 189 человек

Клещевая активность продолжает расти в Республике Алтай. Как сообщили в...