Вера у нас одна – вера в Россию

Дата:

Минул-пролетел год, достойно отмеченный 95-летием газет «Звезда Алтая» и «Алтайдын Чолмоны». Подшивки изданий хранят память о событиях прошедших лет. Но помимо газетных строк у каждого журналиста были не поведанные читателям личные воспоминания о встречах с людьми, вошедшими в историю Республики Алтай, обстоятельствах, фактах, оставшихся «за кадром».

Первый Глава Республики Алтай В.И Чаптынов не стремился к славе, увековечению своего имени. Об этом подумалось, когда в Госсобрании – Эл Курултай проходило торжественное собрание, посвященное его памяти. Всего несколько снимков, которые демонстрировались как главные – фотокорреспондента ТАСС В. Садчикова, где Валерий Иванович на фоне Флага Республики Алтай, две-три черно-белые фотографии – на берегу Катуни на фоне гор, негативы которых еще хранятся в моем архиве. Любительских снимков много, а профессиональных очень мало. Для книги «Чаптынов», изданной фондом его имени, не передавались некоторые впечатления о личных встречах с Валерием Ивановичем, которые казались не заслуживающими внимания, но могли бы пополнить память об этом человеке.
…Кош-Агач, конец 70-х. Заполненный людьми, в основном тружениками сельского хозяйства, зал. С докладом выступает избранный первым секретарем райкома партии В.И. Чаптынов. Редакция командировала меня осветить это событие. По окончании его разговариваю с несколькими участниками партхозактива. Вижу приближающегося приветливого Валерия Ивановича. Спрашивает, каким мне показалось его выступление. Вопрос воспринимаю с некоторым удивлением: ему ли, блестящему оратору, имеющему богатый опыт общения с народом, спрашивать меня, простого газетчика?
– Валерий Иванович, люди слушали доклад очень внимательно, с интересом, ведь вы рассказали о перспективах развития района. Все было просто, по-деловому, ничего лишнего. – Ловлю при этом внимательный взгляд Чаптынова, он смотрит в глаза, словно желая удостовериться, искренне ли я говорю.
По привычке остановился в Кош-Агаче в гостинице, устроенной в половине жилого деревянного дома рядом с двухэтажным зданием нынешней администрации района. Маленькие комнатки-номера по сторонам узкого коридорчика, все скромно, но удобно. И вдруг уже вечером сюда приходит Валерий Иванович. Оказывается, он здесь живет, это его временная квартира. Чувствую себя незваным гостем, знал бы, пошел в центральную гостиницу. Почему же меня не предупредили? Чаптынов тонкий психолог, его приветливость успокаивает. Вот он подходит к телевизору, что в коридорчике у окна, и спрашивает: «Посмотрим фильм?»
Телевизор «с характером», любит, чтобы его подергали за проводки, покрутили антенну, потом он начинал что-то показывать. Фильм какая-то драма, как говорят, тяжелый, смотрим его в полном молчании. Он о пороках общества, людском горе, несчастьях, трагических семейных ситуациях.
– Ну что скажешь, Валя, про этот фильм, почему мы так живем? – обращается ко мне по-дружески Валерий Иванович.
– Тяжело на все это смотреть, Валерий Иванович, – отвечаю уклончиво.
– Ну а почему, почему так? – Чаптынов приглашает меня к обсуждению фильма.
Он не может так просто, спокойно после фильма уйти спать в свою комнату. Я не готов к глубокому обсуждению, чувствую в начале разговора, что передо мной мыслитель, человек большого кругозора. Не только фильм, а состояние общества тревожит его. В чем причина падения человека, где искать выход, спасение общества от бед людских, происходящих по вине самих же людей? Мне кажется, что ответ на этот вопрос Валерий Иванович знает, меня хочет проверить, так ли и я думаю. Чего же ожидать было после того, как взорвали храм Христа Спасителя, разрушили церкви, расстреляли царскую семью, столько погубили священников, крестьян в лагерях? Мир содрогнулся от этих зверств! Но открыться полностью не могу, чтобы не огорчить пессимизмом собеседника.
После неоконченного обсуждения остается чувство, что Валерий Иванович мог бы и хотел сказать, что причина показанных бед – в отсутствии у людей веры, нарушении дарованных свыше заповедей, а не просто в плохом воспитании.
…В.И. Чаптынов работает в Кош-Агаче, и мы с другом геологом Ю.В. Никифоровым отправляемся туда во время отпуска. Цель поездки – доехать поближе, на полтора-два десятка километров, чтобы пробраться горами до левого притока Челушмана, где геолог когда-то обнаружил удивительные «сибирские кактусы» – карагану гривастую, похожую на обитателей знойных широт планеты. Как появилась она в той теснине гор – тайна, нигде близко на сотни километров карагана не встречается.
Раннее утро, до начала рабочего дня еще больше часа, Валерий Иванович в кабинете нового двухэтажного здания райкома. Спрашиваю, не пойдет ли машина в нужную нам сторону.
– Так Никифоров здесь? – оживленно говорит он. – Давай его сюда!
– Прямо сейчас, Валерий Иванович?
– Прямо сейчас! Заходите, не ожидая в приемной.
Приветливая встреча геолога, исходившего всю территорию высокогорного района.
– Юрий Владимирович, для того чтобы строить в районе, нужен цемент. Завозить его далеко и дорого. Есть ли у нас сырье для производства цемента? – спрашивает Валерий Иванович.
– Есть, – после короткой паузы говорит геолог. – Знаю месторождение гипса, его можно использовать. Но это очень далеко, у самой границы, у хребта Сайлюгем.
– Мы туда сможем добраться, чтобы посмотреть?
– На машине не доехать, много пешком идти.
– Значит, пойдем.
На пограничной заставе В.И. Чаптынову – он в резиновых сапогах, походной одежде – отдают честь, и мы едем дальше. Дорога все труднее, по камням, зарослям кустарников, болотистой местности, вот уже дальше УАЗу не проехать, идем пешком. Слева возвышается хребет со снегами, за ним – Монголия. После долгого и трудного пути перед нами появилась белая, словно из чистого снега, гора. Гипс, чистейший гипс, и сколько его много! Но дорогу проложить сюда вряд ли возможно.
На обратном пути взяли с геологом для коллекции в ручье ярко-красную глыбу яшмы весом около пуда. Она в моем рюкзаке, больно давит на спину. Через несколько километров Валерий Иванович говорит, что часть пути он пронесет эту ношу сам. Мы категорически не соглашаемся, сами взяли, сами и понесем. К тому же видим, что его кабинетная работа дает о себе знать при ходьбе.
– Давно мечтаю купить рюкзачок и найти время, чтобы походить по горам, – говорит он.
Но вряд ли потом осуществилась эта простая мечта походить по горам, отвлечься от круговерти дел…
Дела позвали В.И. Чаптынова в Горно-Алтайск, он уже признанный руководитель республики. В это время редактором «Звезды Алтая» назначается В.Н. Сарыкин. Меняются времена, меняются и люди. Владимир Николаевич согласился с предложением печатать в газетных еженедельниках под названием «Суббота» православный календарь, напоминающий читателям о тысячелетнем историческом пути России. Часть общественности удивлена, протестует, редактору звонят, требуют закрыть православную тему, но календарь выходит. А когда Сарыкин уехал на работу в Барнаул, редактором, впервые в истории газеты, был назначен человек из журналистского коллектива – А.И. Востягин. На депутатской сессии республики его утвердили единогласно. И вскоре в газете начала выходить православная страница «Сретение», которая готовилась к печати общественной редакцией ревнителей православной культуры.
Та же часть общественности еще более протестует, в Доме печати по вечерам проходят встречи с активистами, выступающими против темы православия, в наш адрес критика, злость. Удастся ли выстоять Александру Ивановичу перед этими яростными нападками? Но материалы для «Сретения», мои и членов общественной редакции, редактор не задерживает.
Очередная вечерняя дискуссия со шквалом критики в адрес «Звезды Алтая» в Доме печати. Утром следующего дня неожиданная встреча с Чаптыновым. Иду в сторону почты и вдруг оказался рядом с Валерием Ивановичем. Возможно, он от своего дома шел пешком в Госсобрание. Короткий разговор.
– Как дела в редакции? – спрашивает он.
– В коллективе все нормально, Валерий Иванович, но часть читателей протестует против православной страницы. Вчера вечером опять собирались недовольные в Доме печати со своими требованиями.
– О православии надо писать! – твердо говорит Чаптынов. – Чтобы у нас не было никаких сект!
Это поддержка, да еще какая! А еще беспокойство за народ, за духовную безопасность государства. С наступившими временами «дерьмократизации» в Горный Алтай, как и в другие места, нагрянули сектанты, западные проповедники. У них деньги, опыт ораторского искусства. Это часть западной политики по отношению к нашей стране – разобщить людей. В Горно-Алтайск приехали проповедники из Америки. Людей полный зал, из города и районов республики. Ораторство – высший класс. После очередной лекции вижу нескольких женщин со слезами умиления на глазах, они готовы обнять проповедников, так благодарны им. Вроде правильные и хорошие лекции о христианстве, но уж больно у них все просто. Написал на бумажечке свои грехи, сжег эту бумажку – вот и все, от грехов избавился, получил прощение.
Задаю вопросы проповедникам: если у них искренние намерения помочь людям прийти к вере, почему они ведут себя так, словно нет в Горно-Алтайске православной церкви, священников, а перед ними люди, которые еще не слышали о христианстве, как племя дикое, непросвещенное? Если у них искренние намерения, то почему бы им не помочь первой в Горном Алтае православной церкви, восставшей на руинах разрушенных храмов? Молчат, уходят от ответа. Но житель Липецка, он среди нескольких соотечественников, сопровождающих иностранцев, признается «не для печати», что делает это из-за денег. А на эти поездки выделяются большие деньги. О происходившем в ДК был опубликован материал в «Звезде Алтая» под названием «Искушение».
Искушению подверглись жители Улаганского района. Какие-то сектанты уговаривают людей поддержать строительство в южной оконечности Телецкого озера некоего храма всех религий, чтобы сюда приезжали со всего света. Но жители Улагана, Балыктыюля, Коо, Балыкчи, с которыми довелось встретиться после нашествия сектантов, остались верны православной вере. И власти района, республики проявили мудрость, отказав в строительстве странного сооружения.
Сектанты в то время наводнили всю Россию, Украину, Белоруссию, о чем рассказывали священники и прихожане православных церквей. Но люди оставались верны православию, за редкими исключениями, когда сектантам-лжеучителям удавалось заманивать кого-то в свои сети.
Исполнилась мечта В.И. Чаптынова – Горно-Алтайская автономная область становится республикой. Сентябрь 1991 года. В здании Президиума Горно-Алтайского рессовета Председатель Совета народных депутатов республики В.И. Чаптынов встречается с представителями общественных организаций и, отвечая на вопросы, рассказывает, какой будет новая власть. Материал идет срочно в номер. После беседы с Валерием Ивановичем уже вечером иду к нему, чтобы он посмотрел подготовленный текст с его ответами. В приемной уже никого нет, Чаптынов просматривает кипу бумаг, в кабинет заходит Е.М. Карпов, приносит еще какие-то документы. Прочитав внимательно текст, Валерий Иванович подает его мне со словами о будущем республики.
– У нас все будет хорошо. У нас (имеет в виду алтайцев и русских) и вера одна.
Хорошие слова, сильные, добрые, сказанные от души. Такими словами не бросаются, они словно откровение. И взгляд у Валерия Ивановича добрый, в нем искренность. Это сказал человек православного мировоззрения или политик-дипломат? Сожалею, что тогда воспринял эти слова не без тени сомнения.
Вспоминая в подробностях короткие встречи-общения с Валерием Ивановичем, все больше убеждаюсь, что первый глава республики был человеком православного мировоззрения и желал принести людям только добро. Это он во время руководства Государственным Собранием – Эл Курултай подписал в 1995 году документ о возвращении православным христианам отобранного когда-то старейшего в Горном Алтае храма Святаго Духа в Майме. К 50-летию со дня рождения В.И. Чаптынов был награжден высокой наградой Русской Православной Церкви – орденом Святого благоверного князя Даниила Московского.
У Валерия Ивановича была глубокая вера в Россию. Об этом он много раз говорил в своих выступлениях. «Мои предки-алтайцы 200 – 300 лет назад искали защиту в России. История показала, что этот выбор был правильным. И я сейчас не вижу иного пути. Расчленение России невозможно. Россия должна быть неделимой…» Эти слова, сказанные в 91-м, остались на страницах «Звезды Алтая».
Многое, о чем говорил, мечтал Валерий Иванович, сбылось. Хорошо, что у нас в Горном Алтае мирное житие и межнациональное согласие. Что поднялись, построены православные храмы, до предела наполняемые людьми, и священники обращаются ко всем со словами: «Дорогие братья и сестры!» И хорошо, что в республике сильная и энергично работающая власть. Всем этим надо дорожить, готовясь к главному событию этого года – выборам президента. Дорожить, помня уроки истории, когда не так давно, в 90-е годы, решалась судьба России.

Валентин Варванец
Фото автора
Продолжение в следующем номере «ЗА»

Все самые последние новости в нашем телеграм канале

Отправь другу

spot_imgspot_img

Популярное

Другие статьи

Пограничники из Республики Алтай выиграли Чемпионат СФО по самбо

В Кемерово с 14 по 16 апреля состоялся Чемпионат...

Москва, Новосибирск и Кемерово: кто катается на лыжах в Горном Алтае — аналитика МТС Travel

В этом сезоне на седьмом месте по количеству поездок...

Сельчанин осуждён за незаконное изготовление боеприпасов к огнестрельному оружию

Житель села Анос Чемальского района осуждён за незаконное изготовление...

Руководство «Единой России» в Республике Алтай примет участие в предварительном голосовании

Приём заявок для участия в процедуре продолжается до 25...